Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ вертикального конфликта в рамках онтологического подхода



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Образ вертикального конфликта в рамках онтологического подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В качестве основы в онтологическом подходе рассматривается образ социальной ситуации. В данном исследовании в качестве такой социальной ситуации рассматривается вертикальный конфликт, а объектом исследования стал образ вертикального конфликта. Он определяется как «репрезентация вертикального конфликта в системе знаний руководителей и работников». Используя данный подход, исследовалась проблема вертикального конфликта.

В соответствии с основными положениями онтологического подхода, образ вертикального конфликта включает в свою структуру три основных компонента: представления, знания руководителя о себе, его знания и представления о работнике и категоризацию руководителем и работником данной конкретной конфликтной ситуации.

Онтологический подход позволяет рассматривать социальное явление в его “продолженности” во внутренний мир субъекта: “Онтологический подход рассматривает соотнесение внешнего и внутреннего через их взаимодействие, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность”[32]. В связи с этим представляется возможным рассмотреть поведение работников и руководителей в вертикальном конфликте.

Резюме: образ вертикального конфликта это репрезентация вертикального конфликта в системе знаний субъекта. Являясь частью поведения руководителя в конфликте образ вертикального конфликта задает специфику данного поведения, что, в свою очередь, определяет эффективность разрешения конфликта руководителя.

Образы вертикального конфликта различаются, что обусловлено асимметрией отношений в вертикальном конфликте.

 

 


Глава 3. Методы и этапы исследования

Методы исследования.

 

Для изучения образа вертикального конфликта была использована методика “Образ конфликтной ситуации”, разработанная Н. И. Леоновым и М. М. Главатских в рамках исследования поведения человека в конфликте.

Данная методика позволяет описать то, как образ вертикального конфликта представлен в сознании руководителя.

В качестве объектов описания были образы вертикального конфликта руководителей и работников.

 

Этапы исследования

 

В соответствии с задачами, суть которых заключалась в том, чтобы

-выявить основные элементы образа вертикального конфликта;

-выявить особенности образов вертикального конфликта работников и руководителей;

-выявить отличия образов вертикального конфликта у работников и руководителей, нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого – выявить особенности образа вертикального конфликта руководителей и работников. В качестве испытуемых выступали группа работников и группа руководителей. В дальнейшем была построена матрица расстояний шкал, которая затем подвергалась процедуре факторного анализа. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета SPSS.

В качестве объектов описания были следующие объекты вертикального конфликта.

1. Я в конфликте

2. Я-идеальное в конфликте

3. Другой человек в конфликте

4 Мой руководитель

5.Мой коллега

6 Успешный человек в разрешении конфликта

10. Я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу.

11. Я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека

12. Я в ситуации, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

13. Я в ситуации, когда избегаю конфликта

14. Успешное разрешение конфликта

15. Человек, который меня привлекает

16. Человек, который мне не нравится

17. Человек, который меня отвергает

18. Человек, который ко мне расположен

19. Человек, реакцию которого я не могу понять

20. Человек, который меня критикует

21.Мой подчиненный

В качестве испытуемых, были 14 человек- 11 работников и 3 руководителя, работающих в рамках одной организации (Городская больница 7). 

Был проведен анализ данных объектов, которые могут быть представлены как “я-идеальное в конфликте”.

1. Я в конфликте

Данный объект говорит о том, как руководитель или работник оценивает себя в конкретной конфликтной ситуации.

Руководитель: в его интересах - не доводить конфликт до столкновения, результатом которого может быть увольнение работника.

 Работник: в его интересах – не доводить конфликт до столкновения во избежание его увольнения.

2. Я-идеальное в конфликте

Руководитель: конечной целью конфликта является достижение положительного результата в деятельности предприятия.

Работник: конечной целью конфликта является достижение результата в его пользу.

3. Другой человек в конфликте 

-может извлечь из конфликта пользу (претендует на место конфликтующих сторон);

- занимает нейтральную позицию;

- встает на сторону руководителя или работника.

4 Мой руководитель

Должен быть: неконфликтный; компетентный; внимательный к работнику, спокойный; активный; сильный; уверенный; решительный; анализирующий.

4. Мой коллега

Должен быть: неконфликтный, спокойный, трудолюбивый, интеллигентный, честный, дисциплинированный.

6. Успешный человек в разрешении конфликтов

Характеристика: коммуникабельность, дипломатичность, образованность, интеллигентный, компетентность, конструктивность, доброжелательность, целеустремленность.

7.Агрессивный человек

Характеристика: проявляет враждебность, напряженность, раздражительность, гарантирует отсутствие успеха в конфликте.

8. Подчиняющийся человек

Характеристика: демонстрирует подчинение, слабость, неуверенность, спокойствие. Из этого следует, что конфликта не будет.

9. Настойчивый человек

Характеристика: проявляет упрямство, решительность, уверенность, силу, активность, может быть навязчивым.

10. Я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу.

Руководитель: чувствует себя уверенно, спокойно, так как интересы удовлетворены в его пользу, цель достигнута.

Работник: удовлетворен, так как ситуация в данном случае разрешилась в его пользу.

11. Я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека

Руководитель: конфликтная ситуация вызывает внутреннее напряжение, которое может повышать его активность. Данная ситуация будет побуждать руководителя к тому, чтобы доказать свою значимость и состоятельность.

Работник: чувствует себя неуверенно, напряженно, раздражителен. Здесь отсутствуют затраты на разрешение конфликта. Это ощущение внутреннего поражения. Руководитель воспринимается в конфликте как его источник, причина. Работник испытывает отчаяние, так как руководитель вносит негативный вклад в разрешение конфликтной ситуации.

12. Я в ситуации, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

Руководитель: результатом конфликта является выстраивание конструктивных отношений с работником.

Работник: испытывает чувство удовлетворения, так как целью являлось достижение собственных интересов.

13. Я в ситуации, когда избегаю конфликта

Руководитель: неуверен в себе, в своих силах, не может проявить себя в конфликте, и вследствие этого избегает конфликта.

Работник: неуверен в своих силах перед руководителем, боится его.

14. Успешное разрешение конфликта

Руководитель: удовлетворены его интересы, ощущение превосходства того, что работник уступил, чем-то пожертвовал. Характеристика успешного разрешения конфликта: объединяющий, восторженный, не огорчающий, нужный, активный, уверенный и моральный.

Работник: работник удовлетворен, цель достигнута, но вместе с тем он будет находиться в состоянии внутреннего напряжения, так как перед руководителем чувствует себя неуверенно.

15. Человек, который меня привлекает

От такого человека ожидаются только положительные последствия. Он является моральным, успокаивающим, нужным, не огорчающим, спокойным, ненавязчивым и объединяющим.

16. Человек, который мне не нравится

От неприятного человека ожидаются только отрицательные последствия. Он характеризуется как аморальный, пугающий, ненужный, огорчающий, вызывающий раздражение, причиняющий боль, навязчивый, грубый и разваливающий.

17. Человек, который меня отвергает

Характеризуется как гордый, заносчивый, безразличный, сложный, необычный.

Руководитель: отвергает подчиненного, так как не видит в нем профессионального работника, который обладает такими качествами, как неконфликтность, дисциплинированность, работоспособность.

Работник: если он отвергает руководителя, значит, он не видит в нем компетентного, пользующегося авторитетом человека.

18. Человек, который ко мне расположен

Если работник расположен к руководителю, то он видит в нем конструктивного, компетентного, сильного, уверенного, пользующегося уважением и авторитетом руководителя.

Если руководитель расположен к работнику, следовательно, он видит в нем профессионализм, работоспособность, неконфликтность, дисциплинированность.

19. Человек, реакцию которого я не могу понять

Если работник не может понять реакцию руководителя, он чувствует себя неуверенно, руководитель воспринимается им как опасный, негативный субъект.

