Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Таганрогский Государственный педагогический институт»
Кафедра русского языка и культуры речи
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Выпускная квалификационная работа студентки 3 курса отделения заочного обучения Бекетовой М.М.
Научный руководитель: кандидат психологических наук старший преподаватель Кругликова А.Ю.
Таганрог 2008 Содержание
Введение Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования 1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 1.3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении 2.1. Цели, задачи и методы исследования 2.2. Условия организации логопедической работы в группе 2.3. Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика, планирование работы, результаты 2.4. Выводы и практические рекомендации Заключение Литература Приложение
Введение
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) [21]. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века. Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада. Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми нарушениями. Объект исследования: логопедическая работа в специализированной группе детского сада для детей с речевыми нарушениями. Предмет исследования: диагностика, коррекция, планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической работы. Гипотеза исследования: преодоление речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа, что предполагает организацию следующих условий: § создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей; § систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей; § взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы. Задачи исследования: 1. Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. 2. Дать теоретическое обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе. 3. Обосновать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с различными речевыми нарушениями. 4. Осуществить экспериментальное изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия, направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы. 5. Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам. Методологическая основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др. Методы исследования: теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, эксперимент, наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, логопедическое обследование, беседы с детьми, педагогами и родителями, изучение медицинской и психолого-педагогической документации. Исследование проходило на базе МДОУ д/с второй категории № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области в логопедической группе.
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |