Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22; гл.8).



2019-07-04 221 Обсуждений (0)
Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22; гл.8). 0.00 из 5.00 0 оценок




Предлагаемая нами методическая часть содержит три урока по теме «Акмеизм», одним из которых является лекция с сообщениями учащихся.

 

Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления, развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал, выстраивать систему знаний. Образцовая речь учителя способствует формированию навыка логического изложения и литературного строя речи. Лекция предусматривает строгий детальный план изложения; она экономит учебное время и поэтому является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.

Р.У. Илина в своей статье «Лекция на уроке в старших классах» (9;37) предлагает свою классификацию вариантов лекций:

- вводные лекции, предваряющие изучение курса;

- лекции обзорные, предшествующие анализу литературного произведения;

- обобщающие лекции, подводящие итог изучению произведения или монографической темы;

- лекции, связанные с вопросами теории литературы.

Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих этапов:

- организационного момента,

- постановки цели,

- актуализации знаний,

- сообщения знаний и усвоения их учащимися,

- обобщения и систематизации знаний,

- определения домашнего задания.

а) собственно лекция

На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути автора, истории создания; дается образец анализа.

б) урок-новелла

Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении. Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания. Урок-новелла – это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение.

в) урок-путешествие в мир поэта

На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности поэта, а через нее – к самому творчеству (см. 10).

г) урок - лекция с сообщениями учащихся

На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической части данной работы.

Урок-беседа

Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с учениками; в ее основе – хорошо продуманная система вопросов, которая предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся, т.к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную деятельность.

Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа эвристического характера (частично поискового) нацелена на исследовательскую деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в то время как беседа репродуктивного характера предполагает сознательное усвоение знаний учащимися (критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний).

Успех беседы зависит от контакта с классом. И.П. Подласый отмечает, что «… беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства» (25; 340).

Урок-семинар

Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения о рассматриваемом лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким образом, особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.

Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.

Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:

- организационный момент,

- постановка цели,

- выдвижение проблемы и ее обсуждение,

- обобщение знаний и определение домашнего задания.

Урок-дискуссия

На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока – предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала, закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.

В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.

Урок-концерт

Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).

Урок-композиция

Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой Е.В. «Стихи живые сами говорят»  

(см.10).

 

По содержанию мы выделяем следующие уроки:

Урок-«монолог»

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.



2019-07-04 221 Обсуждений (0)
Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22; гл.8). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см. 22; гл.8).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)