Если руководитель не может понять реакцию работника, то он уделяет работнику больше внимания, усиливает над ним контроль.

20. Человек, который меня критикует

Руководитель, критикуя работника оказывает на него положительное влияние, так как для работника это является импульсом к созданию более совершенных этапов работы.

Для работника критика в адрес руководителя является отрицательным действием, которое влечет за собой негативные последствия.

21.Мой подчиненный

Характеризуется руководителем как трудолюбивый, дисциплинированный, целеустремленный, качественно выполняющий свою работу, проявляющий инициативу, ответственный, работоспособный. Такой работник внесет вклад в развитие организации.

Так как образ конфликтной ситуации включает в себя такие элементы как “я”, “другой человек в конфликте”, “представление о ситуации”, в соответствии с этим целесообразно провести анализ данных элементов, которые соответствуют следующим объектам.

Я в конфликте

Я-идеальное в конфликте

Конфликт возникает и идет в том или ином направлении в зависимости от ситуации, которая воспринимается участниками конфликта и зависит от условий, в которых может развиваться конфликт, от окружающей среды и от того, какое субъективное значение имеет сама ситуация для субъекта.

Другой человек в конфликте

Мой руководитель

Мой коллега

Мой подчиненный

Данные объекты характеризуются как “другой человек в конфликте”, и позволяют судить о том, в каком направлении движется конфликт, как руководитель может владеть данной ситуацией, и в какую сторону он может изменять ее. Руководитель будет владеть ситуацией и направлять ее в свою сторону, то есть в свою пользу.

Успешный человек в разрешении конфликтов

Агрессивный человек

Подчиняющийся человек

Настойчивый человек

Данные объекты позволяют говорить о том, каким может быть поведение субъектов в конфликте. Поведение данных субъектов в конфликте может привести к положительному разрешению конфликта в связи с тем, что явно агрессивно настроенный субъект окажется в одиночестве, а к успешному субъекту присоединится подчиняющийся, и а настойчивый займет нейтральную позицию или присоединится к успешному. Так как успешный человек является более привлекательным, остальные субъекты за исключением агрессивного займут его позицию.

Я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека

Я в ситуации, когда избегаю конфликта

Успешное разрешение конфликта

Человек, который мне не нравится

Человек, который меня отвергает

Человек, реакцию которого я не могу понять

Человек, который меня критикует

Данные объекты обобщенно можно назвать как “представление о ситуации”.

Эти ситуации можно разделить на 2 группы:

1. Ситуации успешного разрешения конфликта.

2. Ситуации, в которых успех в конфликте отсутствует.

1 группа-ориентация на себя, когда удовлетворяются свои интересы, удовлетворение оттого, что один человек является привлекательным для другого.

2 группа характеризуется как “неуспех в конфликте” и “избегание конфликта”.

Н. И. Леонов считает, что “поражение” в конфликте включает стратегии избегания и приспособления[34]. Соглашаясь с Н. И. Леоновым можно сказать, что стратегия избегания в конфликте, может расцениваться как уход от конфликта и занятие субъектом нейтральной позиции. Явление агрессии и критики в конфликтной ситуации может восприниматься как источник конфликта, его причина, что влечет за собой неуспех в конфликте.

Таким образом, данные группы, взаимодействуя между собой, образуют ситуацию, в которой, вероятно, может быть успех в конфликте, так как более значимыми оказываются положительные объекты:

Я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу

Я в ситуации, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого

Я в ситуации, когда избегаю конфликта

Успешное разрешение конфликта

 Человек, который меня привлекает

 Человек, который ко мне расположен

Анализ семантических пространств (метод семантического дифференциала Ч. Осгуда).

Метод семантического дифференциала получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. С помощью данного метода представляется возможным определять такие процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе.

Семантический дифференциал-это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа к исследованию значений. Построение семантического дифференциала на базе отдельных семантических классов продемонстрировало возможность трансформации семантического пространства, появление новых факторов [40].

В результате факторного анализа было выделено 4 значимых фактора у руководителей c суммой общей дисперсии 59,3% и работников с суммой общей дисперсии 57,5%. Данные факторы в дальнейшем были интерпретированы.

Выявление типов поведения работников в вертикальном конфликте.

У работников [Приложение №1] в 1 фактор (общая дисперсия 24, 4%) вошли такие элементы образа конфликтной ситуации, как “я-идеальное в конфликте” (0, 740), “я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу”(0, 736), “я в ситуации, когда частично или полностью удовлетворяются интересы каждого”(0,734), “успешное разрешение конфликта”(0,737), “человек, который меня привлекает”(0,786), “человек, который ко мне расположен”(0,754). Таким образом, все элементы имеют достаточно высокие показатели, что гарантирует успех в разрешении конфликта и рассматривается как “я-идеальное” в конфликте. Подчинённые предполагают разрешение конфликта как в свою пользу, так и в пользу человека, который им нравится, то есть частичное удовлетворение интересов каждого участника конфликта. Во второй фактор (общая дисперсия 15,6%) вошли такие элементы образа, как “другой человек в конфликте”(0,506), “мой руководитель”(0,603), “агрессивный человек”(0,702), “человек, который меня отвергает”(0,613), человек, который меня критикует”(0,597). В данном факторе рассматривается другой человек в конфликте.

В конфликте руководитель предстаёт агрессивным, критикующим подчинённых человеком. В 3 фактор (общая дисперсия 9,7%) вошли такие элементы образа, как “другой человек в конфликте”(0,486), “мой коллега”(0,492), “подчиняющийся человек”(0,413), “я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека”(0,515). В данном случае элементы определяются ситуацией подчинения. При наличии в конфликте коллеги, работник во всём подчиняется ему и, соответственно, конфликт разрешается в большей степени в пользу коллеги. В фактор (общая дисперсия 7,8%) вошли такие элементы образа, как “я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека (0,532), “человек, который меня отвергает”(0,736). Конфликт разрешается в пользу руководителя, который меня отвергает.

Интерпретация семантических пространств работников (1-2 фактор)

-0,647-человек, который мне не нравится

-0,547-человек, реакцию которого я не могу понять.

В данном семантическом пространстве объекты имеют недостаточно высокие показатели, поэтому данный фактор является недостаточно сильным. Успех в конфликте возможен, так как руководитель является для работника привлекательным и понятным.

-0,265-человек, который меня отвергает.

-0,275-человек, который меня критикует.

-0,423-агрессивный человек.

 Данные объекты имеют невысокие показатели. Но в соответствии со значениями в диаграмме, в ответ на агрессивную реакцию работника, руководитель сильно критикует его. Следовательно, в данном случае ситуация неприятия руководителя работником.

0,734- я в ситуации, когда частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

0,786-человек, который меня привлекает.

0,740- я-идеальное в конфликте.

0,737- успешное разрешение конфликта.

0,754- человек, который ко мне расположен.

0,736- я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу.

В данном семантическом пространстве находятся элементы с высокими показателями положительных качеств, что гарантирует успех в разрешении конфликта. В связи с тем, что работник тратит много усилий на достижение успеха в конфликте, руководитель прикладывает незначительные усилия при достижении цели. Работник расположен к руководителю, который является для него привлекательным и старается не создавать конфликтную ситуацию и в связи с этим успешно разрешает конфликт в свою пользу.

0,602-успешный человек в разрешении конфликта.

0,513-мой коллега.

0,414-я в конфликте.

В данном семантическом пространстве объекты имеют относительно высокие показатели. Так как успешным человеком в разрешении конфликта является работник и имеет более высокую значимость, то успех будет в его пользу.

0,462-я в ситуации, когда избегаю конфликта.

0,539-мой подчиненный.

В данном семантическом пространстве объекты имеют невысокую нагрузку.

В данной ситуации работник избегает конфликта с подчиненным, так как не хочет вступать с ним в конфликт.

Интерпретация семантических пространств работников (3-4 фактор)

0,441-я в конфликте.

0,274-я в ситуации, когда избегаю конфликта.

0,413-подчиняющийся человек.

В данном семантическом пространстве объекты имеют невысокие показатели. Власть руководителя выражена незначительно, а работник демонстрирует подчинение в большей степени. В связи с этим, руководителю не нужно демонстрировать власть, что способствует отсутствию конфликтных взаимоотношений между руководителем и работником.

-0,330-успешный человек в разрешении конфликта.

-0,051-человек, который меня критикует.

-0,116-настойчивый человек.

-0,224-я-идеальное в конфликте.

-0,129-я в ситуации, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

-0,107-человек, который меня привлекает.

-0,003-агрессивный человек

В данном семантическом пространстве все объекты имеют очень низкие показатели. Власть руководителя выражена слабо, а работник в конфликте не проявляет активность. Работник проявляет агрессию в незначительной степени и тем самым является привлекательным для руководителя, а руководитель, в свою очередь, не слишком сильно критикует работника, почти не проявляя настойчивости. Таким образом, конфликтная ситуация может быть разрешена как в пользу работника, так и в пользу руководителя.

-0,288- я ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу.

-0,162-успешное разрешение конфликта.

В данном семантическом пространстве объекты имеют низкие показатели и являются положительными объектами, что гарантирует успех в разрешении конфликта. Подчиненность выражена незначительно, проявление власти также минимальное. Конфликт является разрешенным, так как работник демонстрирует подчинение, а руководителю, в свою очередь, не представляется необходимым проявлять власть в значительной степени.

0,007-человек, реакцию которого я не могу понять.

0,082-мой руководитель.

0,065-человек, который ко мне расположен.

0,070-человек, который мне не нравится.

В данном семантическом пространстве объекты имеют низкие показатели. В результате конфликт будет разрешен не в пользу руководителя, а в пользу работника, так как работник демонстрирует подчинение и почти не настроен на конфликт. Следовательно, руководителю не представляется необходимым сильно проявлять власть.

Выявление типов поведения руководителей в вертикальном конфликте

У руководителей [Приложение №2] в 1 фактор (общая дисперсия 25,5%) вошли такие элементы образа конфликтной ситуации, как “я-идеальное в конфликте” (0,759), “успешный человек в разрешении конфликта”(0,764), “успешное разрешение конфликта”(0,788), “человек, который меня привлекает”(0,762), “человек, который мне не нравится”(-0,745). Данные элементы образа конфликтной ситуации можно охарактеризовать, как “я-идеальное в конфликте”.

 Руководители предполагают успешное разрешение конфликта в отношении работников, которые им нравятся.

Во 2 фактор (общая дисперсия 15,2%) вошли такие элементы, как “другой человек в конфликте”(0,723), “настойчивый человек”(0,704), “человек, который меня критикует”(0,606). Данный компонент характеризуется, как “другой человек в конфликте”. Предполагают конфликт с руководителем, где посторонний человек настойчиво критикует работника. В 3 фактор (общая дисперсия 10,8%) вошли следующие элементы: “я в конфликте”(0,581), “подчиняющийся человек”(0,465), “я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека”(0,757). Данный компонент характеризуется, как “подчинение”. Когда в конфликте работник подчиняется руководителю, то конфликт разрешается в пользу другого человека. В 4 фактор вошли следующие элементы: “мой коллега”(0,540), “я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу”(0,329),”я в ситуации, когда конфликт разрешен в пользу другого человека (-0?315), “я в ситуации, когда избегаю конфликта”(0,378), “человек, который меня отвергает” (0,318).

Данный компонент характеризуется как “власть” Руководитель демонстрирует власть, а работник, в связи с этим отвергает руководителя и избегает конфликт.

Социальные объекты были сформированы в семантические пространства, которые в дальнейшем подвергались интерпретации.


Интерпретация семантических пространств руководителей (1-2 фактор)

0,499-я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу.

0,504-мой руководитель.

В данном семантическом пространстве объекты имеют высокие показатели.

Руководитель будет успешен в конфликте, так как он рассматривает данную ситуацию, как простую и положительную для себя, так как в данном пространстве отсутствуют объекты с негативными элементами.

0,788-успешное разрешение конфликта.

0,762-человек, который меня привлекает.

0,764-успешный человек в разрешении конфликта.

0,621-человек, который ко мне расположен.

В данном семантическом пространстве все объекты имеют достаточно весомую нагрузку и являются положительными. В данной ситуации конфликт разрешен в пользу руководителя, так как работник расположен к руководителю и является для него привлекательным. Успех в конфликте гарантирован.

0,463-мой коллега.

0,653- я в ситуации, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

0,667-мой подчиненный.

0,395-я в ситуации, когда избегаю конфликта.

В данном семантическом пространстве все объекты имеют высокие показатели. Конфликт не разрешен, но в случае, если руководитель применит власть, он сможет перевести ситуацию в свою пользу.

Интерпретация семантических пространств руководителей (3-4 фактор)

-0,149-мой подчиненный.

-0,052-агрессивный человек.

-0,039-успешное разрешение конфликта.

-0,178-успешный человек в разрешении конфликта.

-0,178-настойчивый человек.

В данном семантическом пространстве элементы являются отрицательными и имеют незначительную нагрузку. В данной ситуации работник проявляет настойчивость и агрессию по отношению к руководителю, который применяет власть. Следовательно, конфликт разрешен в пользу руководителя.

0,088-я в ситуации, когда конфликт разрешен в мою пользу

0,101-человек, который мне не нравится.

В данном семантическом пространстве подчинение и власть слабо выражены, элементы имеют низкие показатели. Конфликт разрешен в пользу руководителя, который сам управляет конфликтом. Работник не идет на конфликт.

0,291-мой коллега.

0,291-я в ситуации, когда избегаю конфликта.

0,311-человек, который меня отвергает.

В данном семантическом пространстве все элементы имеют низкие показатели. Руководитель более значимо проявляет власть, а работник, в связи с этим отвергает руководителя и избегает конфликта.

0,321-я в ситуации, когда частично или полностью удовлетворяются интересы каждого.

0,313-человек, реакцию, которого я не могу понять.

В данном семантическом пространстве все элементы имеют низкие показатели. Работник демонстрирует подчинение, а руководитель почти не демонстрирует власть. Следовательно, данная ситуация, в которой частично или полностью удовлетворяются интересы каждого из участников. Работник не может понять реакцию руководителя, так как руководитель не демонстрирует должную власть.

0,191-мой подчиненный.

0,158-другой человек в конфликте.

В данном семантическом пространстве объекты имеют низкие показатели.

Работник слабо демонстрирует подчинение, а руководитель, в свою очередь, слабо демонстрирует власть, что положительно влияет на конфликтную ситуацию.

 


Выводы

 

Образы вертикального конфликта работников и руководителей различаются по “проработанности”. Примерно у 80 % обнаруживаются четко очерченные семантические пространства, включающие от 2 до 6 элементов. У оставшихся объекты в семантическом пространстве разобщены, отсутствует ясно видимая структура пространства.

При анализе вертикального конфликта работников и руководителей были выделены следующие особенности:

- работники воспринимают конфликт, как негативное явление, а руководители оценивают конфликт, как положительное явление в свою пользу, когда удовлетворяются их интересы;

- вертикальный конфликт определяется ситуацией подчинения-неподчинения. Если человек демонстрирует подчиненность, скорее всего, конфликта не будет;

- в вертикальном конфликте у работников определяющей особенностью является невозможность применения власти, у руководителей наблюдается активное использование власти. В связи с этим руководители более активны в вертикальном конфликте и более уверенно себя в нем чувствуют. Работники в большей мере полагаются на хитрость, использование скрытых дополнительных возможностей.

Таким образом, наша гипотеза об отличии особенностей образа вертикального конфликта руководителей подтвердилась. Таковыми особенностями являются: степень активности в конфликте, позиция доминирования-подчинения, восприятие выигрыша-проигрыша в конфликте.

Основные элементы образа вертикального конфликта совпадают с элементами конфликта вообще, поскольку спецификой вертикального конфликта является наличие асимметричных отношений. При этом основные элементы структуры и динамики конфликта остаются без изменений.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1969.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,1998.

5. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Кричевский Р. Л. междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований - М., 1997.

6. Анцупов, Шипилов. Конфликтология. М. :Юнити, 1999.

7. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. М., 2001.

8. Боровиков Д. А. Образ организационной культуры как детерминанта эффективности работника; ст., Ярославль, 2005.

9. Боровиков Д. А. Онтологический подход в исследовании организационной культуры. Ст., Н. Челны, 2001.

10. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание – конфликт. 2-е изд. Новосибирск, 1989.

11. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.

12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика., 1996.

13. Главатских М. М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Автореферат. Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003.

14. Гришина Н. В. Психология конфликта. С.-П., 2000.

15. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. СПб: Лениздат, 1990.

16. Дырин С.П., Прыгина Г. С. Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей. Н. Челны: Изд-во Института управления, 2004.

17. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1994.

18. Зеркин Д. П. . Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.

19. Иванов В. Н. Конфликтология : проблемы становления и развития // социально-политический журнал. 1994, № 7-8.

20. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд., М., Изд. Инфра-М, 2006.

21. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.

22. Князева М. Н. . Конфликт. Изд-во Эко, 1992.

23. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М:Владос, 1999.

24. Кошелев А. Н., Иванникова И. И. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления.М.: Альфа-Пресс, 2007. 

25. Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1998.

26. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы, М.: Изд. Аспект Пресс, 2001.

27. Кулиев Т. А., Мамедов В. Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М.:Знание, 1990.

28. Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Т. 1. М., 1993.

29. Леонов Н. И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Научное издание. Ижевск, 2002.

30. Леонов Н. И. Конфликтология. Москва-Воронеж, 2002.

31. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Питер, 2005.

32. Леонов Н. И. Онтологическая сущность социального поведения субъекта // Вестн. Удм. Ун-та. Сер. Психология и педагогика. 2003.

33. Леонов Н. И. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ижевск:Удмуртский Университет, 2000.

34. Леонов Н. И. Психология конфликтного поведения. Автореферат. Дис. …д-ра психол. наук. Ярославль, 2002.

35. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Психология. 1982.

36. Локутов С. П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. М.: Вентана-Граф, 2001.

37. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

38. Мириманова М. С. Конфликтология. М., 2003.

39. Морозов А. В. Социальная конфликтология. М., 2002. 

40. Петренко В. Ф. Основы психосемантики; 2-е изд., доп. СПб.:Питер, 2005.

41. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977.

42. Поляков В. Г. Человек в мире управления. Новосибирск: Наука, 1992.

43. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М.: Центр, 1997

44. Ратников В. П. Конфликтология. М.: Юнити, 2001.

45. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира // Психол. журн. 1995.

46. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

47. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001.

48. Смирнов С. Д. Понятие “образ мира” и его значение для психологии познавательных процессов // Леонтьев А. Н. и современная психология. М., 1983.

49. Сомова Л. К. Разрешение конфликтов // Менеджер, 2000.

50. Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М.: Правда, 1990.

51. Чумиков А. Н. Управление конфликтом. М., 1996.

52. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., Изд-во Моск. ун-та, 1992.

 



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Образ вертикального конфликта в рамках онтологического подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ вертикального конфликта в рамках онтологического подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)