Тема 4: Методы обучения физики.
4.1. Классификация методов обучения Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов, иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты, наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом, фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль. Методы классифицируют по: I. Способу передачи информации от учителя к ученику 1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с литературой. 2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты. 3. Практический – решение задач и лабораторные опыты. II. По основным дидактическим задачам 1. метод приобретения знания 2. метод формирования умений 3. метод применения знаний 4. метод творческой деятельности 5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык – автоматизированное умение. III. По характеру познавательной деятельности 1. объяснительно – иллюстративный 2. эвристический 3. репродуктивный 4. исследовательский 5. проблемное изложение IV. По Юрию Бабанскому: 1. метод организации и осуществления познавательной деятельности 2. метод стимулирования и мотивации 3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной деятельности. V. В современной школе используется классификация по используемых средствах обучения: 1. словесный 2. демонстрационный 3. лабораторный 4. работа с книгой 5. решение задач 6. иллюстративный 7. учет и контроль знаний VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и экспериментальные методы. 4.2 Словесные методы. Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных результатов. F Беседа. Используется на первой стадии учения физики. Включается : ü Сообщение новых знаний ü Закрепление знаний ü Углубление знаний ü Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов ü Проверка домашнего задания и знаний школьников Наилучший способ – эвристическая беседа. План беседы включает: 1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и последовательностью. 2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока. 3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и которые должны быть занесены в тетрадь учениками. Требования к вопросам: 1. Четкость 2. Ясность 3. Краткость 4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал, доказывать и самостоятельно получать выводы 5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть наводящими, но не должны содержать подсказку. F Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии ученых, перспективы развития науки и техники. Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют и углубляют рассказом. F Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения, доказательства, обоснования. F Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной, логической последовательностью и длительностью. Используется на второй ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции, а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки зрения и общих позиций. Требования к изложению материала: Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями, иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д. Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических). LT-1 – размерность м/с – единица скорости (единица измерения) Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли. 4.3 Записи и зарисовки на доске Основные правила: 1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения на доске. 2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух, мускульное напряжение. Фиксировать на доске: 1. План урока 2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д. 3. Формулы и их выводы 4. Примеры числовых данных 5. Решения задач 6. Фамилии ученых и даты их жизни 7. Даты наиболее важных открытий 8. Новые термины 9. План лабораторной работы 10. Задание для домашней работы Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро. Требования к записям: · Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта. · Рисунки: вид спереди или сверху. · Формулы взять в рамочку. · Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или другим цветом мела.
4.4 Проблемное обучение физики Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить. Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации: 1. Формирование проблемы. 2. Нахождение способов ее решения. 3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом. 4. Формулирование выводов. 5. Подведение итогов. Уровни проблемного обучения: 1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает, либо показывает как она была решена в науке). 2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно с учащимися ее решает). 3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения, исследовательская работа). 4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее самостоятельно решить. Для создания проблемной ситуации используются: 1. Проблемные вопросы 2. Физические эксперименты (демонстрации) 3. Факты из истории открытия 4. Лабораторные работы 5. Экспериментальные задачи Для постановки задачи важно: 1. Правильно сформулировать вопрос 2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным материалом и новыми знаниями 3. Создавать видимые границы известного и неизвестного 4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и понимать о необходимости приобретении новых знаний. Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль) Опыт: 2 стакана с водой, комнатная температура. Алюминиевые тела в t=100 0C c разными массами. Где больше температура ? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы. T1’>T2’ → Q1>Q2 → Q = f(C), C - теплоемкость.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |