Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные психологические доминанты поведения личности



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Основные психологические доминанты поведения личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности:

1.ценностные ориентации;

2.цели;

3.мотивы;

4.интересы;

5.потребности.

Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.[44]

1.Ценностные ориентации участников как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентаций происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте. Например, мнение руководителя и подчиненного о том, как увеличить производительность труда в организации, может быть совершенно разным. Там, где один будет стремиться избежать конфликта, другой, напротив, может демонстрировать агрессивное поведение. Ценностные ориентации обнаруживаются, прежде всего, в целях участников конфликта.

2.Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Относительно конфликта цель его субъектов – это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства, и к достижению которой стремятся его участники. Именно этот полезный для участников вертикального конфликта результат и определяет направленность их поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.

3.Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применяя к конфликту, мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта. Такой основой вступления в конфликт в итоге выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов.

4.Интересы участников конфликта – это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов порождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из - за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

5.Потребность с точки зрения психологии потребность субъектов конфликта – это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе и конфликтное поведение. Но при этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности. [44]

 

Виды конфликтов

 

Организация – сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Можно выделить следующие виды конфликтов (рис.:

1. конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):

конфликт между рядовыми работниками;

конфликт между руководителями и работниками;

конфликт между работниками различной квалификации, возраста;

2. конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);

3. конфликты между производственными группами и административно – управленческим аппаратом;

4. конфликты между совладельцами предприятий (межгрупповые конфликты) [44].

Внутригрупповые конфликты

Они возникают в малых группах (бригадах, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

1. Конфликт между рядовыми работниками – это могут быть сотрудники одного отдела, занимающие одинаковые должности, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты. Например, сотрудники отдела конкурируют между собой, стараясь произвести благоприятное впечатление на своего начальника. Борьба между ними происходит, завуалировано, используются при этом разные приемы: тонкие намеки; стремление в глазах окружающих создать о себе благоприятное впечатление способных и ответственных работников. Основанием для возникновения конфликтов является несовместимость интересов сотрудников.

Конфликты могут возникать из-за восприятия поведения членов малой группы как несоответствующего принятым в коллективе нормам. Так, при работе на один наряд зарплата каждого зависит от успешной работы всех. Нарушение же одним работником дисциплины труда может привести к лишению премии всех остальных участников трудовой деятельности и вызвать конфликт.

2. Конфликт между руководителями и работниками – в их основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания – это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь, это связано с проблемами подчинения. Так, работники, обладающие авторитарным типом личности, с трудом подчиняются власти другим. Имея дело с жестким, несгибаемым начальником, они подчиняются ему только внешне. Люди с таким типом личности могут стать источником конфликта.

Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, большую роль играет взаимоотношения руководителей и работников. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т. е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы производства. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты. Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и работников не совпадают.

Конфликты в организации могут возникать, если руководитель и работники по-разному, с разных позиций, понимают стоящие перед ними задачи.

Руководитель призван регулировать взаимоотношения в коллективе. В условиях перехода к рыночной экономике успех руководителя будет определяться степенью развития его деловых и личностных качеств, умения достигать компромиссов, избегать межличностных конфликтов. От этических норм руководителя, его умения общаться с подчиненными, от силы его воздействия на людей зависит и успех коллектива, и его личные успехи. Руководитель должен обладать и развивать такие качества, как дипломатичность, гибкость в методах управления, умение быть принципиальным и обладать искусством, добиваться компромисса.

Среди наиболее распространенных факторов, вызывающих обострение между руководителем и подчиненными, можно выделить следующие:

- взаимная неприязнь сторон;

- нарушение единства общественных и личных интересов;

- игнорирование норм законодательства;

- несоблюдение моральных принципов;

- игнорирование требований трудовой и производственной дисциплины.

Взаимная неприязнь между руководителем и работниками может быть порождена различными обстоятельствами: невыполнение руководителем своих обещаний, невниманием его к запросам и интересам работников и т. д. И как ответная реакция-неприязнь к нему подчиненных. Например, для того, чтобы выполнить заказ, работникам бригады задержат отпуск, но положительный результат, достигнутый бригадой и предприятием, будет получен ценой пренебрежения интересов сотрудников.

Следует отметить, что такое качество, как неприязнь, может инициироваться и самими работниками. Этому могут способствовать недисциплинированность, строптивость, противопоставление личных интересов общественным. Возникнув один раз, неприязнь может усложнить противоречия и привести к новым конфликтам.

Руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением - может возникнуть конфликт.

3. Конфликт между работниками различной квалификации и возраста. Часто возникают такие конфликты в группах, где, например, при увеличении интенсивности труда возникает возможность значительно повышать заработную плату. Но в этих структурах часто работают люди

пожилого возраста и работники, в силу своих физических возможностей не способные значительно повышать интенсивность своего труда. Подобные обстоятельства способствуют их отчуждению и возникновению социально – психологического напряжения в группе, что вынуждает людей искать другое место работы.

Представителям различных возрастных групп свойственны особые причины конфликтов. Например, для юношей и девушек, начинающих свой трудовой путь, наиболее остро стоит проблема адаптации в трудовом коллективе, взаимоотношений с коллегами. В период адаптации работники оказываются участниками конфликта из-за неумения соблюдать требования производства, т. е. неумения подчинять свои интересы интересам дела и коллектива.

В зрелом возрасте работника волнуют повышение квалификации, перспектива роста и др. Не решение этих проблем, т. е. несоответствие между претензиями и возможностью их реализовать, способствует вступлению в конфликт зрелого человека [44].

Межгрупповые конфликты

В основе межгрупповых конфликтов лежат самые разнообразные причины. Это может быть борьба между группами за распределение и перераспределение различного вида ресурсов, за специфические интересы, цели, лидерство.

Особенность данных конфликтов состоит в том, что они способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, сплочению всех членов групп. В зависимости от мотивов возникновения и способов разрешения межгрупповые конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия, могут способствовать снятию напряжения, укреплению внутригруппового единства, утверждению новой расстановки сил, решению проблем группы.

Но отрицательные конфликты ухудшают отношения между членами группы, могут привести к расчленению групп на новые подгруппы и даже к распаду группы [44].


Конфликты между производственными группами и администрацией

Подобные конфликты являются следствием неопределенной позиции администрации по вопросам социальной защищенности работников. Неверные управленческие решения могут иметь самые печальные последствия для предприятия и для коллектива. Взаимодействие управленческого персонала с работниками иногда не отвечает необходимым требованиям. Работники часто не получают открытой четкой информации о положении в организации. Результатом этого является непонимание коллективом происходящего в организации, которое влечет за собой недоверие, а затем обоюдную ненависть. В таких условиях диалог практически невозможен и наступает противоречие, перерастающее в конфликт[44].

Конфликты между совладельцами организаций

Перераспределение собственности, передача ее предпринимателям или трудящимся также приводит к усилению борьбы за нее. Например, конфликт интересов предприятия (его владельцев) и генерального директора. Имея собственные фирмы, генеральный директор больше времени и энергии тратит на них, и только часть, вынужден тратить на исполнение функций директора [44].

 

Вертикальный конфликт

 

Вертикальный организационный конфликт - это конфликт, в основе которого лежит ролевая асимметрия. Она задает специфические черты данному конфликту. Вертикальный организационный конфликт появляется за счет объективных организационных причин. Этими причинами является специфика поведения.

Вертикальный конфликт возникает между руководителем и работником и протекает в рамках организации. Он порождается главным образом неэффективностью форм специализации, рассогласованностью, разных по уровню и статусу звеньев управления и нарушениями установленного в организации внутреннего распорядка.

У всякого предприятия, организации выделяют три основных направления развития:

1) материально-техническое, которое зависит в основном от степени совершенства средств производства;

2) организационно-экономическое, выражающее формы собственности, уровень специализации, систему организации, нормирования и оплаты труда, методы управления;

3) социально-психологическое, тесно связанное с интеллектом, профессиональными качествами и квалификацией работников, удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей, психологической и нравственной атмосферой в коллективе.

Каждое из этих направлений само по себе может быть полем для конфликтов. Но и их несовпадения, расхождения в стратегии и тактике технического, экономического и социального развития способны порождать конфликтные ситуации, особенно частые при дефиците финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов.[20]

Вертикальные конфликты питает и неизбежная зависимость работников от руководителей, а также отсутствие дисциплины в организации.

Каждый работник, входя в персонал организации как часть целого, имеет свои функции, обязанности и налагаемую ими ответственность. Вместе с тем он должен располагать соответствующими средствами, правами и полномочиями. Все это в совокупности составляет рабочее место - индивидуальное или групповое. Все элементы рабочего места взаимосвязаны. Равновесие элементов должно обеспечиваться уставными предписаниями, технологическими требованиями, надлежащей организацией труда, должностными и иными инструкциями, правилами получения и пользования необходимой информацией. Любое нарушение баланса в этой структуре может привести к конфликту.

Отношения между руководителем и работником носят дифференцированный характер и зависят от:

1. компетентности и квалификации подчиненных;

2. меры доверия им (особенно когда отсутствует непосредственный контроль со стороны руководителя);

3. их готовности взять на себя ответственность в решении вопросов, касающихся организации.

Подчиненные с высокой степенью проявления названных выше особенностей, относятся к числу наиболее предпочитаемых руководителем. Делая трудовые вклады, превышающие объем их формальных служебных функций, и беря на себя ответственность за выполнение заданий, особо существенных для успеха своей рабочей группы (организации в целом), они в свою очередь пользуются преимущественным вниманием со стороны руководителя, получают от него значимую поддержку. Напротив, у подчиненных, склонных главным образом к менее ответственным действиям, отношения с руководителем носят характер более формального служебного обмена.[26]

Вертикальный конфликт – необходимый момент развития организации, который несет на себе отпечаток социальной среды, в которой действует данная организация.

У каждого участника вертикального конфликта есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт – мотив конфликта. Каждый из участников конфликта, преследует какую-то цель. Цели конфликтной деятельности участников могут изменяться под влиянием обстоятельств, в результате переговоров руководителя и подчиненного, их взаимодействия и компромисса, так что исчезнет сама основа конфликта, когда каждый из участников сможет достичь своей видоизмененной цели.

Вертикальный конфликт всегда несет на себе отпечаток управленческих отношений, статуса участников в организационной иерархии.

Анализ структуры вертикального конфликта

Чтобы провести анализ структуры конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта (руководитель и работник), условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

1. Стороны конфликта. Участниками, или сторонами вертикального конфликта являются руководитель и работник. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, установками, ценностями и пр.[41]

В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противоположной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В его поведении видится и чувствуется только враждебность. Это может привести к тому, что один из участников начинает обороняться от другого и переходит в наступление. Видя это, партнер также переживает враждебность к другому участнику. Поэтому в оценках других должна быть последовательность и неторопливость.[25]

2. Условия протекания конфликта.

Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д.[41]

Участники конфликта должны быть конструктивны - открыты и эффективны в общении. Позитивным эффектом, вызываемом подобными характеристиками общения является то, что возрастает их роль в ситуации конфликта. Здесь имеет место открытое обсуждение проблемы, в ходе которого руководитель и подчиненный, не сдерживая эмоций, честно высказывают свое понимание происходящего. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между участниками.[25]

Если участники конфликта готовы к диалогу и открыты друг для друга, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Так как в вертикальном конфликте участвуют двое, это - руководитель и подчиненный, то решение проблемы должно протекать совместно, а это, в свою очередь, неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.

3. Образы конфликтной ситуации – это идеальные своеобразные картины, которые включают в себя представления участников конфликта:

о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);

о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценностях и т. п.);

о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях и т. д.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. д.) и представлениях о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью[41].

Непосредственной детерминантой является вертикальный конфликт.

4. Возможные действия участников конфликта.

Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. Существенно отметить, что помимо непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т. п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.[41]

Образы конфликтной ситуации, которые имеются у участников вертикального конфликта, определяют возможные действия, предпринимаемых участниками. Поскольку действия руководителя и подчиненного в большой степени влияют друг на друга, в конфликте они переходят во взаимодействие.

5. Исходы конфликтных действий.

Исходы (последствия, результаты конфликтных действий) не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Напротив, они органично вплетены в сам конфликт. Они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта изначально имеют некоторый образ возможных последствий и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Реальные последствия конфликтных действий оказываются составной частью процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание эти результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе осознания - это момент конфликтного взаимодействия[41].

Сущность вертикального конфликта

Конфликт – очень сложное общественное явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Понятие “конфликт” определяется как “столкновение” противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликты возникают только при социальном взаимодействии. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в возникновении противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные социальные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть из них разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются очень часто. Но сущность конфликта раскрывается более широко. Она заключается в противодействии субъектов конфликта в целом.

Чтобы определить сущность вертикального конфликта, участники должны согласовать представления о сложившейся ситуации.

1. Определение основной проблемы.

Участникам необходимо определить, в чем состоит суть проблемы, которая привела к конфликту, т.е. определить его причину.[25] При этом очень важно, чтобы руководитель и подчиненный осознали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и другого, имеющиеся сходства и различия.

2. Определение вторичных причин конфликта.

В дальнейшем могут возникнуть межличностные осложнения. Их могут стимулировать элементы поведения участников - это вторичные причины вертикального конфликта. Они служат поводом для его возникновения, затрудняя анализ. Здесь нужно проанализировать поведение для выявления конфликтогенных деталей.[25]

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

Здесь каждому из участников вертикального конфликта следует задаться вопросами:

Что можно сделать, чтобы разрешить конфликт?

Что мог бы сделать для этого партнер?

Каковы общие цели, чтобы найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Здесь участникам вертикального конфликта нужно выбрать наиболее эффективный способ разрешения конфликта, который бы вызвал обоюдное удовлетворение руководителя и подчиненного. Речь идет о взаимных встречных уступках сторон, что способствует достижению ими оптимального соглашения.

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта. Здесь руководителю и подчиненному важно придерживаться намеченным действиям и не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности намерений разрешить конфликт.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над ней.

Движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких факторов как адекватность восприятия участниками происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Таким образом, вертикальный конфликт представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальное противоречие. Он включает в себя участников конфликта – руководителя и работника, их мотивацию, поведение, действия и личностные качества[25].




2019-07-03 232 Обсуждений (0)
Основные психологические доминанты поведения личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные психологические доминанты поведения личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)