I .3.2. Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание учёных. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новосёловой, представлена в программе "Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника". В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого). Выделяются три класса игр: 1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра — экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: - сюжетно-отобразительные, - сюжетно-ролевые, - режиссерские, - театрализованные; 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие: - дидактические, - сюжетно-дидактические, - подвижные; досуговые игры: - игры-забавы, - игры-развлечения, - интеллектуальные, - празднично-карнавальные, - театрально-постановочные; З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). [22] Творческие игры К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. I.3.3. Игры с правилами Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками), по предметам, которые используются в игре (игра с мячом, с лентами, с обручем). Структура игры. Независимо от вида игр она имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. "Игровые действия составляют основу дидактической игры - без неё невозможна сама игра. Они являются как бы рисунками сюжетами игры"[27,28]. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами игр являются: обучающая, воспитывающая задача, игровые действия и правила. Глава II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
II .1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у Старших дошкольников.
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру[19,32]. Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач: 1. Выявить уровень знаний детей о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года. 2. Определить морально-ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ДЯ-С № 1 р.п. Сузун, Новосибирской области с 5.04.06 по 7.04.07. Экспериментальную и контрольную группы сотавляли дети старших «А» и «Б» детских групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек. Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время. Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи данного этапа. Для эксперимента были подобраны следующие типы заданий: 1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников. 2. Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе. 3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе. Задание 1 Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных. Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука. Методика проведения Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания. Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз предлагается подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Выясняется, по каким признакам он разместил животных на карте. После того как ребёнок справился с заданием ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и ответить на следующие вопросы: - Как называется животное (птица, насекомое)? - Что ты можешь рассказать о нём? - Твоё отношение к ним. Задание 2. Цель. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира. Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, картинки с деревьями, ягодами и грибами, цветами леса и цветами сада, кустарник, Методика проведения Называют ребёнку пять комнатных растений, предлагают показать их. - Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? - Как правильно ухаживать за комнатными растениями? - Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения). - Для чего нужны людям комнатные растения? - Нравятся ли тебе комнатные растения и почему? Затем предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать: А) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза); Б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина); В) ягоды и грибы (земляника, подберёзовик, клубника, лисичка); Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Задание 3 Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы. Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой). Методика проведения Ребёнку предлагают определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы. - Какие свойства песка ты знаешь? - Где и для чего человек использует песок? - Какие свойства камней ты знаешь? - Где и для чего человек использует камни? - Какие свойства воды ты знаешь? - Где и для чего человек использует воду? Задание 4 Цель. Определить уровень знаний о временах года. Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Методика проведения Спрашивают у ребёнка: - какое время года ему нравится больше всего и почему? - любимые игры зимой; - любимые занятия летом. Предлагают нарисовать картинку, где будет изображено любимое время года. Назовите время года, которое наступит после любимого времени года, какое последует за ним? Игра: «Когда это бывает?»: - Светит яркое солнце, дети купаются в реке. - Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках. - С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края. - На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. Задание 5 Цель. Определить уровень отношения к миру природы. Методика проведения Детям предлагается ответить на следующие вопросы. - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, спрашиваю: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?») - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду? - Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения? - Как ты можешь помочь зимующим птицам?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |