Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля



2019-07-03 715 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общие замечания. Психолого-педагогические аспекты контро­ля связаны с анализом уровня сформированности навыков само­контроля и самооценки у обучаемых, являющихся важным пока­зателем качества учебной деятельности [19]. Формированию навыков самоконтроля в значительной степени препятствуют авто­ритарные методы проведения проверок, когда ведущая роль в контроле принадлежит преподавателю, а подчиненная и пассив­ная отводится ученику. Альтернативой авторитарности служат идеи сотрудничества преподавателя и учеников, базирующиеся на по­мощи обучаемому в осознании им своих задатков, склонностей и способностей в условиях превращения социально значимых целей обучения и воспитания в личностно значимые.

Самоконтроль и самооценка. Под самоконтролем понимаются действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий [19; 46]. Результат про­цесса самоконтроля — самооценка, которая может быть и завы­шенной, и заниженной в зависимости от психологических осо­бенностей человека. Хотя уровень сформированности навыков са­моконтроля педагоги относят к показателям полноценности обу­чения, они не умеют их отслеживать и оценивать. Трудность здесь состоит в том, что эти навыки раскрываются при анализе меха­низма перехода контрольно-оценочных процессов, осуществляе­мых учителем, во внутреннее состояние учащегося, которое характеризуется новыми действиями по самоконтролю и самооцен­ке в структуре учебной деятельности и плохо поддается внешней оценке.

Сточки зрения П.П.Блонского, процесс перехода вне­шних контрольно-оценочных процессов во внут­ренние навыки самоконтроля имеет четыре стадии, на которых уровень внешнего проявления навыков самоконтроля сни­жается и теряет внешний характер проявления по мере продви­жения учащегося в усвоении учебного материала [42]. Участие пре­подавателя в формировании навыков самоконтроля вполне ре­ально на первой стадии, когда учащийся еще не усвоил ма­териал. Вторая стадия предполагает наличие сформирован­ных навыков самоконтроля. На ней учащийся репродуцирует усвоенный материал и контролирует свои знания совместно с пе­дагогом. Третья стадия отличается ростом уровня усвоения, благодаря которому самоконтроль приобретает выборочный характер, а участие педагога уменьшается, становится минимальным к четвертой стадии полного усвоения учебного мате­риала. На четвертой стадии самоконтроль теряет всякие внешние проявления, становясь интерпсихическим свойством обучаемого. Таким образом, основные усилия педагога по формированию на­выков самоконтроля у обучаемых должны быть сосредоточены на первой и второй стадиях путем выбора оптимального режима кон­троля и средств его осуществления.

Сотрудничество педагога и обучаемых в контроле. Идеи сотруд­ничества с обучаемым как отдельная область исследований по­явились в педагогической науке в середине 80-х гг. XX в. в качестве перспективного направления инноваций. Сотрудничество связано с гуманистической идеей помощи обучаемому, которая особенно трудно реализуется в педагогическом контроле. В условиях сотруд­ничества текущий контроль должен влиять на характер учебной деятельности, ее интенсивность, направленность и обеспечивать потребность в добровольном обращении обучаемых за помощью преподавателя для решения поставленных задач.

Необходимые условия для возникновения сотрудничества в про­цессе текущего контроля. Создание необходимых условий сотруд­ничества педагога и обучаемых в текущем контроле связано с ана­лизом мотивационной сферы учебной деятельности. Главной при­чиной снижения мотивации к обучению можно считать отсутствие специальных механизмов оптимизации трудности учебных задач, отвечающих принципам доступности и вместе с тем достаточно высокой трудности. В свое время эти принципы были положены в основу дидактической системы Л.В.Занкова. Эксперимент по ее внедрению показал, что при нарушении принципа доступности уча­щийся пытается механически списать готовые решения во время контроля или полностью отказывается от поставленных перед ним учебных задач. Недостаточная же трудность учебных заданий при­водит к неполной реализации развивающей функции контроля, что исключает потребность в сотрудничестве с педагогом.

Противоречивость между принципами доступности и достаточно высокой трудности является условной, если под доступностью по­нимать не легкость, а работу на пределе возможности обучаемо­го, когда задания слишком трудны для самостоятельной работы, но вполне могут быть выполнены с помощью педагога. Обраще­ние за помощью создает основу для сотрудничества, поэтому не­обходимые условия сотрудничества педагога и обучаемых в теку­щем контроле связаны с оптимизацией трудности контрольных заданий в индивидуализированном режиме, с учетом отличий в подготовке учащихся.

Вопрос в том, как реализовать это технологически, связан с наличием банка тестовых заданий, имеющих устойчивые, статис­тические оценки трудности (см. Лекцию 12), и специальных шкал, позволяющих сопоставить уровень подготовленности учащихся и трудность тестовых заданий благодаря введению общих единиц измерения (см. Лекцию 15).

Зоны развития личности обучаемого. Психологическая трактов­ка основных положений педагогического контроля в условиях со­трудничества учителя и учащихся связана с концепцией Л.С.Вы­готского о зонах развития личности [16]. Зоне актуального развития личности обучаемого должны соответствовать за­дания, с которыми он может справиться самостоятельно. Оценка знаний школьника, полученная на основе таких заданий в итого­вом контроле, является соответствующим показателем уже осво­енного им учебного материала.

Если оценки достаточно объективны, то при выполнении ос­военных заданий необходимости в помощи преподавателя обыч­но не возникает.

Задания, соответствующие зоне ближайшего разви­тия, обучаемый может выполнить правильно только с помощью педагога, благодаря сотрудничеству с которым у обучаемого рас­ширяется область знаний и умений, расширяются границы осво­енных заданий за счет перехода в их число новых заданий, отно­сившихся ранее к зоне ближайшего развития ученика.

Таким образом, введенные Л.С.Выготским зоны развития лич­ности обучаемого помогают наметить пути формирования отно­шений сотрудничества между преподавателей и учеником в про­цессе текущего контроля.

Необходимым условием возникновения таких отношений между учеником и преподавателем является подбор контрольных зада­ний оптимальной трудности, соответствующих зоне ближайшего развития каждого обучаемого.

Практические методы отбора заданий, соответствующих по трудности зоне ближайшего развития каждого школьника, рас­сматриваются в ряде исследований по адаптивному тестированию и в пособии по разработке педагогических тестов [59; 60]

 

 



2019-07-03 715 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)