Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации к постановке логопедического заключения



2019-07-03 617 Обсуждений (0)
Рекомендации к постановке логопедического заключения 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и проведению обследованию звукопроизношения.

Рекомендации к постановке логопедического заключения

Проблема диагностики речевых расстройств имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Точная диагностика нарушений речи способствует более правильному комплектованию речевых групп ДОУ, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы (классы), более направленному, дифференцированному, а, в конечном счете, и более эффективному логопедическому воздействию.

  В теории и методике современной логопедии отсутствует единый стандарт формулирования логопедического заключения. В практике логопедической диагностики это приводит к тому, что логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах.

Принятые в отечественной логопедии психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации нарушений речи рассматривают речевые расстройства в разных аспектах. При этом данные той и другой классификации дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на определение симптоматического уровня нарушений речи, создает предпосылки определения характера речевой патологии и решает, прежде всего, практические задачи комплектования логопедических групп.

В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить логопедический диагноз на основе клинико-педагогической (этиопатогенетической) классификации. Клинические характеристики, в первую очередь, ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. Однако дифференцированный подход в коррекции нарушений речи невозможен без учета как уровня несформированности речи ребенка и нарушенных компонентов его речи, так и механизмов, форм нарушения речи.

Таким образом, логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна реализоваться в рамках обеих классификаций, а логопедическое заключение выстраиваться на основе их пересечения. Принятые в логопедии классификации дополняют друг друга и служат общим задачам – комплектованию логопедических групп и реализации системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Помимо этого, Р. И Лалаева (2000) указывает на назревшую к настоящему времени необходимость уточнения и расширения психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В частности, она отмечает тот факт, что у детей с ОНР, по мере проведения коррекционной работы, происходит нормализация звукопроизношения и фонематического развития, а недоразвитие лексико-грамматического строя сохраняется еще длительное время. Это может стать основанием для того, что бы наряду с ОНР и НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить еще и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Кроме того, и внутри клинико-педагогической классификации необходимо уточнить формы нарушений речи.

Далее приводятся рекомендации по постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой в книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения», Е. М. Мастюковой в статье «Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза» в учебном пособии для студентов педвузов «Логопедия», Н.М. Трубниковой в пособии «Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и ДЦП», В.М. Акименко в сборнике «Речевые нарушения у детей», примеры формулирования логопедических заключений логопедами – практиками.

 

2. Методические рекомендации к постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой *

_________________________________________________________________

* Приводится по книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения»: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).

 

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификацияучитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение про­изношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

 При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаше всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

  При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй:

2. Клинико-педагогическая классификацияраскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств:

· дислалия,

· дизартрия или стертая форма дизартрии,

· ринолалия,

· расстройства голоса,

· мотор­ная, сенсорная алалия,

· детская афазия,

·  задержка речевого развития (ЗРР),

· общее недоразвитие речи при задержке психического раз­вития (ЗПР),

· ОНР невыясненного патогенеза,

· заикание,

· тахилалия,

· спотыкание (полтерн).

 

Варианты пересечения двух классификаций.

•   Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

 - нарушения голоса,

 - ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

- выход из моторной (сенсорной) алалии,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

- моторная алалия,

- сенсорная алалия,

- сенсомоторная алалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи:

- заикание,

- тахилалия,

- брадилалия,

- спотыкание (полтерн).

 



2019-07-03 617 Обсуждений (0)
Рекомендации к постановке логопедического заключения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации к постановке логопедического заключения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)