История создания информационных служб на предприятиях
Информационная служба фирмы Содержание: Введение…………………………………………………………………стр.3 Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4 1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4 1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7 Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13 2.1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13 2.2. Структура информационной службы…………………………..стр.16 Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21 3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21 3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31 3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39 3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48 3.5. Источники информации………………………………………….стр.54 Заключение………………………………………………………………стр.62 Список использованной литературы…………………………………стр.64 Приложения……………………………………………………………...стр.70 Введение Тема: Информационная служба фирмы. Актуальность: Эффективное развитие рыночных отношений тесно взаимосвязано с организацией информационных служб на предприятиях, т.к. успешная деятельность предприятия невозможна без информационного обеспечения. Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить финансовый риск, следить за внешней средой, рынком, оценивать свою деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию предприятия. Новизна: Существует много работ, посвященных теме: Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Следует выделить специалистов, работающих в данной области. Это Бакланов М., Яновский А.М., Шкардун В.Д., Новикова О.А. и другие. Но конкретно по деятельности информационных служб фирмы информация рассеяна по различным источникам. Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы информационной службы в фирме. Задачи: 1) Проанализировать литературу по теме 2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях 3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы 4) рассмотреть методы работы информационной службы. Объект: Информационная служба на предприятиях Предмет: Функции, задачи и методы работы информационной служб Методы исследования: анализ специальной литературы. База исследования: фонды РНБ, Публичной библиотеки имени Маяковского. I. Информационные службы на предприятиях История создания информационных служб на предприятиях
В СССР задачи обеспечения научной и технической информацией решались в рамках созданной в период 1952-1985 годов Государственной системы научной и технической информации (ГСНТИ), которая условно разделялась на систему открытой гражданской информации и систему информации в оборонных отраслях. В связи с распадом Советского Союза ГСНТИ, отражающая характерные для прежнего строя ведомственные структуры управления экономикой, тоже распалась. В рамках ГСНТИ была создана сеть информационных органов, имеющих статус всесоюзных, отраслевых, территориальных, республиканских и низовых на предприятиях (14). В советское время активно создавались на крупных предприятиях специальные библиотеки или информационные отделы. Они вели многогранную справочно-информационную работу. Информационное обслуживание специалистов осуществлялось на базе укомплектованного книжного фонда. Фонд включал справочный аппарат, состоящий из системы каталогов и картотек. В своей работе информационные службы и технические библиотеки использовали традиционные методы информационного обслуживания. Это обслуживание в системе МБА, режиме «запрос-ответ», в системе ИРИ (избирательное распределение информации) и ДОР, проведение «Дней информации» и «Дней специалиста» (11). ИРИ включает в себя следующие обязательные элементы: адресную (алфавитную) картотеку абонентов, предметную картотеку информационных запросов, картотеку источников информации, картотеку карт обратной связи, картотеку заказов МБА для удовлетворения абонентов ИРИ запрашиваемыми документами. Преимущество ИРИ – наличие обратной связи. Обеспечение специалистов в режиме ИРИ способствует внедрению на предприятиях новых методов труда, передовой техники и прогрессивных технологий. До доведения информации до цехов были организованы Доски информации, на которых вывешивался список новых поступлений. Специальные библиотеки при заводах изучали информационные потребности специалистов по следующим группам: 1) руководящий состав завода 2) рядовой состав ИТР 3) рабочие массовых профессий На основании собранных анкет и выявленных в беседе запросов составляется на год тематика информационного обеспечения ведущих специалистов завода. Основными источниками для обеспечения информационных потребностей специалистов являлись – журналы, издания отраслевых информационных институтов, книги, библиографические пособия. Большое значение придавалось выставкам, посвященным различным социалистическим соревнованиям. Для выставок библиотеки подбирали литературу, посвященным лучшим людям завода, новаторам, передовикам. На выставках широко представлялись и сами книги в помощь соревнованию, и определенные номера газет и журналов, папки с подобранными по тем или иным проблемам соревнования вырезками из периодических изданий. Для рабочих проводились Дни информации, где много уделялось вопросам системы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Основные направления работы библиотек в советское время: - пропаганда внутренней и внешней политики КПСС - целенаправленная помощь в решении социально-экономических и научно-технических задач, стоящих перед производственными коллективами - пропаганда достижений в области науки, техники, прогрессивной технологии, содействие внедрению передового производственного опыта трудовых починов, развитию технического творчества - содействие системе профессиональной подготовки и повышению профессионального уровня кадров - популяризация научно-технических знаний. Библиотеки работали в тесном содружестве с профсоюзными комитетами (10, 27,29).
Т.о., в советское время информационным обеспечением специалистов занимались специализированные библиотеки и информационные центры на предприятиях. Можно сказать, что информационная инфраструктура была хорошо развита (правда, только в отношении НТИ), однако, в последние годы он был в значительной степени утерян, так как в условиях экономического кризиса отделы информации и научно-технические библиотеки государственных предприятий и учреждений стали первыми кандидатами для ликвидации. Вместе с тем, в последние годы такие службы стали вновь создаваться в рамках коммерческих структур, и некоторые банки и финансовые компании в настоящее время уже имеют весьма мощные собственные информационные службы. Вновь была осознана важность высококачественного информационного обеспечения для успеха во всех сферах деятельности, и во многих западных компаниях появилась должность «управляющий знаниями», он должен выполнять те же работы, что в 60-70-х годах предполагались для советских информационных работников отделов НТИ на предприятиях и организациях. Это говорит о том, что в советское время информационные отделы всегда обеспечивали высокое качество услуг и несли за это ответственность за счет тщательного отбора, оценки, редактирования информации.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |