Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-методологические основы современного образовательного процесса в высшей школе



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы современного образовательного процесса в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание дисциплины

«Основные принципы и закономерности функционирования современного образования»

Раздел 1.

Теоретико-методологические основы современного образовательного процесса в высшей школе

Педагогика (греч. рaidagogike; рaidоs – дитя, ago – веду) – детовождение, детоводство. В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал в школу ребенка своего господина. В Греции педагогами называли людей-наставников, воспитывающих и обучающих детей. Постепенно понятие «Педагогика» расширилось и стало употребляться в значении «вести ребенка по жизни», т.е. обучать и воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.

Теперь понятие «Педагог» употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием, прежде всего детей и молодёжи, – воспитателя, учителя, преподавателя. Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями, на самом раннем этапе возникновения общества.

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим, философским наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран.

Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовке человека к дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Практика воспитания определяется как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, изготовление орудий труда и т.д. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, а вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. Конфуций (Кун-цзы)(ок. 551 – 479 г.г. до н.э.) – древний китайский мыслитель. Основные взгляды изложены в книге «Беседы и суждения». В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей не достаёт, учитель?» – обращается к нему ученик. «Обогати её!» – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?», спрашивает ученик. «Обучи её!» – восклицает учитель.

Педагогика приобрела статус наукии самостоятельной дисциплины благодаря трудам и авторитету чешского ученого Яна Каменского. Он изложил свои основные идеи в трудах «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа», др.

Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – чешский мыслитель, гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики. Сегодня «Дидактика» как теория и методика обучения – определилась как самостоятельная область общей педагогики. Ян Амос Каменский стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Слова «урок», «класс», «каникулы», «обучение» пришли в современную школу вместе с его именем. В его труде «Великая дидактика» впервые были сформулированы основные принципы организации педагогического процесса, используемые и в современной школе – как общеобразовательной, так и профессиональной.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду; с архитектором, который застраивает знаниями все уголки человеческого существа; со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей; с полководцем, ведущим наступление против варварства и невежества. Он написал десятки учебников для школы, больше 260 педагогических произведений.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных образовательных учреждений в 18 веке привело к необходимости подготовки педагогов. Педагогика сформировалась как учебная дисциплина.

Великим педагогом России 19 века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871). Его называют учителем русских учителей. Он – педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике он проводил идею воспитывающего обучения. Его основные труды: «Детский мир», «Родное слово» (переиздавалось 167 раз!), «Человек как предмет воспитания». Его наследие составляет 11 томов, педагогические произведения имеют ценность и сегодня. Вот как он охарактеризовал профессию учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. А его дело – скромное по наружности – одно из величайших дел истории. На этом зиждутся государства и им живут целые поколения».

Современная педагогика как учебная дисциплина рассматривает теорию и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Можно дать определения, раскрывающие понятие «Педагогика»:

1) наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;

2) наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека,

3) наука об организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Термин «Педагогика» имеет несколько значений:

o «Бытовое» значение педагогики – каждый человек на протяжении всей своей жизни выступает в роли «педагога», т.е. обучает и воспитывает членов семьи, детей, коллег;

o Практическое значение педагогики – ее рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанной с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно подчеркнуть взаимосвязь народной, житейской педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания.

o Педагогика как наука и одновременно как область человековедения – педагогические теории, модели, прогнозы, учения, рекомендации строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке.

o Педагогика как учебная дисциплина.

o Педагогика как отрасль гуманитарного знания – входит в общекультурный контекст современной жизни. Она проявляется как педагогическая культура человека в целом.

Понятие дидактика произошло от греч. didaktikosпоучающий, относящийся к обучению, универсальное искусство всех учить.

Дидактика или теория обучения – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение.

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают критерии дидактики: 1) результативность и 2) эффективность обучения, организованные в соответствии с определённой теорией или концепцией.

Результативность – это полнота и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели и результаты обучения. Это – качество знаний, уровень мышления, способы умственной и познавательной деятельности и т.д.

Эффективность обучения свидетельствует о трудоёмкости, времени, затраченных ресурсах (материальных, человеческих, экономических).

Объектомдидактики высшей школы является целенаправленный процесс

В основе каждой дидактической теории или концепции должно лежать понимание сущности процесса обучения.

Дидактические теории актуализируют практический опыт обучения, раскрывают закономерности, принципы, способы организации обучения, описывают образовательные технологии, характер взаимодействия преподавателей и студента на основе предшествующего педагогического опыта. Они могут раскрывать специфику дидактической теории на уровне определённого подхода, научной идеи, принципа. Подход при этом называют концептуальным подходом к организации обучения, к его методологическим основам.

В условиях перехода к современным рыночным условиям возникла необходимость преобразований в подготовке кадров на новых началах: профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.



2019-07-03 225 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы современного образовательного процесса в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-методологические основы современного образовательного процесса в высшей школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)