Методическое обоснование работы
План
Глава 1. Введение…………………………………………………………..2 1.1. Общая характеристика работы……………………………………...2 1.2. Методическое обоснование работы………………………………...5 1.3. Анализ методической литературы…………………………………14
Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование……………………….18
Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы………………………22 3.1. Общие подходы к изучению лирического произведения…………...23 3.2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах…...24 3.3. Трудности при изучении лирического произведения……………….27
Глава 4. Практическая часть……………………………………………….28 4.1. Примерный план анализа стихотворения…………………………….28 4.2. Примерный анализ стихотворения……………………………………29 4.3. Планирование уроков…………………………………………………..32 4.4. План-конспект урока…………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..44
Библиография………………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………..
Глава 1. Введение__________________________________
1.1. Общая характеристика работы________________________ До недавнего времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный период конца XIX - начала XX в.в. являлся закрытой темой как для массового читателя, так и для изучения в школе. По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы, также не появлялось. После официального “открытия” культуры Серебряного века литература модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами, литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе. На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе (см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения.
Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к теме, недостаточно разработанной в методической литературе. Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в старших классах. Вследствие чего мы не только изучили психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попытались совместить их с целями и задачами образовательного процесса.
Объектом работы явилосьрассмотрениеакмеизма как идейно – художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение изучения данной темы в старших классах.
Методологическая база работы В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах: 1) системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов; 2) интерпретации как основополагающего принципа герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания; 3) компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам; 4) метод экстраполяции психологических исследований возраста старшеклассников (работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.) в сферу их практического применения.
Новизна работы заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь призму одного идейно – художественного направления (акмеизм), в конкретизации данного феномена и особенностях его применения теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.
Практическая значимость заключается в описании механизма анализа лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования материалов в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы. В работе представлены все необходимые материалы для проведения уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе: планирование уроков, конспект урока - лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа, примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по теме, библиография. В связи с этим практическая часть может быть полезна начинающим педагогам и интересна опытным преподавателям.
Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на базе 11 класса гимназии №2 г. Вологды. Структура работы Индивидуальный творческий проект состоит из: - введения, где дается, во-первых, общее представление о работе (актуальность проблемы, объект и предмет работы, методологическая база, значимость исследования), а во-вторых, - методического обоснования выбора темы (анализ основных программ по литературе и методической литературы по вопросам изучения лирического произведения и, в частности, темы «Акмеизм»); - психолого-педагогического обоснования работы, где выявлены особенности психического развития старшеклассников, сделана попытка выбрать педагогические приемы и методы с учетом этих особенностей; - главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили общие подходы к изучению лирического произведения, рассмотрели внутреннюю логику его анализа, определили трудности при изучении лирического произведения в старших классах; - практической части, где нами предлагается примерный план анализа стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме «Акмеизм» и план-конспект одного урока; - заключения, где подводятся итоги проделанной работы, намечаются пути дальнейших исследований в области данной проблемы; - приложения, состоящего из текстов стихотворений для анализа, словаря понятий, указателя имен, библиографии.
Объем работы: 55 страниц, список литературы содержит 32 наименования. Методическое обоснование работы Тема «Акмеизм» изучается в 11 классе обзорно и в монографических темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова, В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева). В.Г. Маранцман в разделе «Литература 30-х годов» обзорно рассматривает жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в разделе «Литература 40-х годов» - Анны Ахматовой. В программе Т.Ф. Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е. учителю предлагается самому варьировать предложенную программу. Здесь же, в разделе «Серебряный век русской поэзии» к рассмотрению предлагается проблема традиций и новаторства в литературе начала века (на примере изучения стихотворений «Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Отвечай мне, картонажный мастер» Н. Гумилева и стихотворений М. Цветаевой). Довольно интересной, на наш взгляд, является программа А.Г. Кутузова. В разделе «Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-XX в.в.» представлены наиболее яркие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Акмеизм рассматривается как национальная форма неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью») и стихотворная форма («Сероглазый король»). Программа С.Ю. Баранова предполагает изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» и предлагает рассмотреть более широкий круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева, А.Ахматовой - стихи О. Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет определенные преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не возникает необходимости составлять указатель литературоведческих терминов, заниматься поиском необходимой литературы – все это представлено в программе. Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение темы «Акмеизм» обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред. В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя. Думается, что обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных темах дается характеристика литературной и культурной жизни страны в определенный исторический период; они расширяют кругозор учащихся, учат рассматривать взаимосвязь явлений. Перед учителем при изучении подобных тем стоят следующие задачи: - образовательные: 1) воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода; 2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы, 3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода; 4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры; - воспитательные: 1) воспитание эстетического вкуса учащихся; - дидактические: 1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений; 2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода. Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе. Классификация уроков Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы занятий. 1. Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три типа уроков: - уроки изучения художественных произведений; - уроки изучения основ теории и истории литературы; - уроки развития речи. 2. Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова). Они выделяют следующие типы: - уроки первоначального усвоения нового материала; - уроки комбинированные; - уроки закрепления изученного материала; - уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; - уроки проверки и оценки знаний. В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.
В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков, принятая в дидактике. И.К. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов: - уроки в виде лекций; - уроки в виде беседы; - уроки-экскурсии; - киноуроки; - уроки самостоятельной работы учащихся; - уроки с разнообразными видами лекций; - лабораторные занятия. Мы предлагаем использование урока-лекции с сообщениями учащихся и урока самостоятельной работы.
Уроки изучения лирики Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и содержанием. По форме уроки можно классифицировать следующим образом: Урок-лекция В современной педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее подготовленного конспекта, а устное изложение значительного по объему материала с использованием приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках учитель ограничивается анализом одного, указанного в программе стихотворения. Отсюда – скудность вызываемых ассоциаций, неумение видеть за поэтическим произведением поэзию в целом. Нередко работа над поэтической речью, над словесным образом сводится лишь к перечислению эпитетов, метафор или сравнений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |