Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Концепция педагогического контроля.



2019-07-03 497 Обсуждений (0)
Лекция 2. Концепция педагогического контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Педагогический контроль, его структура и содержание.

2. Виды контроля в учебном процессе.

3. Функции контроля.

4. Принципы контроля.

5. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля.

1. Педагогический контроль, его структура и содержание.

Педагогиче­ский контроль представляет собой единую дидактическую и мето­дическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совмест­ный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направ­лена на оценку результатов учебного процесса. С помощью конт­роля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реа­лизуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять до­стоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объектив­ную информацию для принятия управленческих решений и вы­полнить ряд других не менее важных задач [12; 28; 42; 47]

Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности. Косновным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся:

- выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли поня­тийных индикаторов;

- операционализация понятий путем формирования эмпири­ческих индикаторов (вопросов, заданий и т.д);

- создание модели желаемых результатов контроля;

- проведение контрольных мероприятий;

- сличение модели и реальных ответов учащихся;

- формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.

Перечисленные компоненты всегда присутствуют в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога. Они интерпрети­руются и раскрываются по-разному в зависимости от того, про­водится контроль традиционными средствами или применяются тесты. При тестовом контроле операционализация понимается как процедура перехода от понятийных индикаторов к эмпирическим референтам, в роли которых выступают задания теста. Модель ре­зультатов предельно стандартизируется и задается в виде правил оценивания и ключа ответов, сличение же результатов тестируемых с ключом ответов проводится с минимизацией субъективно­го фактора автоматизировано либо с помощью экспертов.

Содержание контроля. Среди компонентов структуры конт­рольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяю­щее содержание контроля и предмет оценивания [7; 19; 47 и др.]. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвое­нием знаний, который направлен на выявление и оценку резуль­татов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ этого процесса. Ему свойственен, как правило, пооперационный характер (Н.Ф.Талызина). Содержание контроля, предназначен­ного для оценки результатов учебного процесса, связано с трак­товкой обученности, которую психологи рассматривают в кон­тексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств ин­теллекта (И.А.Зимняя). Педагоги же при оценке обученности ста­вят в центр внимания уровни освоения содержания обучения и способы учебной деятельности (В.М.Блинов и др.).

Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хо­тят видеть в качестве результатов обучения, но и задает опреде­ленные приоритеты при обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно стано­вятся ориентирами для учителя в его повседневной работе, осо­бенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административно-управлен­ческих решений в образовании. Подобное влияние наблюдается сегодня в связи с развитием эксперимента по введению ЕГЭ [9]. Оно может иметь деструктивные последствия для образования, привести к дисбалансу в правильных акцентах при обучении. На­пример, при постоянном применении некачественных тестов, включающих в основном задания для оценивания фактов и поня­тий, возможно усиление внимания учителей к изложению факто­логического материала вместо выявления сути фактов и законов, развития творческой деятельности учащихся и обучения их применению теоретических знаний на практике.

Стандартизация требований к освоению предметного содержа­ния в контроле. Содержание контроля, нацеленного на результа­ты учебного процесса по отдельным предметам, задается в госу­дарственных образовательных стандартах (ГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования. В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ГОС. Про­исходит операционализация требований – приспособление фор­мы представления требований к задачам измерения [8]. Также вво­дится уровневая дифференциация требований ГОС, обеспечива­ющая дополнительные стимулы для повышения продуктивности учебной деятельности (В.В.Фирсов) [67].

Опыт разработки и применения ГОС в других странах показал, что мотивация учащихся к реализации поставленных целей обу­чения растет, если четко выделены критерии достижений учени­ка и свидетельства его продвижения, задана и детально описана прогрессирующая последовательность уровней достижений и уча­щийся информирован о том, что нужно сделать, чтобы достичь более высоких оценок.



2019-07-03 497 Обсуждений (0)
Лекция 2. Концепция педагогического контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Концепция педагогического контроля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)