Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Производственно-социальные комплексы.



2019-07-04 182 Обсуждений (0)
Производственно-социальные комплексы. 0.00 из 5.00 0 оценок




По мере выхода из кризиса актуальной задачей станет превращение ре­гионов, административных районов и поселений в современные производст­венно-социальные комплексы, которые будут относительно локальными и целостными территориальными системами совместного труда и проживания населения. В них необходимо обеспечить нормальное демографическое и ин­теллектуальное развитие населения на основе повышения эффективности про­изводства, его территориальной специализации и кооперации, рационального использования ресурсов, рыночных отношений, прогрессивных форм собст­венности, принципов самофинансирования и самоуправления.

Главная идея создания таких комплексов - обеспечить в условиях перехода к рынку согласованное и эффективное развитие производства и социальной сферы, охватывая весь воспроизводственный процесс в регионе. Эту задачу можно решить путем регулирования экономических отношений и проведения организационно-технических мероприятий. Конечной целью развития произ­водственно-социальных комплексов является постоянное повышение уровня и качества жизни населения, сохранение окружающей среды.

При рыночных отношениях чувство хозяина и стремление к предпринима­тельству должны появиться не только у частных лиц, но и у органов управле­ния и самоуправления регионов, административных районов и поселений. Развитие производства должно рассматриваться ими как средство достижения социальных целей, при этом социальное развитие будет способствовать росту эффективности производства, более полному использованию достижений НТП.

Каждый регион должен найти свою экономическую нишу. Необходимо также учитывать ситуацию, сложившуюся в регионах в результате "вхождения в рынок", для принятия первоочередных мер, опирающихся на государствен­ную экономическую и техническую политику.

Во-первых, следует тщательно обосновать стратегические и приоритетные направления развития экономики региона, обеспечивающие при переходе к рынку сохранение и приумножение созданного производственного и кадрового потенциала.

 Во-вторых, важно определить дальнейшую специализацию производства, обеспечить его дивер­сификацию для предотвращения экономического спада при изменении конъ­юнктуры рынка.

 В-третьих, требуется полнее использовать возможности тер­риториальной кооперации производства. В связи с этим целесообразно созда­ние региональных финансово-производственных ассоциаций, позволяющих на взаимовыгодных экономических условиях объединить имеющиеся ресурсы и тем самым обеспечить увеличение инвестиций и инноваций, создание новых рабочих мест, совместных, предприятий, взаимозачеты, сокращение повтор­ного налогообложения и др.

В-четвертых, необходимым условием структур­ной перестройки экономики региона является создание системы инновацион­ного предпринимательства, способной значительно усилить конкурентные позиции товаропроизводителей. При этом важно налаживание рыночных ор­ганизационно-экономических отношений в регионе по всему технологическо­му циклу "наука - производство - потребление", проведение маркетинговых исследований и др. И, наконец, в-пятых, необходимо задействовать важней­ший фактор развития и ускорения реконструкции предприятий - формирова­ние благоприятной инвестиционной среды (снижение степени риска, наличие финансовой и инвестиционной инфраструктуры, стабильность), позволяющей привлекать средства населения за счет гарантированных муниципальных за­имствований, а также средства западных инвесторов. Для формирования та­кой среды было бы целесообразно освободить от налогообложения ту часть прибыли предприятий, которая направляется на инвестиции в производство.

Диспропорции между производственным и социальным развитием регио­нов возникают по разным причинам. В частности, многие предприятия ис­пользуют рабочую силу без полного возмещения затрат на ее воспроизводство. Средняя заработная плата работников в настоящее время составляет половину денежных затрат, необходимых для ее воспроизводства. Недостаток средств часто компенсируется за счет вторичной занятости, значительная часть дохода от которой нередко достается работодателям. В то же время финансирование социальной сферы регионов по-прежнему существенно зависит от бюджета, трансфертов государства. Далеко не всегда при этом реализуются государст­венные гарантии на предоставление населению необходимых социальных благ. Большие средства на социальные мероприятия вынуждены выделять территориальные органы управления и самоуправления, добиваться получе­ния средств в вышестоящих бюджетах или находить спонсоров. Очевидно, что вопросы соответствия развития производства и социальной сферы должны учитываться в государственной политике, регулирующей распределение дохо­дов, собственности и обеспечивающей компенсацию затрат на воспроизводст­во рабочей силы.

Главной задачей территориальных органов управления и самоуправления в настоящее время является сохранение и развитие социальной сферы, которая находится в бедственном состоянии. Для создания более совершенного эконо­мического механизма ее формирования целесообразно разработать методику расчетов минимальных государственных социальных нормативов примени­тельно к субъекту Федерации, району и населенному пункту (городу), с учетом их социально-экономических особенностей. В качестве таких нормативов це­лесообразно использовать единые для страны величины бюджетных расходов на душу населения, которые можно привести к долям всех видов налогов предприятий (помимо местных) для отчислений в местные бюджеты напря­мую. На основе указанных стабильных нормативов можно перейти на форми­рование бюджетов "снизу", с учетом доли социальной сферы, находящейся на содержании местного бюджета. Представляется экономически обоснованным оставлять в распоряжении регионов часть федеральных налогов, которые воз­вращаются им сейчас в виде трансфертов. Такой порядок формирования мест­ных бюджетов повысит экономическую активность населения, предприятий и территориальных органов.

Эффективное регулирование всей совокупности экономических и органи­зационных механизмов в регионе требует развития демократических форм са­моуправления. Они должны соответствовать многоуровневой структуре про­изводственно-социальных комплексов, обеспечивать прогнозирование и свое­временное регулирование происходящих процессов, улучшение качества жиз­ни населения. Для отработки эффективной модели самоуправления на основе концепции производственно-социальных комплексов целесообразно провести соответствующие эксперименты, проводимые в различных регионах Российской Федерации, где имеются для этого необходимые научно-практические предпосылки.

 

Вывод:

Таким образом, подводя общий итог под проделанной работой, можно сделать вывод о том, что по аналогии с составлением и реализацией бизнес-планов предприятий целесооб­разно разработать бизнес-программы развития производственно-социальных комплек­сов регионов, административных районов и городов. Они должны заменить ранее су­ществовавшие директивно утверждаемые комплексные планы экономического и соци­ального развития, которые финансировались в основном из централизованных источни­ков и целью которых было достижение в основном объемных показателей. В отличие от них мероприятия бизнес-программ будут ориентированы на рост доходов предприятий, населения и местных бюджетов за счет улучшения хозяйствования на соответствующей территории. При этом целесообразно расширить экономическую базу органов само­управления на основе не только активизации их экономической деятельности, но и из­менения платы за пользование землей, природными ресурсами и аренды недвижимо­сти, находящейся в муниципальной собственности. Для осуществления указанных биз­нес-программ большое значение будет иметь заключение коллективных договоров и соглашений на предприятиях, в территориальных образованьях, нормализующих взаи­моотношения между работодателями и работниками. В настоящее время они исполь­зуются редко либо весьма неэффективно. Необходимо полнее задействовать возмож­ности таких экономических механизмов, как муниципальные заказы и займы, а также муниципальных банков, гарантирующих населению возврат вкладов с дивидендами. Для усиления заинтересованности работников местной власти и управления в повыше­нии эффективности производства и жизненного уровня населения, использовании про­грессивного опыта предлагается оплачивать их труд с учетом прироста на душу населе­ния чистой продукции в соответствующем территориальном образовании.

Реализация изложенных принципов организации управления территори­альными образованьями позволит обеспечить самофинансирование и под­линное самоуправление в регионах.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. «О мерах по активизации государственной промышлен­ной политики и созданию условий для экономического роста в Российской Федерации». Постановление Совета Федерации от 18.02.1998. - РГ, 03.03.1996.

 

«О финансово-промышленных группах». Федеральный За­кон от 30.11.1995. - РГ, 06.12.1995.

 

3.  Джаримов А. А. Регион в едином рыночном пространстве.

— Ростов-н/Д, 1995.

 

4. Лексин В. , Мильнер Б., Шевцов А.

Экономические отноше­ния и управление в условиях Федерации. — Вопросы эко­номики, (994, № 2).

 

5. Региональная экономика. Под редакцией проф. Т. Морозовой. - М., 1995.

 

6. Региональная экономика: новые подходы. — М., 1993.

 

7. Региональная экономика: планирование, прогнозирова­ние, управление. — Киев, 1989.

 

 



2019-07-04 182 Обсуждений (0)
Производственно-социальные комплексы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Производственно-социальные комплексы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)