Стандартизация образования.
Все учебные планы и рабочие программы, по всем дисциплинам разработаны в строгом соответствии с ГОСами. ГОСы меняются и совершенствуются в соответствии с изменением и совершенствованием образовательных задач в обществе. Разработка стандарта в профессиональном образовании позволяет: 1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень специалиста-профессионала; 2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, контроля над эффективностью деятельности учебного заведения; 3) упорядочить нормативно – правовые аспекты подготовки всех объектов системы профессионального образования; 4) установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования; 5) обеспечить конвертируемость, надежность профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда. 4. Демократизация и плюрализация образования. Демократизация системы образования является одним из направлений образовательного процесса. В образовании процесс демократизации связан с обеспечением его доступности, бесплатного общего образования, равноправия при получении высшего профессионального образования. Это должно происходить на основе способностей каждого, направленных на развитие личности, на увеличение уважения к правам человека. Одним из направлений демократизации является создание «рынка» учебных заведений. Одним из средств обеспечения подлинного права на выбор образования заключается в приведении в действие закона спроса и предложения в области образования. Но всюду в мире это находится под очень сильным влиянием контролем государства. Демократизация тесно связана с плюрализацией образования. Плюрализация углубляет и закрепляет демократические достижения, способствует формированию новой философии жизни и культуры мышления, основанной на многообразии национальных культур и на множественности способов получения знания, т.е. направлены на развитие человека. Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и подготовку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения. Она призвана выполнять роль главной артерии учебно-воспитательного процесса, приближать педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делать организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом. До недавнего времени словосочетание "педагогическая технология" считалось недопустимой вольностью в трактовке процессов обучения и воспитания. Тысячи преподавателей и методистов создавали методические указания, планировали её воспитательные мероприятия и др., действуя по интуиции, по наитию. Массовое внедрение педагогических технологий и появление самого этого понятия относят к началу 60-х годов XX века и связывают с реформированием сначала американской, а затем и европейской школ. Оно получило признание в ЮНЕСКО. В одном из документов ЮНЕСКО даётся официальное определение педагогической технологии: «это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования», К 70-м годам понятие "педагогическая технология" овладело сознанием педагогов. Слово «технология» пришло к нам из греческого языка (techne – искусство, мастерство, logos – наука, закон, слово, учение). Технология – это характеристика целостного, завершенного процесса. Она представляет систему методов, средств и процессов целенаправленного изменения состояния объекта. Технологией также называют сами операции по изготовлению чего-либо. Технология является и научной дисциплиной, изучающей физические, химические и другие закономерности, действующие в разных процессах. Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо вида продукции, главным образом в производственной деятельности. Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций). Каждое действие основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности. Представляет интерес одно из первых определений педагогической технологии, которое официально было принято в 1979г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США. Было выработано следующее определение: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». При всей авторитетности этой ассоциации это определение не позволяет разграничить понятия «педагогическая технология» и «методика обучения». Педагогическая технология и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Ориентация на технологический подход в применении средств педагогики предполагает определенную технологичность самих форм и методов обучения с точки зрения из структуры, конструирования, практического применения, соответствия начальному этапу проектирования учебного процесса – постановке педагогической задачи. Эффективность педагогического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Их часто по традиции называют организационными формами и методами обучения. В настоящее время существует много определений понятия «педагогическая технология». Многие из них мы рассмотрим и проанализируем. Иногда говорят о более частном понятии «технология обучения». Самое простое определение – «технология обучения» – это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Основными чертами современных трактовок понятия «Педагогическая технология» являются: · разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок авторов под конкретный ожидаемый результат; · выстраивание технологической цепочки педагогических действий в соответствии с поставленной целью и гарантией всем обучаемым достижения и усвоения содержания ГОС; · предусмотрение взаимосвязанной деятельности учеников и учителя при обеспечении образовательных потребностей ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; · диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности. «Педагогическая технология» – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технология обучения есть последовательность операций и процедур, составляющих дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания: усвоению знаний, приобретению профессиональных умений, формированию личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Технология обучения – способ реализации содержания обучении, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных целей обучения. Структурными составляющими технологии обучения являются: o цели обучения; o содержание обучения; o средства педагогического взаимодействия, в т.ч. мотивация и средства преподавания; o организация учебного процесса; o студент; o преподаватель; o результат деятельности, в т.ч. уровень профессиональной подготовки. Педагогическая технология (по В.П. Беспалько) – это: 1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; 3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса. Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по различным параметрам. Выбор технологии обучения один их важнейших и, в тоже время, наиболее трудных элементов педагогической технологии. Осуществляя его, надо исходить из того, что каждая технология ориентирована на определённый круг дидактических задач. Необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны. На этой основе следует выбирать оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определённому занятию. Одни педагоги при выборе технологии обучения исходят из цели и результатов обучения. Другие – из содержания учебного материала и его возможностей. Третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. Некоторые при этом опираются на житейский опыт, аналогии, на интуицию. Кто-то соединяет опыт с анализом вариантов, используя известные педагогические принципы, законы и подходы. Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения, практической реализации педагогических научно-технических достижений. Применительно к педагогическим процессам инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов. Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств, созданию в вузе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется рядом обстоятельств: 1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили обновление системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса, кадрового состава; 2) усиление гуманизации содержания высшего образования, изменение объема и состава учебных дисциплин, введение новых специальностей и специализаций требует новых форм обучения; в данной ситуации возрастает роль и авторитет педагогического значения в преподавательской среде; 3) изменение отношения преподавателей к самому факту освоения педагогических новшеств. Инновационная деятельность приобретает все более избирательный, исследовательский характер; 4) вхождение вузов в рыночные отношения придают особую роль конкурентоспособности вузов и внутри них – профессорско-преподавательского состава. К инновационным технологиям обучения относят: 1. Технология активного обучения 2. Дидактические или деловые игры 3. Модульное обучение 4. Проблемное обучение 5. Компьютерное обучение 6. Дистанционное обучение Анализ структурных компонентов учебного процесса с точки зрения их инновационности означает: 1) выявление наличия или отсутствия в них новизны; 2) установление повторяемости известного с несущественными изменениями; 3) определение конкретно того, что уже известно; 4) обнаружение дополнения известного существенными признаками; 5) установление создания чего-то качественно нового. Технологии активного обучения опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется: 1) роль обучающего (вместо информатора он становится менеджером), 2) роль обучаемых (вместо объекта воздействия – субъектом взаимодействия), 3) роль информации (не цель, а средство для освоения действий и операций) профессиональной деятельности. Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления процесса, деятельности. Активизация осуществляется за счет отбора проблемного содержания, особых организационных приемов на занятиях, обеспечения диалога преподаватель – студент, применения технических средств. Сюда можно отнести проблемную лекцию, семинар-дискуссию с "мозговой атакой", выездное практическое занятие, программированное обучение. В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование(деловые, ролевые игры), т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Контекстное обучение – относят к технологиям активного обучения – это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности специалиста. Одним из приоритетных направлений развития современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования информационными и коммуникационными технологиями. Информатизацию образования можно определить, как внедрение в образовательный процесс информационный технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники. Информационные технологии в образовании – технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения. Информационные технологии создают предпосылки для интенсификации учебного процесса: · незамедлительная обратная связь; · компьютерная визуализация учебной информации; · хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; · автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, процессов управления учебными заведениями; · автоматизированный контроль (и самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Информатизацию образования можно определить, как внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям общества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники. Новые информационные технологии в образовании – технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения. Информационные технологии – это система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора хранения, обработки, распространения, отображения, использования информации ее пользователей. В их состав входят аппаратные, программные, информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении. Развитие компьютерного образования вызывает необходимость систематизации компьютерных средств обучения. Выделяют три уровня компьютеризации учебного процесса: 1-ый уровень – предполагает создание образовательного пространства на основе глобальных или региональных компьютерных систем. Требует определенной адаптации учебных планов к требованиям глобальных систем, наличие современной техники, компьютерной грамотности и высокой мотивации пользователей. 2-ой уровень – предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных систем в рамках учебного заведения или класса, что требует специальных программ. 3-ий уровень – предполагает включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс, в качестве элемента, активирующего учебно-воспитательную деятельность учащихся. Условием проектирования таких систем является наличие простейших компьютерных средств и квалифицированных преподавателей, совершенствующих свою педагогическую деятельность. Перспективные направления использования ИТ: 1. Реализация возможностей технологии Мультимедиа – это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения и передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт-дисков CD-ROM. 2. Использование ресурсов телекоммуникативных сетей: современная электронная почта, электронные почтовые ящики, электронные доски объявлений, использование сети Internet. Компьютеризация обучения или информатизация обучения – многоцелевое использование средств электронно-вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер является самым важным элементов информационной технологии. Цель такого обучения – подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, где большой удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным технологиям. Информационно – образовательное пространство – это открытая система, способная к самоорганизации его субъектов, т. е. упорядочению и самоупорядочению его компонентов. Задача формирования информационно – образовательного пространства и его субъектов – помочь каждому выстроить свою личную информационно-образовательную среду для адаптации в мире и реального влияния на мир природы. В настоящее время происходит развитие содержания образования по всем учебным предметам, связанные с развитием Интернет-образования, что затрагивает: 1. значительное расширение круга учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования; 2. расширение самого содержание учебного эксперимента; 3. расширение источников получения знаний в процессе обучения; 4. привнесение в содержания образования и методов общенаучного методологического характера (информационная картина мира, информационное моделирование). Благодаря межпредметным связям эта методология и понятийный аппарат проникают в различные учебные предметы и оказывают влияние не только на многие аспекты их содержания, но и на логику их построения в целом. Важнейшими методологическими целями, реализуемыми с помощью информационных технологий, являются: 1. Возможность визуализации учебной информации, 2. Моделирование явлений и процессов при теоретическом изложении вопроса. 3. Проведение практических исследований в условиях компьютерной имитации реального эксперимента Компьютерные методики занимаю промежуточное положение между теоретическими и практическими, удовлетворяют требованиям доступности теоретических методов исследования, наглядности экспериментальных результатов, удобства и эффективности при проверке знаний. Информационные технологии создают предпосылки для интенсификации учебного процесса: o незамедлительная обратная связь; o компьютерная визуализация учебной информации; o хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; o автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, процессов управления учебными заведениями; o автоматизированный контроль (и самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |