Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция как основа рыночной организации экономики



2019-07-04 197 Обсуждений (0)
Конкуренция как основа рыночной организации экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции или услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Конкуренция представляет собой одну из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой отрасли определяются влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это экономическое состояние региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура и т.д. К внутренним факторам относятся финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.

Видовая конкуренция выражается в том, что конкурентные отношения возникают между фирмами, осуществляющими продажу товаров или услуг одного функционального назначения. Таким образом, видовая конкуренция определяется совпадением ассортимента предлагаемых услуг, и когда предлагаемые услуги существенно не отличаются по качеству и цене.

Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения.

Существуют так же три вида конкуренции:

1. Соревновательная конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.

2. Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.

Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.

Конкурентоспособность предприятия определяется как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности – это итоги работы предприятия.

Конкурентоспособность предприятия будет обеспечена в том случае, если оно сможет своевременно предложить услуги, соответствующие требованиям потребителей в необходимом количестве, ассортименте, качестве.

Конкурентоспособность предприятия характеризуется следующими показателями:

1. Конкурентоспособность товара и услуг

2. Прибыль с объема продаж

3. Темпы роста объема продаж

4. Объем реализованных товаров или услуг

Увеличение перечисленных показателей будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности предприятия.

Для анализа конкуренции можно использовать различные методы. Одним из показателей, характеризующим ситуацию на рынке относительно конкуренции является показатель концентрации фирм, предлагающих товары и услуги.

Концентрация фирм отражает относительную величину и количество фирм, действующих на данном рынке. Чем меньше число Фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Так же уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее они пойдут на сотрудничество.

Поэтому можно сделать такой вывод, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Уровень концентрации определяется с помощью индекса Герфенделя. Индекс принимает значение от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Индекс концентрации Герфенделя (К) определяется по формуле:

                                    Кр = S х di 2 ,

Где di- удельный вес i-ой фирмы в товарообороте рынка по соответствующей товарной группе.

    Другой способ анализа конкуренции разработан американским математиком П. Саажи – метод анализа иерархии в конкуренции. Основа данного анализа лежит в обработке экспертной информации, возникающей при парном сравнении элементов системы и иерархическом синтезе полученных результатов. Этот метод больше всего подходит для исследования конкурентных отношений в розничной торговле.



2019-07-04 197 Обсуждений (0)
Конкуренция как основа рыночной организации экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренция как основа рыночной организации экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)