Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы контролируемости МРСК



2019-07-04 171 Обсуждений (0)
Проблемы контролируемости МРСК 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мировой кредитный и финансовый рынок, в том числе еврорынок, играют двоякую роль – позитивную и негативную. С одной стороны, аккумуляция и перераспределение денежных средств в мировом масштабе стимулирует развитие производительных сил, мирохозяйственных связей, концентрации, централизации капитала, интернационализации внешнеэкономической деятельности стран. С другой стороны, деятельность еврорынка способствует обострению противоречий воспроизводства. Особенности международных валютных, кредитных, финансовых операций (автономность, быстрота оформления, неподконтрольность национальным органам) делают их фактором нестабильности валютной и денежно-кредитной систем, экономики в целом.

Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капиталов, которое зависит от фазы цикла, колебаний процентных ставок, направления экономической политики страны, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов усугубляют нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рынок оказывает влияние на платежный баланс. Например, отлив долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требования к американским банкам, что усиливает дефицит платежного баланса страны по текущим операциям. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, особенно евровалютные, служат своеобразным передаточным механизмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной политики одной страны на другую. Так, политика высоких процентных ставок в США в начале 80-х годов вынудила страны Западной Европы повысить свои процентные ставки для сдерживания отлива капиталов и затруднила проведение ими денежно-кредитной политики, стимулирующей их выход из экономического кризиса. С середины 80-х годов по решению пяти ведущих держав проводится согласованное снижение процентных ставок, однако сохраняется разница в их уровнях.

Уже с 70-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в еврорынке. После переговоров "группы десяти" весной 1979 г. достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах:

· коммерческие банки обязаны представлять в национальные органы банковского контроля консолидированные балансы, включая данные по заграничным отделениям и расширенные сведения о кредитах на еврорынке;

· США и ФРГ предложили ввести минимальные резервные требования по еврооперациям, но другие страны отвергли это предложение, так как не во всех странах применяется данный метод кредитного регулирования. США в октябре 1979 г. ввели 8%-ные минимальные резервные требования по евродолларовым депозитам в национальных банках;

· поставлен вопрос об улучшении сбора информации о еврорынке;

· создан пул из сотни банков Западной Европы для регулирования операций ТНБ на еврорынке и т.д.

В связи с банкротствами и потерями банков от спекулятивных операций на еврорынке в середине 70-х годов был создан Комитет по банковскому регулированию и практике контроля при БМР из представителей национальных органов банковского контроля 12 стран. С целью обеспечения ликвидности и платежеспособности зарубежных отделений банков и их дочерних компаний в 1975 г. подписан Базель конкордат, обновленный в 1983 г. Однако эта мера не повысила ответственность банков за операции на еврорынке. В условиях кризиса платежеспособности развивающихся стран и ухудшения ликвидности банков Комитет подготовил в 1984 г. новые рекомендации, направленные на повышение ответственности банков за свою деятельность, особенно международные операции. Но эти меры не были согласованы, поскольку большинство стран выступает за ограничение вмешательства государства в регулирование банковского риска.

Ежегодные совещания "семерки" направлены на координацию экономической политики ведущих стран, надзор за состоянием экономики, что оказывает определенное влияние на мировой рынок ссудных капиталов.

Попытки введения контроля над еврорынком не дали ожидаемых результатов. Требование предоставления банками консолидированной отчетности по международным операциям наталкивается на трудности, связанные с различной бухгалтерской практикой, национальным банковским законодательством и банковской тайной. Введение минимальных резервных требований по еврооперациям банков не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положения местных банков по сравнению с иностранными. Возможности центральных банков и национальных органов контроля воздействовать на процентные ставки, размер и условия операций на еврорынке ограничены.

Попытки регулирования еврорынка направлены не столько на установление контроля, сколько на координацию действий национальных банков и их приспособление к еврорынку.

И все же мировой рынок ссудных капиталов, особенно его важнейший сектор – еврорынок, находится вне сферы национального и международного контроля. Особенность еврорынка состоит в отсутствии резервных требований по депозитам и кредитам (за исключением отдельных стран), а также лимитов на размер процентных ставок. Это способствует неконтролируемому движению огромных масс ссудного капитала, минуя государственные границы и регламентацию, вызывая внезапное вторжение "горячих" денег на национальные рынки ссудных капиталов, или "бегство" капиталов, увеличение спекулятивных операций.

Самый свежий тому пример – крах на Гонконгской фондовой бирже 23 октября 1997 г. Он ознаменовал начало мирового финансового кризиса, охватившего не только страны Азиатсоко-Тихоокеанского региона, но и страны Западной Европы, США, Латинскую Америку, Россию и другие. Падение индекса корпоративных бумаг на 14% в Гонконге привело к падению курсов валют Малайзии, Сингапура, Филиппин, Индонезии и других стран, на Нью-йоркской фондовой бирже индекс Доу-Джонса упал на 554 пункта.

В качестве причин кризиса выделяют:

· спекулятивные атаки, целью которых является получение прибыли на резких колебаниях финансовых рынков;

· переоцененность фондовых рынков, их "перегрев", а так как за фазой подъема всегда следует фаза спада, многие менеджеры инвестиционных компаний переводят свои средства на другие рынки;

· высокая степень взаимосвязи национальных экономик в системе мирового хозяйства;

· интернационализация финансовых рынков, начавшаяся еще с 70-х годов в рамках промышленно развитых стран, а в 90-е годы переместившаяся и на регион развивающихся стран.

Очевидно, что контролируемость мирового рынка капитала еще больше падает по мере его интернационализации.

 

 

Место России в МРСК

 

Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решить немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Это предполагает наличие сбалансированного и открытого (в рамках избранной стратегии) для нерезидентов внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

В России фактически уже имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996 г. Россия подписала ст. VII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

Важным шагом для российского рубля как валюты, признаваемой мировым экономическим сообществом, стала торговля срочными контрактами (фьючерсами) на рубль на Чикагской товарной бирже (ЧТБ) в США. В апреле 1998 г. ЧТБ стала использовать российский рубль как двенадцатую валюту, с которой ЧТБ проводит срочные сделки. Сумма контракта составила 500 тыс. руб., срок исполнения – 6 месяцев. У российских банков появилась возможность участвовать в торгах на ЧТБ. Для нерезидентов – это дополнительная возможность хеджироваться при вхождении на российский рынок. Вместе с тем после открытия торгов на американской бирже возросло воздействие на российский рынок со стороны мировых спекулянтов. Центральному банку России, который до начала 1998 г. был крупнейшим игроком на рынке фьючерсных валютных сделок, стало сложнее регулировать рынок, особенно в случае очередного мирового финансового кризиса.

Еще до открытия торгов по российскому рублю на ЧТБ Россия стала пятой по счету восточноевропейской страной после Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, чьи производные ценные бумаги – фьючерсы и опционы стали обращаться на Австрийской бирже деривативов, являющейся отделением Венской фондовой биржи. Для торговли российскими фьючерсами и опционами Австрийской биржей разработан специальный страновый индекс, в качестве базовой основы которого использован индекс РТС (официальный индикатор Российской торговой системы).

Для скорейшей интеграции России с европейскими фондовыми рынками Венская биржа планирует предоставить российским инвесторам, эмитентам и брокерским компаниями доступ к торговым площадкам Европы через терминалы биржи. Положительным эффектом присутствия Венской фондовой биржи в России станет повышение ликвидности российского фондового рынка, появление новых каналов торговли и экономия затрат членов биржи за счет "эффекта масштаба". Интеграция российского фондового рынка с его европейскими аналогами посредством Венской фондовой биржи отражает не только объективную реальность географического положения, но и тенденцию к глобализации и интеграции европейских рынков.

Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также ссудного капитала. В 90-е гг. деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинает ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающего ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, МАР, МАГИ).

Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. табл. 4.1 в приложении). Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

· наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

· наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;

· сохранение стабильного налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодного заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ – с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

С 1992 по 1996 г. включительно Россия получила от МВФ 10,5 млрд. долл. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало предоставление ей резервного кредита "стэнд бай" №1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит "стэнд бай" №2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации – соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 г. вступило в силу четвертое соглашение с МВФ – программа расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи Правительством РФ был принят ряд решений во внешнеэкономической области, прежде всего отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт.

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дает ей широкие возможности для расширения своего экспорта в рамках программы помощи АзБР странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены.

С середины 90-х гг. Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

 

Таблица 4.2. Выпуски российских еврооблигаций в 1996–1998 гг.

Выпуск Срок обращения Объем выпуска Спрэд*, базисных пунктов Цена размещения Купон, % Дата погашения
Россия I 5 лет $ 1 млрд. 345 99,567 9,25 29.11.2001
Россия II 7 лет DM 2 млрд. 370 101,75 9 25.03.2004
Россия III 10 лет $ 2 млрд. 365 99,164 10 26.06.2007
Россия IV 7 лет DM 1,25 млрд 475 99,668 9,375 31.03.2005

* Превышение доходности над государственными облигациями (США – для выпусков в американских долларах, Германии – для выпусков в немецких марках) с аналогичным сроком обращения, 100 базисных пунктов – 1%.

 

Выпуск российских евробондов номинирован в американских долларах, немецких марках, итальянских лирах.

Заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. Привлекательность еврооблигаций обусловлена большой емкостью данного рынка и отсутствием ограничений, которые, как правило, присутствуют в кредитах международных организаций или правительств других стран. Кроме государственных российских евробондов облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт-Петербург, ряд других субъектов РФ, например Татарстан, Московская область, Нижегородская область, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных российских предприятий, банков.

Следует отметить, что на рынке еврооблигаций до сих пор обращаются облигации, выпущенные в конце 80-х гг. Внешэкономбанком СССР. Их сумма оценивается примерно в 1 млрд. долл. Обслуживание долга и погашение по нему производятся точно в срок.

Внешний долг России. Осуществляя те или иные заимствования за рубежом, Россия становится одним из крупнейших должников в мире. По размеру внешнего долга, оцениваемого на начало 1998 г. в 130,8 млрд. долл., Россия заняла третье место в мире, уступая лишь Мексике (165,7 млрд. долл.) и Бразилии (159,1 млрд. долл.). Основная часть российского внешнего долга перешла по наследству от бывшего СССР – 97,8 млрд. долл., а долги самой России составляют лишь 33,8 млрд. долл.

Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам-членам этого клуба в размере 42 млрд. долл. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами-членами клуба.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд. долл.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга – 24 млрд. долл. Накопившиеся проценты по долгу – 8,3 млрд. долл. будут обслужены путем выпуская облигаций с 20-летним сроком погашения.

Благодаря соглашениям с Лондонским и Парижским клубами, а также льготным ссудам МВФ и МБРР выплата процентов по внешнему долгу будет составлять около 7 млрд. долл. в год (1,3% ВВП). Это меньше половины того, что пришлось бы выплачивать России в соответствии с текущими рыночными процентными ставками.

Государственный внутренний и внешний долг России за 1997 г. вырос с 1059,9 млрд. до 1278,1 млрд. руб. При этом внутренние заимствования к началу 1998 г. составили 500,9 млрд. руб. Объем внешнего долга иллюстрируют приведенные ниже данные (по состоянию на 31 декабря каждого года):

  1996 г. 1997 г. авг. 1998 г
Объем внешнего долга, млрд. долл. США 134,6 133,1 151,5

Самое опасное в том, что резко возрастают расходы по обслуживанию общей задолженности государства. Уже сейчас они превышают 30% расходной части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999–2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении).

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140–176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300–500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками.

