Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи обучения физики.



2019-07-04 1259 Обсуждений (0)
Цели и задачи обучения физики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи МПФ

1. Для чего учить – обоснование цели преподавания физики в школе и Вузе.

2. Чему учить – это определение и систематическое совершенствование содержания и структуры курса физики.

3. Как учить – это разработка, экспериментальная проверка и внедрение в практику обучения наиболее эффективных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся, а также учебного оборудования для занятий по физике.

 МПФ рассматривает:

1. Общие вопросы, которые включают а) цель изучения физики

                                                                  б) структура и содержание курса физики

                                                                  в) методы политехнического обучения

                                                                  г) связь обучения физики с практикой

                                                                  д) формы организации учебного процесса и внеклассная                   

                                                                  работа           

2. Специальные вопросы а) методика отдельных разделов и тем в физике

                                              б) способы проведения практических работ

 в) обеспечение преподавания наглядностью

 

1.2 Методы исследования, применяемые в МПФ                                

 

1. содержательные

2. формализованные

    1

а) Педагогическое наблюдение

объект – учащийся, их действие при изучении нового материала, при выполнении лабораторных работ, при решении задач;

- учитель при изложении курса физики

- формирование у учащихся умений и навыков

б) Документальное наблюдение (журналы, дневники, письменные работы )

Каждое научное наблюдение должно иметь четко сформулированную цель и заранее разработанный план.

в) Педагогический эксперимент – это своеобразно сконструированный и осуществленный процесс обучения физики, который предполагает проведение педагогического наблюдения в контролируемых и поддающихся учету условиях согласно поставленных задач.

Педагогическое наблюдение протекает в естественных условиях, а при педагогическом эксперименте происходит активное воздействие на процесс обучения путем создания специальных условий для обеспечения проверки цели эксперимента. Продолжительность педагогического эксперимента от нескольких недель до нескольких лет. Одной из форм педагогического эксперимента является сравнения обучения в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах вводится экспериментальный фактор, который отсутствует в контрольных группах. Учитывается: 

- количественный фактор

 - доверительность выборки

г) Тест успеваемости – это специально подобранные задания для проверки знаний учащихся, который имеет краткий однозначный ответ

д) Анкетирование

  2

а) Теоретический анализ – это структурно-логический анализ учебного материала и знаний учащегося, статистическая оценка отдельных элементов обучения физики.

б) Системный подход ; при этом процесс обучения физики представляют, как сложную многоуровневую систему, которая функционирует под действием разнообразных факторов. Строится обобщенная модель, отражающая все факторы и связи учебного процесса.

Цели и задачи обучения физики.

1. Курс физики является обязательным в курсе средней школы (В Америке только 20% учит физику – для Америки это норма).

Почему? – развивает мышление

- наука об окружающем мире

- элемент общей культуры человека

2.Во-первых является теоретическим фундаментом современной техники, помогает познать окружающий мир, является элементом общечеловеческой культуры.

Физика использовала математику, как аппарат. Благодаря физике математика развивается (сейчас). Элементы физики используются в геологии, биологии, химии. Происходит дифференциация и интеграция наук.

Рассмотрим на примере физики:

От физики отпочковывается новая наука – то дифференциация; биофизика – это интеграция.

Цели обучения физики:

- обучение

- воспитание

- развитие

1.

- формирование и развитие у учащихся научных знаний и умений, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, происходящих в технике, природе и быту.

- знание основ физических теорий

- умение использования этих знаний для решения стандартных и нестандартных задач

- овладение языком физики и умение его использовать

- формирования умения систематизировать результаты наблюдения, делать обобщения и оценивать их вероятность и границы использования.

- Планировать и проводить эксперимент, использовать измерительные вычислительные приборы, способы информационных технологий.

- Формирование научной картины мира

2. Воспитательные цели:

- формирование научного мировоззрения и диалектического мышления

- воспитание экологического мышления и поведения, трудолюбия и настойчивости

3. цели развития

- развитие логического мышления, умения пользоваться методами дедукции и индукции, анализа и синтеза, формулировать выводы и обобщения

- развитие умения экспериментировать, технически мыслить и в итоге развивать творческие способности

2.2 Структура и содержание курса физики.

Исторически курс физики строился по нескольким подходам:

1. Радиальный (линейный)

2. Концентрический

3. Ступенчатый

 

1. Предлагает систематическое и последовательное изложение всех курсов, разделов и тем. Пример: общий курс физики в институте.

Недостатки: нет постепенного нарастания трудности усвоения материала, что соответствует принципам возрастной психологии и дидактики.

2.Состоит из двух концентров:  

- изложение всего материала на элементарном уровне

- изложение того же материала, но на более глубоком уровне физических теорий, обобщений абстракций и математического аппарата.

Недостатки: - уходит много времени, загромождается программа

                   - теряется интерес

3. Он объединяет радиальный и концентрический. От радиального он берет систематичность изложения, а от концентрического – учет возрастных особенностей. Впервые предложил Цингер в 1910. Он же издал книгу «начало физики».

Например, гидростатика в 7 классе, гидродинамика в 10 классе; закон Ома для участка цепи в 8 классе, а для полной цепи в 11 классе.

Требования к построению курса физики:

1. современным(отвечать современному уровню физики)

2. доступным

3. стабильным

При отборе материала на учебники необходимо основываться:

1. научность содержания

2. систематичность изложения

3. единство теории и практики

4. взаимосвязь курса физики с другими предметами

5. распределение по годам

Основной документ, который определяет объем и содержание курса физики – программа - это государственный документ.

Школы делятся на:

1. общеобразовательная с углубленным изучением физики

2. -----//--------//----------- с профильным обучением физики

3. гимназии и лицеи

Программы по физике строятся с требованиями предъявляемыми к средней школе и должны обеспечивать уровневую и профильную дифференциацию обучения. Концепция уровневой дифференциации предполагает выделение уровня обязательных результатов знаний, и на основе этого строятся высшие уровни овладения учебным материалом. Таких уровней три: А, В, С.(А – уровень обязательных результатов, В,С – высшие уровни).

Уровневая дифференциация предполагает дифференциацию по уровням трудности учебных заданий и требований к этим заданиям. Это не означает, что каждый уровень разный по объему материала. Объем материала для уровней одинаковый, а требования к результатам его усвоения разные. Основной материал учащиеся усваивают в классе, домашние задания дифференцируются. Для всех обязателен уровень А, а уровень В С по выбору обучающегося.

Обучение по физике предполагает две ступени:

1. 7-9 классы – называется базовый курс(тут тоже уровни А,В,С)

2. 10-11 классы – систематический курс профильного дифференцированого обучения (уровни А, В, С тоже присутствуют).

Для профильного дифференцированного обучения предусматривают разное количество часов по физике, различная глубина изложения материала, различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.

Типы (уровни профильных программ):

Курс А – курс общекультурной ориентации

Профили: гуманный

            Исторический

            Спортивный

            Философский

Тут физику излагают на уровне общенаучных понятий и теорий и используют несложный математический аппарат.

Курс В – прикладной

Профили: физико-технический

             Технический

             Химико-технологический

Развитие конструкторских решений, умение использовать практические задачи и т.д.

Курс С – курс углубленного творческого уровня

Профили: физический

             Физико-математический

             Физико-химический

Более трудный математический аппарат, более высокий уровень физических обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.

Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление жестокого отношения к природе и человеку.

При обучении физики нужно руководствоваться дейтельностным подходом, который предполагает подачу знаний учащихся не в готовом виде, а чтобы они самостоятельно учились добывать эти знания, обобщать, анализировать и выдавать творческое решение, т. е. Развивать творческое мышление.

ТЕМА3:  Общие вопросы психологии дидактики

 и методики обучения физики.

3.1 Психологические особенности процесса обучения физики.

Для успешного преподавания необходимо:

- знание основ физики, методики преподавания и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний (формирование умений и навыков, развития мышления, возрастные особенности, индивидуальное различие психического развития, направленность личности (отношение к труду, коллективу, учебе и самому себе), волевые и эмоциональные качества(самостоятельность, целенаправленность, инициативность, устойчивость чувств, глубина эмоциональных переживаний), особенности познавательной деятельности и умственное развитие (внимание, память и речь).

Ведущую роль в формировании и развитии психологических особенностей играет социальный опыт, условие жизни и деятельности, обучение и воспитание. Важными предпосылками псих. развития являются природные особенности человека, т.е. врожденное состояние нервной системы и анатомо-физиологическое состояние мозга. В процессе, развития важную роль играет процесс самовоспитания. Способности формируются и воспитываются в зависимости от условий жизни и деятельности, обучения и воспитания.

Выгодский предложил, что обучение предшествует развитию. Обучение ведет за собой развитие, но стимулируя развитие оно отражается на него. Для усвоения и развития некоторых форм мышления требуются определенные сроки. Выгодский и Леонтьев назвали эти периоды сентизетивными. Для становления речи сентизетивный период 1-5 лет, для модельного мышления 11-13 лет, для математического мышления от 15 до 20 лет. Психика обладает пластичностью, т.е. можно использовать метод компенсации. (Например, если плохое зрение, то обострен слух)

Характеристики и критерии умственного развития.

1. Быстрота усвоения материала (темп продвижения)

2. Экономичность мышления

3. Уровень аналитико-синтетической деятельности

4. Перенос приемов умственной деятельности сформированных на одном объекте на другой объект

5. Умение самостоятельно систематизировать и обобщать



2019-07-04 1259 Обсуждений (0)
Цели и задачи обучения физики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи обучения физики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)