Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обследование звукопроизношения



2019-07-03 415 Обсуждений (0)
Обследование звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Обследование звукопроизношения проводиться только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследования связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки звукопроизношения. Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятым в логопедии методикам предложенными Т. В. Волосовец, Т.Б. Филичевой, Н.А евелевой, О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной, М.Ф. Фомичевой., О.Е.Грибовой. Начинать необходимо с изучения строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, затем проводят обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При обследовании можно обнаружить следующие аномалии:

Губы – большие, мясистые, короткие;

Зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

Прикус – открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия ;

Небо – высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;

Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка, географический.

Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата ребенку предлагают различные задания по подражанию. Сначала выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть:

1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);

2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);

5) поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;

6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед – назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).

При выполнении ребенком этих движений логопед оценивает их качество по следующим критериям:

Четкость – ребенок знает направление движения губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;

Плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

Дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);

Точность – достижение правильного конечного результата, т.е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;

Равномерность – симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;

Устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);

Переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому.

Для обследования звукопроизношения необходимо иметь предметные картинки на определенные звуки. Для удобства пользования и хранения их вкладывают в конверты. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и в конце слова-названия, так как в разных положениях звук произносится несколько по-разному. Картинки должны быть доступны детям по содержанию и красочны.

При обследовании произношения звуков необходимо выявить умение ребенка произносить звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как произносит ребенок слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), наблюдается ли у ребенка перестановка или выпадение звуков и слогов.

При проверке произнесения звуков предлагаются, например, следующие картинки:

«ш» – шапка, чашка, душ;

«л» - лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа;

«л» – малина, лебедь, полено;

«р» – радуга, корова, забор, труба;

«йот» – яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк;

«г» – гамак, вагон, нога, рог;

«к» – мак, комната, ветка, лук;

«х» – хлеб, муха, мох, охотник;

«с» – санки, коса, нос, стакан, стол;

«сь» – сети, письмо, гусь;

«з» – завод, зубы, коза, звезда, воз;

«з» – зима, корзина, газета;

«ц» – цапля, солнце, палец, цветок;

«ж» – жук, лужа, нож;

«ч» – чайник, качели, печка, ночь;

«щ» – щетка, щепки, плащ, клещи;

Т. В. Волосовец предлагает использовать для обследования следующий набор картинок. С их помощью проверяется произнесение следующих групп звуков:

1-я группа – звонкие согласные:

[в] – валенки, вата, ванна, волк, сова, павлин;

[в] – веник, вилка, ветка, конверт, конверт, ковер;

[б] – банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, барабан, кабан;

[б] – белка, билет, берет, береза, лебедь;

[д] – дом, дым, дыня, дудочка, удочка;

[д] – дятел, диван, один, деньги, будильник;

[г] – гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета;

[г] – гиря, гитара, сапоги, ноги.

2-я группа – глухие согласные:

[ф] – флаг, факел, кофта, лифт, шарф;

[ф] – фильм, фикус, кофе, кофейник, морковь;

[п] – пакет, палка, портфель, капуста, тапочки, дуб, суп;

[п] – пирамидка, пила, капюшон, копейка, выпь;

[т] – тарелка, танк, туфли, стакан, матрас, кот, рот;

[т] – теленок, телефон, котелок, котенок, лошадь;

[к] – конь, кот, кофта, конфета, колесо, клоун, юбка, кубики, лейка, веник, паук, танк, клубок, колобок;

[к] – кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки;

[х] – хорек, хата, халат, охотник, выхухоль, горох, порох;

[х] – хирург, химик, парикмахер.

3-я группа – свистящие согласные:

[с] – собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, пылесос;

[с] – селедка, семья, листья, письмо, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси;

[з] – зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, ваза, коза, роза, береза;

[з] – земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел;

[ц] – огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

4-я группа шипящие согласные:

[ш] – шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш;

[ж] – жук, жаба, желуди, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи;

[ч] – мяч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха;

[щ] – щенок, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, часовщик, уборщица, плющ, лещ.

5-я группа – сонорные согласные:

[л] – лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, бела, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, дятел, футбол;

[л] – лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, туфли, бинокль;

[р] – рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор;

[р] – ремень, редиска, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири.

6-я группа – звук [j] в конце и начале слога:

[j] – скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай;

[ja] – ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея;

[jэ] – ели, ежи, ежевика, боец, поезд, платье;

[jo] – ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье;

[jy] – юбка, юла, юрта;

[jи] – ульи, муравьи.

На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) подбирается не менее трех картинок, чтобы услышать и записать, как ребенок произносит этот звук. Размер предметных картинок – 10*10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что по законам русской фонетики звонкие согласные звуки в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки. Поэтому при обследовании произнесения звонких звуков не следует брать картинки, в названии которых эти звуки оглушаются. Надо подбирать слова-картинки такие, чтобы звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы, брызги).

Старшим детям можно предложить повторить предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например:

Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке.

Галин черный щенок резвится около дома.

Эти приемы помогут определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого решить, какое это нарушение – фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторить звук за собой, используя различные игровые приемы и картинки-символы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком – прямые и обратные. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.

 Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков .

 

Ø Собака ест мясо.

Ø У Зои заболели зубы.

Ø Курица с цыплятами пили воду около колодца.

Ø Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

Ø У Маши новые шапка и шубка.

Ø Жук жужжит – жжж.

Ø Щеткой чищу я щенка.

Ø Девочки и мальчики скачут как мячики.

Ø Лампа упала со стола.

Ø Люда и Лена гуляли на улице.

Ø У Раи на руке рана.

Ø Рита с Риммой варят рис.

Ø Яша ел сладкие яблоки.

Ø Емеля едет еле-еле.

Ø Ежик у елки наколол гриб на иголки.

Ø Юля дала Юре юлу.

Ø Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Ø Коля катается на коньках.

Ø Галя гонит гусей домой.

Ø Хлебница стоит на холодильнике.

Ø Никите купили кеды и кепку.

Ø Гена надел сапоги.

Ø Мухи сели на хлеб.

Ø Волк воет – в-в-в.

Ø Бабушка была больна.

Ø Даша дала дыню Диме.

Ø Тетя Дина сидит на диване.

 

 



2019-07-03 415 Обсуждений (0)
Обследование звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обследование звукопроизношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)