Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудности при изучении лирического произведения



2019-07-04 1061 Обсуждений (0)
Трудности при изучении лирического произведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного произведения на историко-литературной основе.

При анализе лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания.

«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово» (10; 34).

 

В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее.

 

Глава 4. Практическая часть_______________________

Практическая часть содержит материал, использованный при проведении уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

- звукопись (аллитерация, ассонанс)

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Связь стихотворения с литературным направлением.

6. Мое восприятие произведения.

 

4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

 

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1) 1-3 строфы,

2) 4 строфа,

3) 5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

 

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

 

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

- сравнения («четки сны ее, как тени»);

- гиперболы («держит молнии в руке»);

- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

         2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

              2)сделать доступным;

              3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

          2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

 

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

 

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

 

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

 

5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.

 

 

Планирование уроков по теме «Акмеизм»

 

Номер урока Тема Основные этапы урока Деятельность учащихся ТСО и оборудование Работа с литературоведческими терминами Домашнее задание Использованная литература
1 урок Акмеизм и акмеисты 1.Орг. момент. 2.Эмоц. слово учителя.   3.Изложение нового материала.   4.Сообщения учащихся.     5.Задание на дом. слушают записывают     конспектируют     делают сообщения, записывают   записывают - доска; - портреты Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама; - грамзапись стихов в исполнении Н.Гумилева, А.Ахматовой. акмеизм адамизм кларизм «Цех поэтов» «Гиперборей» «Аполлон» К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева, «Я пришла к поэту в гости», «Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама. 1.Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. – М.: Просвещение. - 1990. 2.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л. – 1977. 3.Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О. Слово и культура. – М. – 1987. 4.Русская литература XX века. 11 класс. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа. - 1998.  

 

2 – 3 урок Анализ стихов 1.Орг. момент. 2.Работа по анализу стихотворений по группам.     3.Анализ стихотворений.   4. Задание на дом слушают анализируют, работают в группах по плану   выступают, задают вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы   записывают тексты стихотворений, примерный план анализа лирический герой, тема, идея, виды тропов, стилистические фигуры.   Выучить понравившееся стихотворение любого из поэтов – акмеистов. см. выше

4.4. План - конспект урока по литературе___________________________

тема: Акмеизм и акмеисты

Цели урока:

1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;

2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.

тип урока: лекция с сообщениями учащихся.

методы: - репродуктивный (лекция);

- эвристическая беседа;

- исследовательский (сообщения учащихся).

эпиграфк уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»    

(О. Мандельштам).

 

План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»

 

 

Этапы урока, Время Тип урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Домашнее задание Заметки по ходу урока
Организационный момент (1,5 мин)   Лекция с сообщениями учащихся   Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока. Слушают, записывают тему урока. Прочитать в учебнике Агеносова в разделе «Модернизм» главу об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения (5 мин.) о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама Перед уроком необходимо посмотреть сообщения учащихся
2.Слово учителя, изложение нового материала (15 – 20 мин.)     Вопрос классу     Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова. 1911 год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге.  – Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»? - Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем – - А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие. - На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм. - Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности. - Вспоминает Анна Ахматова: «Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова «расцвет», «цветение» были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово «вершина» («acme»). Так родилось слово «акмеизм». - Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова – «острие». Он говорил, что «акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии». - Было предложено и еще одно название – « адамизм». Поэты считали, что современный человек должен уступить место «новому Адаму», с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир. - Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений. - Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности. - 1912 год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий. -  Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»? - Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой. - Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность. - 1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы. - Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом. - Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном: - очищение слова от наносных смыслов, - отказ от эффектных рифм, - точность поэтического образа, - четкость композиции. Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только. - Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу). - Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры: Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века».  - Но уже к началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки. Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба.   Отвечают на вопрос     Записывают в тетради     Записывают     Записывают   Записывают     Записывают     Записывают в тетради   Записывают       1911 год Название «Цех поэтов» вынесено на доску     Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску     Черты акмеизма вынесены на доску   На доске записаны значения слова «acme»   На доске – дата, название журнала   На доске – название статьи, год  
3.Сообщения учеников (15 мин.)   А теперь послушаем сообщения о творчестве поэтов – акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет (показывается портрет) и послушали в его исполнении стихотворение «Словно ветер страны счастливой» (включается запись). -сообщение ученика о Н. Гумилеве. Следующий портрет – Анны Ахматовой и запись с ее голосом.  - сообщение ученика об А. Ахматовой – Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем. Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов    
4.Выводы по уроку, домашнее задание (5 мин.)   А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения. Ученики отвечают (можно с конспектом). К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева, «Я пришла к поэту в гости», «Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама Названия стихотворений – на доске.

Заключение_____________________________________________

В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему «Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.

Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.

Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века.

Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.

 На уроке мы использовали следующие виды деятельности: конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.

Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа произведения.


 

Библиография__________________________________________

1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.

2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.

3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.

4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.

5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.

6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.

7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. // Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.

8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.

9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.

– 1986. - №3. – с.36-41.

10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990.

11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для

пединститутов. - М., 1979.

12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. – 2000.

13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.

14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –

с. 216-230.

15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. - 1989.

16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.

17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост.Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.

18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.

19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.: Просвещение. – 1984.

20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.

21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного

произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977.

22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985.

23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР

Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.

25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996.

26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С. Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.: Просвещение. – 1971. – с. 106-123.

27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968.

28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988. 29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя / Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.

30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001.

31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь. - 2001.

32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» // Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.

 

 

Приложения____________________________________

Н.С. Гумилев

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

                                                                            1907 г.

Н. Гумилев

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

 

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

 

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

 

Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

 

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

 

                                             1912 г.

А. Ахматова



2019-07-04 1061 Обсуждений (0)
Трудности при изучении лирического произведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудности при изучении лирического произведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1061)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)