Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды систем управления



2019-07-04 1153 Обсуждений (0)
Виды систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок




СУЩНОСТЬ И ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Социально-техническая система как объект управления

Социально-технической называется система, в которой целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, чтобы посредством изготовления и реализации продуктов, изделий, услуг и т.п. обеспечить решение поставленных задач.

Социально-техническая система (СТС) рассматривается как аналог производственной организации – системы, в которой органично сочетаются социальная и техническая (производственная) подсистемы.

1. Техническая (производственная) подсистема включает не только машины, станки, оборудование, все виды технологии и т.п., но и управленческие знания, организационные структуры, методы производственного планирования, организации рабочих мест, технические приемы и навыки работы, уровень квалификации и подготовки рабочей силы, ее профессиональный состав.

Производственная структура – совокупность технологических связей и отношений между структурными подразделениями, выделяемых по признаку выполнения производственных процессов. Иначе говоря, техническая подсистема представляет собой органическое единство физического и человеческого капитала.

2. Социальная (организационная) подсистема – совокупность взаимосвязей и отношений между структурными подразделениями, выделяемых по признаку выполнения управленческих функций (процессов).

Также выделяется организационно-техническая составляющая системы управления – подсистема рационального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в нее структурными подразделениями. Эта подсистема включает все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, участие рядовых рабочих и служащих в процессе принятия управленческих решений, возможности карьеры и продвижения по службе, прочие виды признания заслуг, организационную культуру.

Соответственно выделяются и виды структурных подразделений:

– производственные подразделения – самостоятельные звенья производственной подсистемы, обеспечивающие выпуск продукции и услуг и обеспечивающие оперативное управление производством (производство, цех, участок, бригада, звено);

– функциональные структурные подразделения – самостоятельные звенья организационной подсистемы, выполняющие управленческие функции (департамент, комитет, отдел, бюро, служба). Конечный результат их деятельности – готовая информация и управленческие решения.

К основным понятиям системного подхода в управлении относятся: система, элемент, структура, среда. Свойства системы: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность состояний. Свойства и черты организации как социальнотехнической системы: сложность, открытость, адаптивность, способность к самоуправлению.

На уровне транспортной системы все отдельные организации, участвующие в перевозке конкретного груза, должны быть сведены в единую систему – транспортный комплекс, действующий с общей целью – достижение максимальной эффективности перевозки грузов от места их производства до места их потребления. Сюда же должно входить социальное окружение работников, а также остальные социальные, политические, технологические и иные факторы или системы.

Система более высокого уровня включает не только транспортную систему, но и систему, для которой выполняются перевозки.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Общая теория управления

Феномен управления связан со взаимодействием материальных систем. Обычно процесс управления определяют как специфическое взаимодействие особым образом организованных различных материальных образований: управляющего и управляемого [11].

ДЛЯ того чтобы управлять, необходимо иметь объект управления. В общем виде систему управления, состоящую из управляющего и объекта управления, можно представить в виде структурной схемы (рис. 2.1), где менеджер – это менеджер фирмы или определенного под- разделения; объект управления – это хозяйственная деятельность фирмы, подразделения фирмы и ее отдельные сотрудники; обратная связь – это любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы менеджером для корректировки отклонений от намеченной цели.

Менеджер Объект управления Управление Результат Обратная связь Цель Внешняя среда

Рис. 2.1. Структурная схема системы управления 15

Для того чтобы управлять, необходимо иметь цель управления, которая должна быть выражена в количественных показателях.

Эту цель необходимо переработать в конкретные управляющие воздействия: команды, указания, приказы, просьбы и т.д. По истечении определенного времени после введения управляющего воздействия следует провести контроль полученных результатов. Контроль осуществляется на основе сравнения запланированных результатов с полученными, т.е. устанавливается обратная связь.

На объект управления оказывается постоянное воздействие внешней средой, которое мешает управлению. Внешняя среда организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности, т.е. продукции и услуг.

Выделяют такие элементы внешней среды, как:

 клиенты (потребители продукции и услуг) – ключевая группа, за счет которой фирма существует и развивается. Цели организации, структура должны отражать проблемы клиентов, их потребности и обеспечивать удовлетворение этих потребностей;

 поставщики – предоставляют организации ресурсы, необходимые для достижения ее целей. Наличие и цена ресурсов оказывают влияние на деятельность организации, учитываются при разработке задач и планов;

 конкуренты – ограничивают свободу организации, влияют на ее цели, структуру, методы управления и ценовую политику;

 научно-технический прогресс – одна из главных движущих сил общества, которая создает основу для высокой конкуренции;

 государство – устанавливает правила игры, влияет на деятельность фирмы с помощью законов;

 финансы организации – возможность получать льготные кредиты для пополнения оборотных средств, обновления существующих и при-обретения новых технических средств;

 учебные заведения – для совершенствования образования и пополнения персонала фирмы;

 источники трудовых ресурсов – для пополнения персонала фирмы.

 

Воздействия внешней среды приводят к изменению организационной структуры, пересмотру стратегии, изменению целей. Важнейшая характеристика элемента внешней среды – степень его изменчивости, которая зависит от особенностей вида деятельности, уровня развития научно-технического прогресса и политической системы государства.

Согласно современной теории менеджмента процессы, происходящие в организации, определяются в первую очередь внешней средой, а во вторую – внутренней. Внешняя среда устанавливает правила игры, а 16

 

от внутренней зависит успех. Внутренняя среда определяется целями фирмы, структурой, задачами, технологиями и людьми.

Воздействия внешней среды можно подразделить:

– на социальные – уровень заработной платы, условия работы (продолжительность рабочего дня, санитарно-гигиенические условия труда, престижность фирмы, возможности профессионального роста);

технические – офисное и производственное оборудование (например, в области организации автомобильных грузовых перевозок это специализированный подвижной состав);

технологические – прогресс в области деятельности фирмы (на- пример, в области организации перевозок это введение пакетирования грузов и использование поддонов);

экологические – введение экологических норм на выхлопные газы, показатели заправляемых масел, топлива и уровень шумовых характеристик автомобилей;

экономические – налоги, монопольные цены и т.д.;

политические – устойчивость долгосрочного планирования.

Задача менеджера заключается в создании всевозможных условий для того, чтобы добиться выполнения поставленной цели, используя труд и интеллект подчиненных.

Схематично иерархию системы менеджеров можно представить в виде пирамиды (рис. 2.2). В оперативном режиме, каждодневно, фирмой руководит главный менеджер – генеральный директор или президент фирмы.

1 2 3 4 5 I II III

Рис. 2.2 Иерархическая система менеджеров: 1–5 – уровни управления; I–III – направления деятельности фирмы

В непосредственном подчинении главного менеджера находятся его заместители (уровень 2), руководящие от- дельными направлениями деятельности фирмы (условно направлениями I–III). Такими направлениями в транспортной фирме являются:

 организация перевозок – прием заявок на перевозки, выдача заданий водителям (пилотам и т.п.), прием перевозочных документов о выполненных пере- возках, отчет водителей о выполненной

работе по перевозкам;

 коммерческое – поиск клиентуры, реклама, долгосрочные договоры и другие вопросы;

 техническое – поддержка технического состояния подвижного со- става и другого оборудования;

17

 

 

 финансовое – проведение финансовой политики фирмы, осуществление бухгалтерского учета;

 кадровое – проведение кадровой политики фирмы, повышение квалификации работников фирмы, замена кадров.

 

Ниже в иерархии стоят другие менеджеры – руководители отделов, групп, бригад и т.д.

Необходимо отметить, что главный менеджер – не хозяин фирмы, а управляющий собственностью фирмы в пределах, которые закреплены, как правило, в Уставе общества.

Виды систем управления

Система управления – это совокупность взаимосвязанных функциональных элементов, вырабатывающих управляющие параметры. Основными подсистемами системы управления являются: субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ) [6].

Виды систем управления различают по природе составляющих элементов, по степени предсказуемости, по степени сложности.

В свою очередь, системы по природе составляющих элементов бывают материальные (неорганические, органические и смешанные) и абстрактные (знания, теории, гипотезы).

По степени предсказуемости системы бывают статические и динамические. Последние делятся на детерминированные (состояние которых можно точно предсказать) и вероятностные (состояние которых можно предсказать лишь с долей вероятности).

Также виды систем разделяют по степени сложности на простые, сложные и большие.

По связи между СУ и ОУ рассматривают следующие системы управления.

 Прямая связь (программные или жесткие). Единственная прямая связь между субъектом управления и объектом управления, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению (рис. 2.3).

 Обратная связь (регулируемые системы управления). Система использует информацию о реакции объекта на управление (рис. 2.4).

 

 Саморегулирующие системы управления. Функционирование таких систем происходит без факторов воздействия внешней среды (рис. 2.5).

 

 Открытые системы управления (адаптивные). В таких системах на объекты управления влияют факторы воздействия внешней среды (рис. 2.6).

 

В то же время субъект управления является вышестоящим элементом системы. Все вместе образуют макросреду.



2019-07-04 1153 Обсуждений (0)
Виды систем управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды систем управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)