ГЛАВА I . ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА По теме «Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков»
Выполнила: студентка V курса гр. 511
Научный руководитель:
Челябинск 2003 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3 ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8 1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24 1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Организация исследования…………………………………………………46 2.2. Методика проведения исследования………………………………………48 2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73 3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76 3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..122 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения. И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья. Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности. На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Так только в Еткульском РОВД Челябинской области на учете стоят 79 подростков, из них 4 привлечены в качестве обвиняемых, 14 осуждены условно, с испытательным сроком за 2000 год на учет поставлено 54 человека, в 2001 году – 51. Службами РОВД в 2002 году выявлен 101 несовершеннолетний правонарушитель. Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера. В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых – психологов. В отечественной психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания. Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др. Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых. Л.С. Выготский подошел к проблеме критического возраста с токи зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков. Тема нашего исследования: «Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков». Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков. Объект исследования: девиантное поведение подростков. Предмет исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков. Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике. 2. Выявить особенности проявления девиантного поведения у подростков; 3. Определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков. 4. Разработать программу предупреждения девиантного поведения подростков и экспериментально проверить ее эффективность. Для реализации цели и задач работы мы использовали методы теоретического и эмпирического исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, диагностические методы, статистическая обработка данных, количественная и качественная обработка экспериментальных данных. Методики исследования: - патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко; - методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским центром; - методика диагностики агрессивности Басса-Дарки. Методологические основы исследования: строятся на принципах системного подхода, личностного и деятельностного подхода. Исследовательская работа осуществлялась в средних общеобразовательных школах № 27 Советского района и № 149 Ленинского района г. Челябинска. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор, и теоретическое осмысление темы исследования изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая, медицинская, юридическая литература по проблеме; определились методологические основы, понятийный аппарат исследования; велась подготовка к исследовательской работе, определились цели и задачи эксперимента. Второй этап - опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы. Проверялась эффективность модели предупреждения девиантного поведения подростков, проводились контрольные срезы; определялась необходимость и результативность выделенных психолого-педагогических условий. Третий этап - этап осмысления, описания, обобщения и систематизации исследовательской работы и ее результатов. ГЛАВА I . ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |