Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специальных учреждений и системы воспитания и обучения. Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведено П.И.Малофеевым (1996) [21]. Им были выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к детям с особыми нуждами. Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в России специальных дошкольных и школьных учреждений. Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка с последующей их компенсацией. Начиная с конца 60-х годов ХХ века, в нашей стране создана и интенсивно развивается дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с различными нарушениями, в том числе речевыми [27, 28]. Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции. По итогам работы были созданы отдельные экспериментальные группы при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи. Первоначально в детских учреждениях открывались группы для детей с легкими речевыми нарушениями (недоразвитие фонематической стороны речи). Позднее стали открываться группы для детей с более сложными нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи). На основании приказа МП СССР № 125 от 21 ноября 1972 года была утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения, что позволило развивать сеть логопедических групп в массовых детских садах и логопедических детских садов для детей с речевым недоразвитием. Позднее постановлением правительства РФ № 677 от 1 июля 1995 г. утверждается «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях», на основании чего в России создаются детские сады (ДОУ) компенсирующего типа с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей. В 1998 г. выходит новое постановление № 867 от 31 июля 1998 г., в котором предлагается «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», определяющее типы различных специализированных учреждений [27]. Таким образом, в течение более двадцати лет планомерно и целенаправленно создавалась нормативно-правовая база современной системы специального образования в России. На сегодняшний день детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные логопедические группы при учреждениях общего типа комплектуются непосредственно теми органами управления образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения. Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специального дошкольного учреждения (группы) включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта у детей, но и подготовку их к овладению грамотой и школьному обучению, а также личностное развитие дошкольников [7, 21, 32, 39, 40]. Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие коррекционное обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа. Проблемы коррекционно-развивающего обучения являются актуальными и в Ростовской области [30]. Система специального образования в нашем регионе представляет собой довольно разветвленную сеть служб, организационных структур, работа которых опирается на положения «Концепции реформирования и развития системы специального (коррекционного) образования», принятую Управлением образования администрации г. Ростова-на-Дону в 1998 г. Диагностико-консультативную помощь населению и образовательным учреждениям оказывают: областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), 3 штатных, 21 кустовая ПМПК и около 100 психолого-медико-педагогичеких консилиумов. По статистическим данным 1997 г. данными структурами было обследовано 5063 ребенка дошкольного возраста, у 229 человек из этого числа были обнаружены тяжелые нарушения речи. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями осуществляется в настоящее время в Ростовской области в трех основных формах: 1 – в специализированных ДОУ для детей с речевыми нарушениями; 2 – в специализированных (логопедических) группах массовых детских садов; 3 – в логопедическом пункте детского дошкольного учреждения (деятельность логопункта регулируется соответствующим нормативно-правовым положением). На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: · своевременным обследованием детей; · рациональным составлением расписанием занятий; · планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; · наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий; · оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями; · совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения являются: 1. Укрепление и развитие здоровья детей. 2. Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей. 3. Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку. 4. Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности. 5. Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям. 6. Развитие мелкой моторики руки. 7. Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения [7, 18, 39, 42].
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |