Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудности, возникшие в СМИ после реформ.



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Трудности, возникшие в СМИ после реформ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

После февраля 1998 года ситуация кардинально изменилась Средствам массовой информации предоставлена полная свобода - политическая и экономическая. Прибыль остается теперь в редакции. Но в то же время фантастически выросли и продолжают расти издательские расходы. Производители бумаги, полиграфисты, связисты, работая на государственных или акционерных предприятиях, диктуют высокие цены, исходя из собственных интересов, пресекая попытки редакций газет в условиях приватизации стать совладельцами этих предприятий. В итоге в общей подписной цене издания доля расходов только на оплату услуг связи составляет почти 40 %. Для центральных газет дополнительные затраты связаны с перевозкой их железной дорогой, самолетом в регионы России. Только за короткий период с 1993 по 1995 гг. стоимость этих перевозок возросла в 269 раз! Увеличение этих и других расходов привело к тому, что за три года подписная цена на экземпляр среднестатистического издания (газеты формата А-2, выходящей 3 раза в неделю на 6 полосах) выросла в 113 раз (таб. 1.3) [2]. В последние годы рост замедлился, но доля перевозок и услуг связи в подписной цене не уменьшилась.

Таблица 1.2 Расшифровка редакционных расходов, тыс. руб.

 

Наименование статей расходов

 

 

 Наименование газет

Ленинградская правда  Вечерний  Ленинград Смена
Заработная плата 235,1 122,7 108,1
Отчисления на социальное страхование 18,1 9,2 8,1
Канцелярские расходы 4,2 1,8 0,8
Почтово-телеграфные расходы 12,4 2,3 3,6
и междугородние переговоры      
Абонентная плата за телефон и радио 7,4 3,6 2,4
Командировочные расходы 8,0 1,2 4,2
Транспортные расходы 8,0 1,2 4,2
Массовая работа 6,0 6,0 2,2
Фотоматериалы 2,2 1,3 1,3
Содержание помещений 39,0 20,8 18,6
Амортизация 24,9 8,5 8,9
Прочие расходы 1,5 0,6 0,8
Всего (см. табл. 1.1) 423,5 202, 1 191,1

Таблица 1.3 Динамика подписных цен на газету (за экз. среднестати

 Структура подписной цены 1993г. 1994г. 1995г.
Оптовая цена, руб. 1,01 12,85 57,42
Обработка заказов, руб. 0,10 0,75 6,75
Экспедирование, руб. 0,11 2,25 20,25
Магистральные перевозки, руб. 0,38 6,80 102,20
Каталожная цена, руб. 1,60 22,65 186,72
Цена местных услуг связи, руб. 0,78 8,30 82,06
Обгцая подписная цена, руб. 2,38 3,95 268,78
Доля стоимости перевозок в общей подписной цене, % 15,9 21,97 38,02
Доля стоимости услуг связи в общей подписной цене, % 37,39 34,08 38,06
Доля стоимости перевозок и услуг связи в общей 53,29 56,05 76,08
подписной цене, %      
Удельный вес издательских и редакционных расходов 46,71 43,95 23,92
в общей подписной цене на газету, %      

стического издания )

 

 

Одновременно заметно снизился уровень жизни населения и по­купательная способность читателя: если раньше человек мог купить 3-4 газеты, то сегодня не более одной. Эти две взаимосвязанные проблемы породили ярко выраженную тенденцию к снижению спроса массовой аудитории на периодические издания. Хотя резко увеличилось число различных газет, разовый подписной тираж российской прессы за первые пять лет в условиях рынка сократился более чем в 6 раз - с 263,6 млн. экз. в 1990 г. до 43,9 млн. экз. в 1995 г. ( табл. 1.4) [3].

Таблица 1.4 Разовые тиражи периодической печати Российской Федерации (млн. экз.)

 

Ранг изданий 1990г. 1991 г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г.
Всего изданий 263,6 176,4 187,3 83,9 61,6 43,9
В том числе:            
газеты центральные     27,8 18,1 11,2
газеты местные 27,3 25,2 22,1
газеты других государств 0,6 0,5 0,1
журналы центральные   25,4 16,5 9,2
журналы других государств 1,4 0,3 0,4
приложения к журналам 0,6 0,3 0,4
(книги)            
Сумма подписки (млрд руб.) 13,7 158,2 710,8

 

Эти тревожные перемены особенно затронули центральные, весьма популярные ранее издания, общий тираж (подписка и розница) каждой из таких газет, как «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», с 1990 по 1996 гг. упал в 15 и более раз. А газета «Правда» стала своего рода рекордсменкой - ее тираж «съежился» в 51 раз!

Сокращение тиража ведет не только к потере части дохода, но часто и к убыточности, и к последующему банкротству издания. По данным Северо-Западного регионального управления Комитета РФ по печати, на 1 января 1999 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано свыше шестисот газет, а фактически функционирует лишь полторы сотни. По данным Союза распространителей печатной продукции, лишь 10 % стабильно выходящих в России изданий живут за счет создаваемого информационного продукта, который востребован и оплачен читателями. Объем затрат на производство печатной продукции в России в 1999 г. составил от 1,8 до 4,2 млрд. дол. Доходы от реализации тиражей в тот же период колебались в пределах 500 млн. дол. [4].

__________________________________

1. Показатели работы ведущих газет Ленинграда в 1990 г. // Архив Лениздата.

2. Справочный материал по показателям работы предприятий, обеспечивающих доставку периодических изданий // Архив федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – C.17

3. Текущий архив Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – С. 19

4 . Союз распространителей извещает //Журналист. 2001. № 9


Глава 2. Источники финансирования российских СМИ.

Дотации и субсидии.

 

Государство по мере возможностей пытается помочь средствам массовой информации.

Но его субсидии далеко не покрывают всех расходов газет и радиотелекомпаний. Так, реальная стоимость первого телеканала в 1995 г. составляла около 3 трлн. руб., но на закупку и производство программ было истрачено лишь 15 % этой суммы, т. е. 450 млрд. руб., а 85 %, или 2,55 трлн. руб. ушли на оплату сигнала Министер­ству связи [5].

Между тем в госбюджете на тот же 1995 г., утвержденном Государственной Думой, на первый канал было выделено всего 148 млрд. руб. Заметим, что федеральным бюджетом на 1998 г. на финансирование работы всех каналов телевидения и радиовещания было предусмотрено 1.663.948 тыс. руб., из них 721.623,1 тыс. руб. предназначены для оплаты услуг предприятий связи за распространение телерадиопрограмм на территории СНГ [6].

Областная и районная печать дотируется из местного бюджета: доля субсидий в затратах 18 газет, выходящих в районных центрах Ленинградской области, составляет от 42,4 до 88 %, а в областной газете «Вести» достигает 92,5 % ( таб. 2.1) [7].

Таблица 2.1 Смета дотаций газетам Ленинградской области на второе полугодие 1995 г. (в млн. руб.)

 

Наименование газет Затраты Доход Дотации % дотации в затратах
Областная        
Вести 779,1 58,2 720,9 92,5
Районные        
Балтийский луч (Ломоносов) 57,3 17,9 39,4 68,7
Волховские огни 62,1 18,6 43,5 70,0
Время (Кингисепп) 88,2 39,4 48,8 55,3
Выборг 214,3 123,4 90,9 42,4
Гатчинская правда 98,1 47,2 50,9 51,8
Знамя труда (Сланцы) 130,1 72,0 58,1 44,6
Кириши 107,0 47,3 59,7 55,8
Красная звезда (Приозерск) 103,4 19,8 83,6 80,8
Лоденное поле 68,0 8,1 59,9 88,0
Ладога (Кировск) 99,1 32,1 67,0 67,6
Лужская правда 71,7 39,4 59,7 83,2
Маяк (Сосновый Бор) 97,2 37,5 59,7 61,4
Невская заря (Всеволожск) 115,2 31,4 83,8 72,7
Новый путь (Бокситогорск) 57,1 29,3 27,8 48,7
Сельская новь (Волосово) 118,9 21,8 97,1 81,6
Свирские огни (Подпорожье) 101,5 19,1 82,4 81,0
Тосненские вести 99,7 45,2 54,5 55,6
Трудовая слава (Тихвин) 223,5 98,1 125,4 56,1

 

Субсидии выделяются адресно: редакция обращается в правительство или местную администрацию с просьбой выделить деньги. Просьбу рассматривает комиссия из представителей законодательной и исполнительной власти, которая и принимает решение о размере дотации или отказывает в помощи. Иногда редакция в приложенных к просьбе расчетах намеренно завышает тираж., а следовательно, и объем приобретаемой бумаги, и стоимость полиграфических услуг. В итоге она получает сумму большую, чем может истратить на нужды, предусматриваемые схемой оказания дотаций (а схема предписывает, что субсидии могут быть использованы только на закупку бумаги и оплату полиграфических услуг). Образовавшиеся излишки средств редакторы порой направляют на премии и на доплату к заработной плате своим сотрудникам, и в таком случае практически невозможно отчитаться в целевом использовании дотационной помощи.

 Дотации от местной администрации порой позволяют ей не только контролировать экономическую деятельность изданий, но и влиять на политику редакции. Так, районным газетам Ленинградской области сложно критиковать правительство области, поскольку правительство, видимо, по праву оказывающее субсидии, стало соучредителем почти всех упомянутых 18 «районок» региона (наряду с трудовыми коллективами редакций и районными администрациями).

Мы привели данные по второму полугодию 1995 г. потому, что в дальнейшем роль местного бюджета стала не столь выразительна, поскольку в ноябре того же года вступил в силу Закон Российской Федерации «Об экономической поддержке районных (городских)  газет», по которому бремя оказания помощи этой прессе было частично возложено и на федеральный бюджет. Именно из последнего городским газетам, выходящим в городах — районных центрах, ныне выделяются средства на покрытие 50 % фактических затрат на оплату бумаги, полиграфических и почтовых услуг; для сельских районных газет дотация повышается до 70 % затрат [8]. Для районных (городских) газет, издающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районах Дальнего Востока и горных районах Северного Кавказа, доля государственных субсидий повышается до 80 % оплаты полиграфических услуг и бумаги и до 90 % возмещения почтовых расходов.

Однако в Федеральный реестр на дотацию включается лишь одна из газет, выходящих в районе или городе-райцентре. Скажем, в Выборге и Всеволожске Ленинградской области издаются по две районные газеты. Получит субсидию победительница конкурса: выбирается то издание, которое имеет наибольший тираж, наибольшую читательскую поддержку и более широкую территорию распространения. В Реестр не могут быть включены районные (городские) газеты политических партий и движений, специализированные, справочные, развлекательные, рекламные, эротического характера, а также издания-дайджесты.

_______________________________

4. Пушнов А. ОРТ – месяц спустя // Российская газета. 1995. 4 мая

5. О Федеральном бюджете на 1998 г. // Российская газета. 1998. 31 марта

6. Текущий архив Правительства Ленинградской области



2019-07-04 174 Обсуждений (0)
Трудности, возникшие в СМИ после реформ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудности, возникшие в СМИ после реформ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)