Состояние СМИ в дореформенный период.
Источники финансирования российских СМИ. СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………..2 Глава 1. СМИ в условиях к переходу к рынку. 1.1. СМИ в дореформенный период. ……………………………………………5 1.2.Трудности, возникшие в СМИ после реформ. …………………………….7 Глава 2. Источники финансирования российских СМИ. 2.1 Дотации и субсидии. ……………………………………………………….10 2.2 Поиск коллективных форм управления экономикой. …………………..13 2.3 Интервенция частного капитала в журналистику. ………………………21 2.4 Спонсорство через рекламу. ……………………………………………….26 Заключение . …………………………………………………………………….32 Примечания . ……………………………………………………………………35 Список используемой литературы и источников. …………………………..37 Введение
90-е годы - время перехода к новому строю и неразберихи - отмечены цепью экономических и политических кризисов, увенчавшихся обвалом на российском фондовом рынке в августе 1998-го. Все это время работники российских медиа боролись за выживание в условиях хронической нехватки ресурсов, политической нестабильности и реальной опасности криминального вмешательства. Они жили под постоянной угрозой увольнений, банкротств, навязываемых слияний и поглощений, даже убийств. И, несмотря на все это, профессионалы российских СМИ не без гордости заявляют: они и их организации выжили. Создание свободных медиа (свободных, по крайней мере, от административного контроля со стороны партии и государства, что было характерной чертой советской эпохи) стало главным достижением в период после 1991 года. Каким бы плохим ни казалось порой положение дел, продолжающееся существование свободных медиа служит индикатором того, что не все еще потеряно в борьбе за политические и экономические реформы. Для многих обществоведов и всех, кто интересуется динамикой социальной эволюции, бывший Советский Союз служит своего рода лабораторией. Сдвиги, которые в странах Европы и Северной Америки растянулись на целое столетие капиталистического развития, в России произошли так быстро, что этого времени не хватило бы даже для того, чтобы провести социологическое исследование, опубликовать о нем отчет или издать академическую монографию. Россия представляет собой особенно интересный случай для аналитиков масс-медиа, поскольку на ее примере можно увидеть, что происходит с обществом, когда предпринимают попытку создать политически и экономически независимые СМИ на руинах контролируемой государством и ориентированной на пропаганду системы, в одночасье заменив марксистско-ленинский подход к организации медиа принципами либерального плюрализма. Обществоведам редко выпадает шанс стать свидетелями такого рода радикальных изменений. В данной работе исследуются изменения, происходившие с российскими СМИ в 90-е годы и последовавшие за ними трудности, в частности поиск источников финансирования. Объектом исследования являются источники финансирования российских СМИ, а предметом – деятельность самих СМИ для решения этого вопроса. Цель исследования – показать основные трудности, с которыми столкнулись российские СМИ и дать наиболее полную характеристику основных источников финансирования российских СМИ. При этом автор работы преследует следующие задачи: 1 рассмотреть перемены, происходящие в СМИ в условиях к переходу к рынку; 2 проанализировать основные источники финансирования российских СМИ таких как : дотации и субсидии, коллективные формы управления экономикой, интервенция частного капитала, спонсорство через рекламу. При изучении темы «Источники финансирования российских СМИ» использовались наблюдения и отчеты деятельности различных СМИ по решению вопроса источников финансирования. В основе этой работы лежит понимание того, что в современной России отображение событий на поверхности общественного внимания редко соответствует их подлинному облику. В последние годы скрытность и увертки стали излюбленными приемами экономических и политических элит. В том, что касается собственности и контроля над медиа да и капитала вообще, как не было, так и нет открытости и прозрачности. Кроме того, начиная с 1991 года ситуация в разных отраслях российской экономики, и более всего в области медиа, менялась быстро и непредсказуемо, что и подтвердил экономический кризис, разразившийся в августе 1998-го. Это событие резко ухудшило среду, в которой функционирует и без того нестабильная российская медиасистема. Чтобы показать, в какой атмосфере абсурда приходилось тогда действовать масс-медиа, сошлемся на одно последствие этого кризиса: в ноябре 1998 года ОРТ (главный российский телевизионный канал) предупредило, что, несмотря на введение чрезвычайной сетки телевещания (в том числе резкое сокращение новостных программ), компания не сможет выплатить долги государству и приближается к банкротству. В российском контексте это не было бы чем-то особенным, если бы 51% акций ОРТ не принадлежал государству. А так получалось, что государство преследует по суду самого себя за неуплату собственных долгов.1 Тема «Источники финансирования российских СМИ» включает в себя изучение деятельности СМИ по вопросу источника финансирования. Глава 1. СМИ в условиях перехода к рынку. Состояние СМИ в дореформенный период. В двадцатом столетии российская журналистика входила в рынок дважды: в начале века и в конце его. Что же касается рыночной стихии времен НЭПа, то она не затронула прессу, находившуюся тогда под жестким контролем партии большевиков. Интересный и богатый опыт успешной деятельности российской журналистики начала ХХ века в рыночных условиях оказался не востребованным. 70 с лишним лет поколения журналистов воспитывались на ситуациях, далеких от бизнеса и рынка. В январе 1992 года в России был взят курс на «шоковую терапию» в экономике: либерализацию цен, приватизацию, быстрый переход к рынку. Инфляция больно ударила не только по интересам российских граждан, но и по экономике свободной прессы. Себестоимость газет резко пошла вверх, что вынудило редакции адекватно поднять цены, ставшие весьма ощутимыми для читателей. Это в свою очередь привело к падению тиражей изданий. В дореформенный период не только идеологическая чистота средств массовой информации, но и финансовая деятельность редакций, тиражная политика жестко контролировались партийными комитетами. Управление делами ЦК КПСС устанавливало единые цены на бумагу, полиграфические услуги, распространение и доставку газет, а почти всю прибыль забирало себе, пополняя «золото партии». Любопытно в связи с этим вспомнить итоги финансовой активности ведущих ленинградских газет в последнем перестроечном 1990 году (табл. 1.1 и 1.2). Редакциям было оставлено от 2 до 4 % заработанных ими накоплений («Ленинградской правде» -70,6 тыс. руб. из 2429,6 тыс.; «Вечернему Ленинграду» — 36,8 из 1650,3; «Смене» - 32,4 тыс. из 748,6 тыс. руб.)- Общие расходы у этих изданий не превышали 63 % выручки, затраты на бумагу колебались от 37 до 43 % себестоимости, на распространение уходило от 19 до 22 %, а на типографию не более 12 % всех издержек [1]. Таблица 1.1 Показатели работы ведущих газет Ленинграда в 1990 г. (цена одного экземпляра каждой из газет - 3 копейки)
Наименование газет | ||||||||||||
«Ленинградс- кая правда» | «Вечерний Ленинград» | «Смена» | ||||||||||
1. Количественные показатели | ||||||||||||
Число номеров | 300 | 300 | 300 | |||||||||
Разовый тираж, тыс. экз. | 700 | 282 | 225 | |||||||||
Годовой тираж, тыс. экз. | 210000 | 84600 | 67500 | |||||||||
Потребность бумаги, тонн | 5088 | 2055 | 1636 | |||||||||
Штаты редакции: | ||||||||||||
численность работников, чел. | 88 | 61 | 56 | |||||||||
месячный фонд зарплаты, руб. | 19596 | 10224 | 9011 | |||||||||
гонорар ча номер, руб. | 315 | 270 | 200 | |||||||||
II. Доходы, тыс. руб. | ||||||||||||
От реализации тиража | 5610,1 | 2273,3 | 1820,9 | |||||||||
От объявлений (рекламы) | 277,8 | 900,0 | 190,0 | |||||||||
Всего доходов | 5887,9 | 3173,3 | 2010,9 | |||||||||
III. Расходы, тыс. руб. | ||||||||||||
Бумага | 1479,2 | 595,9 | 475,5 | |||||||||
Типографские расходы | 340,4 | 278,4 | 156,7 | |||||||||
Авторский гонорар | 94,5 | 81,0 | 60,0 | |||||||||
Отчисления соцстраху с гонорара | 4,0 | 3,4 | 2,5 | |||||||||
для штатных работников | ||||||||||||
Расходы на информацию (от ТАСС) | 265,4 | 92,2 | 81,7 | |||||||||
Редакционные расходы | 423,5 | 202, 1 | 191,1 | |||||||||
Общеиздательские расходы | 77,4 | 42,6 | 40,2 | |||||||||
Расходы по распространению | 482,8 | 205,9 | 163,8 | |||||||||
Расходы по спедированию и доставке | 107,2 | 31,6 | 32,3 | |||||||||
Почтовый тариф | 172,4 | 66,1 | 50,9 | |||||||||
Другие расходы | 11,5 | 23,8 | 7,6 | |||||||||
Итого расходов | 3458,3 | 1523,0 | 1262,3 | |||||||||
IV. Результат, тыс. руб. | + 2429,6 | + 1650,3 | + 748,6 | |||||||||
V. Фонд редакции, гыс. руб. | 70,6 | 36,8 | 32,4 | |||||||||
VI. Накопления (+). Дотации (-) | + 2359,1 | + 1613,5 | + 716,2 |
2019-07-04 | 179 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Состояние СМИ в дореформенный период. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы