Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к современным принципам воспитания



2019-07-04 266 Обсуждений (0)
Требования к современным принципам воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа развития классного коллектива

 "Пять шагов в будущее"

 

 

 

Классный  руководитель:

Каримова А.А

 

 


Москаленки - 2017

Паспорт программы

Наименование программы: "Пять шагов в будущее"

Срок реализации программы: сентябрь 2017 год – май 2022 г.г.

Разработчик программы: Каримова Алия Абаевна, классный руководитель 5 класса, учитель изобразительного искусства и черчения.

Пояснительная записка

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.                                                      

К.Д.Ушинский

В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.

Воспитание процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

1. общественная направленность воспитания;

2. связь воспитания с жизнью, трудом;

3. опора на положительное в воспитании;

4. гуманизация воспитания;

5. личностный подход;

6. единство воспитательных воздействий.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

· Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

· Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Традиционной для России, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

· формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

· гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

· овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

· формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

· развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

· обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Обоснование программы

Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем воспитания в программе осуществляется через различные формы воспитательного воздействия. Их целью является включение ребёнка в общность одного возраста, выработка у него собственного «Я» при уважительном отношении к позиции других.

Цель программы

Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Российской Федерации.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Задачи

В области умственного развития:

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

· усвоение определенного объема научных знаний;

· формирование научного мировоззрения;

· развитие умственных сил, способностей и дарований;

· развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

· развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

В области нравственного воспитания:

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

· формирование нравственного сознания;

· воспитание и развитие нравственных чувств;

· выработка умений и привычек нравственного поведения.

 

В области физического развития:

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

· укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

· повышение умственной и физической работоспособности;

· развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

· развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

· воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

· формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

· развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

В области трудового воспитания:

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В области эстетического воспитания:

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

· формирование эстетических знаний и идеала;

· воспитание эстетической культуры;

· формирование эстетического отношения к действительности;

· развитие эстетических чувств;

· приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

В области психического развития:

«Правильно поставленное воспитание, выработка характера и создание столь важных в жизни идеалов, - по мнению Бехтерева, - не может не быть признано важным пособием в охранении душевного здоровья».

Правильное психическое развитие и здоровье каждой личности составляет основу государственного благосостояния страны.

· развивать индивидуальные способности ребенка;

· формировать положительную Я – концепцию личности ребенка;

· формировать доминанту самосовершенствования личности;

· способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

· составлять программы самосовершенствования по разделам и периодам развития школьников.

В области социализации:

Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

· формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

· осуществлять деятельностный подходе организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

· содействовать формированию интегративного качества самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации;

· обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

· готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

Ведущая педагогическая идея

Личностно-ориентированный подход.

Основные принципы организации воспитания:

· принцип научности и доступности;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип свободы и гуманизма;

· принцип социальной активности и добровольности;

· принцип взаимодействия личности и коллектива;

· принцип учёта возрастных особенностей.

Условия реализации программы:

· чёткое определение целей, к которым необходимо стремиться всегда и в данный момент;

· конкретное планирование деятельности школьного коллектива;

· владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их знаний, о физическом, нравственном, умственном развитии детей, культурно-образовательном и нравственном уровне родителей;

· систематический контроль направлен за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, с целью коррекции достижения наилучшего результата.

Методы реализации программы:

· метод убеждения;

· метод педагогического наблюдения;

· метод анкетирования;

· метод коллективного творчества;

· метод товарищеского и педагогического воздействия;

· метод личного примера.

Формы работы с обучающимися:

· экскурсии, походы;

· спортивные, интеллектуальные игры, интерактивные, ролевые игры;

· семейные посиделки;

· индивидуальные беседы;

· социометрические исследования;

· посещение семей своих учеников;

· сочинения и творческие работы;

· проектная деятельность;

· разговоры «по душам» и часы общения;

· встречи с психологом;

· творческие мастерские;

· КВНы;

· классные часы;

· семейные выставки достижений;

· дискуссии и диспуты;

· встречи с интересными людьми.

Взаимодействие с культурно-досуговым центром, музеем краеведения и фольклорным клубом "Волчанские казачки", детской музыкальной школой искусств, библиотекой, ДООФСЦ, Домом детского творчества, со специалистами Центра защиты семьи и детства.

Перечень основных направлений :

- Гражданско-патриотическое воспитание "Люблю тебя, моя Россия!";

- Нравственное воспитание "Совершенствую себя";

- Экологическое воспитание "В ладу с природой";

- Физическое воспитание и здоровый образ жизни  "Веду здоровый образ жизни";

- Эстетическое воспитание "Творю, выдумываю и пробую";

- Трудовое воспитание "Дело мастера боится";

- Ученическое самоуправление "Активный участник жизни".

 



2019-07-04 266 Обсуждений (0)
Требования к современным принципам воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к современным принципам воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)