Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4: Методы обучения физики.



2019-07-04 205 Обсуждений (0)
Тема 4: Методы обучения физики. 0.00 из 5.00 0 оценок




4.1. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов, иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты, наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом, фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.

Методы классифицируют по:

I. Способу передачи информации от учителя к ученику

1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с литературой.

2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.

II. По основным дидактическим задачам

1. метод приобретения знания

2. метод формирования умений

3. метод применения знаний

4. метод творческой деятельности

5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык – автоматизированное умение.

III. По характеру познавательной деятельности

1. объяснительно – иллюстративный

2. эвристический

3. репродуктивный

4. исследовательский

5. проблемное изложение

IV. По Юрию Бабанскому:

1. метод организации и осуществления познавательной деятельности

2. метод стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной деятельности.

V. В современной школе используется классификация по используемых средствах обучения:

1. словесный

2. демонстрационный

3. лабораторный

4. работа с книгой

5. решение задач

6. иллюстративный

7. учет и контроль знаний

VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и экспериментальные методы.

4.2 Словесные методы.

Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных результатов.

F Беседа. Используется на первой стадии учения физики.

Включается :

ü Сообщение новых знаний

ü Закрепление знаний

ü Углубление знаний

ü Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов

ü Проверка домашнего задания и знаний школьников

Наилучший способ – эвристическая беседа.

План беседы включает:

1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и последовательностью.

2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.

3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и которые должны быть занесены в тетрадь учениками.

Требования к вопросам:

1. Четкость

2. Ясность

3. Краткость

4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал, доказывать и самостоятельно получать выводы

5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть наводящими, но не должны содержать подсказку.

F Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии ученых, перспективы развития науки и техники.

Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют и углубляют рассказом.

F Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения, доказательства, обоснования.

F Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной, логической последовательностью и длительностью. Используется на второй ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции, а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки зрения и общих позиций.

Требования к изложению материала:

Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями, иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.

Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).

LT-1 – размерность

м/с – единица скорости (единица измерения)

Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.

4.3 Записи и зарисовки на доске

Основные правила:

1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения на доске.

2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух, мускульное напряжение.

Фиксировать на доске:                    

1. План урока

2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.

3. Формулы и их выводы

4. Примеры числовых данных

5. Решения задач

6. Фамилии ученых и даты их жизни

7. Даты наиболее важных открытий

8. Новые термины

9. План лабораторной работы

10. Задание для домашней работы

Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.

Требования к записям:

· Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.

· Рисунки: вид спереди или сверху.

· Формулы взять в рамочку.

· Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или другим цветом мела.

 

4.4 Проблемное обучение физики

Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.

Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:

1. Формирование проблемы.

2. Нахождение способов ее решения.

3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.

4. Формулирование выводов.

5. Подведение итогов.

Уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает, либо показывает как она была решена в науке).

2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно с учащимися ее решает).

3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения, исследовательская работа).

4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее самостоятельно решить.

Для создания проблемной ситуации используются:

1. Проблемные вопросы

2. Физические эксперименты (демонстрации)

3. Факты из истории открытия

4. Лабораторные работы

5. Экспериментальные задачи

Для постановки задачи важно:

1. Правильно сформулировать вопрос

2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным материалом и новыми знаниями

3. Создавать видимые границы известного и неизвестного

4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и понимать о необходимости приобретении новых знаний.

Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)

Опыт:                                2 стакана с водой, комнатная температура. Алюминиевые тела в t=100 0C                                                                          c разными массами. Где больше температура ? t1>t2, Q = f(m) – зависит от массы.

                                            T1>T2 → Q1>Q2                        → Q = f(C), C - теплоемкость.



2019-07-04 205 Обсуждений (0)
Тема 4: Методы обучения физики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4: Методы обучения физики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)