Ниже приведены суммы долгов (на конец 1997 г.) крупнейших должников России, млрд. долл.:

Куба 20 Монголия 8,5 Индия 7,9 Алжир 4
Сирия 13 Афганистан 8,2 Йемен 6,7 Мозамбик 3
Вьетнам 9,5 Ирак 8 Эфиопия 5,5    

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны-члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Иностранные инвестиции. Россия, по западным оценкам, в состоянии в ближайшие 10–15 лет поглотить 200 – 300 млрд. долларов иностранных капиталовложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынка. Однако инвестиционный климат в стране продолжает оставаться крайне неблагоприятным. По уровню инвестиционного риска Российская Федерация находится на уровне Ирака. Эксперты Банка Австрии, проанализировавшие возможности размещения инвестиций в России с учетом политической и экономической конъюнктуры, социального климата и экологии, пришли к выводу, что лишь в 6 из 89 регионов России существует относительно благоприятный инвестиционный климат, а в 33 регионах климат "относительно пригоден". Основные факторы, препятствующие крупномасштабному притоку иностранного капитала, известны: политическая нестабильность, кризисное состояние экономики, неразвитость инфраструктуры, высокие трансакционные издержки и отсутствие соответствующей правовой базы.

 

Таблица 4.3. Приток частного капитала в Россию с 1992 по 1999 гг., млрд. долл.[5]

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Чистые прямые зарубежные инвестиции 0.7 0.9 0.6 2.0 2.5 6.2 2.8 2.7
Чистые портфельные инвестиции 0.0 5.0 16.3 10.3 17.6 18.4 3.9 –1.1
Ссуды банков и прочие поступления 0.0 0.0 –16.2 4.0 –20.1 –23.2 –20.1 –17.8
Итого приток частного капитала 0.7 5.9 0.6 16.4 –0.1 1.4 –13.4 –16.2

 

В последнее время правительство России предпринимает необходимые шаги в направлении совершенствования законодательства, касающегося иностранных инвесторов. Определенное значение в стимулировании иностранных инвесторов будут иметь принятые решения о распространении режима налогообложения прибыли малых предприятий на предприятия с иностранными инвестициями, реализующие проекты в материальном производстве; об освобождении от НДС и спецналога технологического оборудования, импортируемого предприятиями с иностранным участием в рамках развития собственного производства; об освобождении от НДС и спецналога валютных кредитов, предоставляемых российским юридическим лицам зарубежными банками и материнскими компаниями СП; об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда; об отмене ограничений на количество текущих счетов российских юридических лиц; о выведении суммы курсовых операций из налогооблагаемой прибыли для предприятий, не специализирующихся на операциях на валютном рынке.

Положительный эффект может дать принятие уже подготовленных законопроектов: о свободных экономических зонах, о концессиях, а также новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Еще более важно, что многие факторы, препятствующие притоку в Россию иностранного капитала, нельзя устранить в короткий период времени никакими – даже самыми преференциальными для иностранных инвесторов – законодательными акциями. Среди главных факторов низкой конкурентоспособности России как получателя иностранного капитала – полное, с точки зрения инвесторов, отсутствие элементарного хозяйственного порядка в экономике на микроуровне, т.е. в отношениях между предприятиями и властями, между предприятиями и властями и т.д. Поэтому на кардинальное улучшение инвестиционного климата в ближайший год - два рассчитывать нельзя.

Кроме того, часто преувеличивается объем свободных инвестиционных ресурсов в мире.

Свыше 3/4 прямых капиталовложений осуществляется за счет реинвестиций, и поэтому они довольно жестко связаны со структурой географического распределения уже накопленных инвестиций. Величина же инвестиций, относительно "не связанных" с определенным регионом приложения капитала, не превышает 50–70 млрд. долларов в год, что еще более повышает накал конкурентной борьбы за их распределение.

Краткосрочные перспективы иностранных вложений в акции приватизированных российских предприятий также невысоки. Это объясняется тем, что еще предстоит создать соответствующую нормативно-правовую базу, работающую структуру цивилизованного фондового рынка, депозитарно-клириноговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированную систему внебиржевой торговли ценными бумагами, фондовые биржи, работающие по правилам и пользующиеся доверием приватизированных предприятий. Лишь после решения этих вопросов можно будет стимулировать покупку акций приватизированных предприятий, в том числе путем конверсии российского внешнего долга.

В ближайшие один – два года было бы целесообразно (наряду с привлечением прямых инвестиций и вложений в акции приватизированных предприятий) активизировать работу по размещению за рубежом облигационных займов. Значение этого рынка можно проиллюстрировать на структуре иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1995 г. Прямые инвестиции туда за прошлый год оцениваются в 90 млрд. долларов. Однако собственно приток ресурсов (поставки инвестиционного оборудования, валютные поступления) в развивающиеся страны можно оценить не более чем в 8–10 млрд. долларов. Это примерно столько же, сколько составили портфельные вложения за 1995 г. в акции предприятий развивающихся стран, и в 6 раз меньше, чем было привлечено из-за рубежа предприятиями и различными государственными структурами указанных стран в форме облигационных займов. Объем последних только за 1995 г. составил 55 млрд. долларов.

Естественно, что такие займы могут быть реализованы лишь под какие-то эффективные проекты. Причем для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов необходимо выполнить целый ряд условий: надежный западный посредник, менеджмент проекта ведущей западной инженерно-строительной фирмой, соответствующая реклама и т.д. Под сырьевые проекты (а в мировой практике крупные проекты в добывающих отраслях, как правило, финансируются международными займами) необходимо будет решить вопрос собственности на разрабатываемое сырье, о праве собственника еще перед получением займа заключать соглашения о будущих поставках на экспорт. Без этого заем не сможет быть размещен. К сожалению, вступивший в силу закон о разделе продукции такой правовой базы не обеспечивает.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги можно сделать вывод, что быстрорастущий мировой рынок ссудных капиталов стал важным фактором международных экономических отношений.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

К сожалению, международные рынки нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками. Когда финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены капризам международных финансовых центров, это способно вызвать такую нестабильность, которую страна, зависящая от иностранного капитала, выдержать не в состоянии.

Главная проблема заключается здесь в том, что произошла глобализация мировой экономики и хозяйства, но усиления мирового сообщества до тех же масштабов не произошло. Такие международные организации, как ООН, оказались неспособны подняться до уровня интернационального правительства, а финансовые организации (МВФ) сами подвергаются жесткой критике.

Роль объединяющего лидера на международной арене могли бы взять США, но они прекрасно себя чувствуют, действую по принципу "разделяй и властвуй".

Поэтому, следя за событиями у нас в стране, невольно начинаешь думать, что Россия находится на поворотном моменте своего пути, когда так дорого время. Очевидно, что без инвестиций, которые должны прийти с мирового рынка ссудных капиталов, нам придется очень сложно. Но до сих пор не создано необходимой для этого инфраструктуры, категория свободы, в том числе и экономической, отходит на задний план.

Нам сейчас нужны кредиты, – но только для того, чтобы выплатить уже существующие долги. В то же время, по самым скромным оценкам, сбережения населения России, не положенные даже в банк, равны 40 млрд. долларов. Если прибавить к этому как минимум 20 млрд. долларов, которые ежегодно утекают за ее пределы, то выплата государственного долга и процентов по нему не являлась бы неразрешимой проблемой.

Ясно, что население России не особенно верит в перспективы экономического развития собственной страны. И в чем-то они правы – возможностей для самореализации личности и выявлению людского потенциала у нас действительно пока меньше, чем в развитых странах Запада. Но если мы будем думать так и дальше, то и в долгосрочной перспективе наша страна сможет конкурировать с США только по количеству заключенных.

Список используемой литературы

 

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 416 с.

2. Голосов В.В. Международный рынок ценных бумаг// Российский Экономический Журнал. –1992. – № 6. – с. 96-104.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник./ Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 448 с.: ил.

4. Ковтун Л.Г., Образцова Н.А., Куприкова Т.С., Матявина М.Ф. Английский для банкиров и брокеров, менеджеров и специалистов по маркетингу. – М.: НИП «2Р», 1994

5. Королев И.С. Международный рынок капитала и Россия// Международный бизнес России. – 1996. – №5. – 15-20.

6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727 с.

7. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 152 с.

8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 592 с.

9. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений/ Под ред. В.В. Круглова. – М.: 1998.

10. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. – М: ИНФРА-М, 1999. – XXVI, 262 с.

11. Шмелев В.В. Рынок евровалют и его финансовые инструменты// Деньги и кредит. – 2000. – №1. – с. 56-63.

12. International Capital Markets. Developments, Prospects, and Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J. Schinasi. – International Monetary Fund, September 2000. (http://www.imf.org/external/pubs/ft/icm/2000/01/eng/pdf/chap1-7.pdf).


Приложение

 

Таблица 2.5. Непогашенная задолженность и чистый международный выпуск долговых ценных бумаг в валюте выпуска (1993 – первый квартал 2000 г.), млрд. долл.[6]

Непогашенная задолженность

Валюта 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Американ­ский доллар 832.2 896.6 964.9 1,224.1 1,555.6 1,966.0 2,512.2 2,634.3
Японская йена 268.0 385.7 446.4 478.4 461.5 484.6 536.8 531.6
Немецкая марка 192.0 242.5 311.5 338.1 337.9 436.8 -- --
Француз­ский франк 91.6 129.7 146.2 165.2 177.7 219.3 -- --
Итальянская лира 37.4 55.8 66.0 92.3 112.1 137.2 -- --
Фунт стерлингов 153.4 176.5 184.3 234.6 280.2 339.7 418.2 430.3
Канадский доллар 81.4 83.4 83.6 76.9 67.7 56.0 57.3 57.1
Испанская песета 10.6 10.7 13.2 18.4 21.3 23.6 -- --
Голландс­кий гульден 44.9 65.4 83.1 93.2 93.3 120.6 -- --
Шведская крона 3.5 5.0 5.3 5.2 4.5 7.6 7.9 8.5
Швейцар­ский франк 148.8 160.6 187.6 162.1 148.2 162.6 142.8 137.6
Бельгийский франк 2.2 2.3 4.2 13.1 12.9 9.9 -- --
ЭКЮ/Евро 92.6 90.9 90.4 74.3 65.2 158.8 1,561.2 1,650.4
Другие 66.1 86.1 118.8 152.5 157.2 175.0 129.1 130.2
Всего 2,024.7 2,391.2 2,705.5 3,128.4 3,495.3 4,297.7 5,365.5 5,580.0

 


Таблица 2.5. (продолжение)

Чистый выпуск

Валюта 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Американ­ский доллар 31.5 64.4 68.4 258.9 331.6 410.4 546.2 122.1
Японская йена 33.8 85.4 79.8 84.7 33.1 –26.8 –5.8 –1.2
Немецкая марка 31.2 27.3 49.7 51.9 44.6 71.3 -- --
Француз­ский франк 34.5 26.4 4.4 28.9 33.9 29.3 -- --
Итальянская лира 13.0 17.1 8.6 23.9 32.2 17.2 -- --
Фунт стерлингов 31.7 14.7 9.3 31.6 51.1 57.6 87.8 16.9
Канадский доллар 20.5 6.9 –2.2 –6.4 –6.3 –7.6 –2.0 0.1
Испанская песета 3.5 –0.7 1.4 6.3 5.6 1.0 -- --
Голландс­кий гульден 7.9 14.5 12.7 17.0 12.7 19.7 -- --
Шведская крона 0.6 1.2 –0.1 0.0 –0.1 3.3 0.6 0.7
Швейцар­ский франк –2.3 –6.4 4.0 0.8 –2.9 6.0 2.0 0.0
Бельгийский франк –0.4 –0.3 1.9 9.3 1.7

2019-07-04 171 Обсуждений (0)
Проблемы контролируемости МРСК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы контролируемости МРСК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)