Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, позволяет определить наиболее существенные причины, провоцирующие эмоциональное сгорание.

Во время своей профессиональной деятельности психологи и социальные работники могут находиться далеко не в комфортных условиях. Это касается не только физиологических факторов, связанных с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой аппарат и голосовой и т. д. Прежде всего речь идёт о психологических и организационных трудностях, связанных с данным видом профессиональной деятельности, а именно: экстренный характер работы, необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента, невозможность эмоциональной разгрузки и другие.

Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятого в социальной сфере, является общение с людьми, переживающими психологический кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность их максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для психосоциального работника - это обращения клиентов по поводу утраты значимого другого и суицидальные обращения.

Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.

Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.

Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.

Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:

- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психолога или социального работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешённые личностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.

Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические и организационные трудности, связанные с данными видами профессиональной деятельности.

Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение с ситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться с грузом чужых проблем; игнорирование собственных эмоциональных реакций, а в некоторых ситуациях подмена настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент; большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной и неповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью «утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразных ситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, часто приводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентом бессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы; конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам и социальным работникам; большая ответственность за других людей; плохая организация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация; несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерии успеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.

Также, мы считаем необходимым отметить тот факт, что тип клиента, с которым работает специалист или особые отношения (частый и интенсивный контакт) между ними тоже могут являться источником “синдрома сгорания”. Максимальный стресс вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми людьми. Поэтому мы более подробно рассмотрим проблему возникновения «синдрома эмоционального сгорания» в работе с клиентами пожилого возраста в следующем разделе.



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)