Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ полученных данных экспертного опроса



2019-07-03 163 Обсуждений (0)
Анализ полученных данных экспертного опроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экспертный опрос проводился среди практических психологов г. Москвы и московской области, общее количество опрашиваемых – 10 человек, из которых 90% женского пола, а 10% мужского пола. Возраст от 30 до 54 лет включительно, образование – высшее.

Испытуемым было предложено ответить на 4 вопроса (см. приложение №4):

1) Что такое «синдром сгорания» в вашем понимании?

2) Какие признаки наиболее характерны для «синдрома сгорания»?

3) Часто ли встречаются лица с «синдромом сгорания» среди практических психологов и социальных работников?

4) Какие направления психологической поддержки лиц с «синдромом сгорания» наиболее актуальны?

В ходе исследования выяснилось, что 60% опрошенных респондентов считают, что «синдром сгорания» - это психологическое расстройство, связанное с работой в условиях интенсивного контакта с людьми в эмоционально напряжённой атмосфере;

10% опрошенных респондентов считают, что это состояние профессионального стресса, кризиса;

10% считают, что это состояние депрессии, бессонница, плаксивость и агрессия;

10% считают, что это отсутствие профессиональных навыков, непрофессионализм;

10% считают, что это «затухающий костёр».

Наиболее характерными признаками «синдрома сгорания», по мнению опрашиваемых являются:

чувство усталости и эмоционального истощения – 100%

сниженный фон настроения – 50%

тревожность– 50%

низкая самооценка – 40%

негативное отношение к окружающим – 30%

состояние депрессии – 30%

негативное отношение к работе – 20%

оплата работы государством – 10%

нежелание контактов, желание молчать, уединяться – 10%

Считают, что «синдром сгорания» часто встречается среди социальных работников – 100%; среди практических психологов – 90%.

Считают, что наиболее актуальны следующие направления психологической поддержки практических психологов и социальных работников с «синдромом сгорания»:

Группы различной терапевтической направленности (Балинтовские группы, «структурная психосоматика», коммуникативные тренинги и др.) – 60%

Индивидуальное консультирование – 40%

Активный отдых, хобби, релаксация – 30%

Телесно ориентированная терапия – 20%

Психокоррекция – 20%

Регулярная психопрофилактика – 20%

Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег – 20%

Качественно иной уровень подготовки специалистов – 20%

Таким образом, результаты проведённого нами исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы.

Действительно, среди социальных работников и практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания», что подтверждается следующим данными:

Умеренный уровень стресса – 43,2% (16 чел.) от общего числа испытуемых социальных работников и практических психологов;

Выраженная психическая тревожность35,1 % (13 чел.);

Выраженная психическая депрессия – 43,2% (16 чел.).

А также результаты экспертного опроса подтверждают данную гипотезу – 100% опрошенных считают, что среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания», 90% считают, что среди практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания».

Но результаты исследования показали, что среди социальных работников значительно чаще встречаются лица с «синдромом сгорания», чем среди психологов:

  Умеренный уровень стресса Выраженная психическая депрессия Выраженная психическая тревожность
Социальные работники 68,4% 57,9% 52,6%
Практические психологи 16,7% 28,7% 16,7%

 

Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией57,9% и с выраженной психической тревожностью52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.

Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза, заключающаяся в том, что «синдром эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов проявляется в состояниях тревожности и депрессии.


Заключение

 

"Эмоциональное сгорание" – это комплекс особых психологических состояний, которые могут развиться у социальных работников и психологов, работающих в условиях эмоционального перенапряжения. Данные психологические состояния заключаются в наличии чувства эмоционального истощения, негативного отношения к себе, отрицательного отношения к клиентам и к своей работе. Также, характерными признаками "синдрома сгорания" у специалистов, занятых в социальной сфере, являются: постоянное переживание чувства усталости, сниженный фон настроения, чувство тревожности, снижение личностной и профессиональной самооценки, появление сомнений по поводу своей профессии, нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или постоянное переедание и другие проявления психосоматического характера.

Таким образом, проанализировав теоретико-эмпирические исследования феномена «синдрома сгорания» и результаты, полученные в ходе проведённого нами исследования данного феномена у социальных работников и практических психологов, мы можем утверждать, что проблема "эмоционального сгорания" актуальна для специалистов, занятых в социальной сфере, особенно – для социальных работников и практических психологов.

Проведя обработку и анализ полученных данных, мы пришли к следующим выводам:

1) Для состояния умеренного стресса, в группах социальных работников и психологов, общими показателями являются: проявления «эмоционального характера» и «физиологического характера». А также, для состояния выраженной психической тревожности в группах социальных работников и психологов характерны общие проявления «эмоционального характера».

2) В отличие от умеренного уровня стресса, у социальных работников в состоянии тревожности помимо негативных переживаний и мыслей наблюдается и ухудшение физического состояния испытуемых. Также у социальных работников в состоянии депрессии в большей степени преобладают негативные мысли, переживания, ухудшения физического состояния, чем в состояниях умеренного уровня стресса и тревожности.

3) У практических психологов негативные переживания и ухудшение физического состояния являются основными показателями умеренного уровня стресса. Также у данной группы испытуемых негативные переживания и мысли значительно чаще наблюдаются в состоянии тревожности в отличие от состояния умеренного уровня стресса. А в состоянии депрессии у практических психологов в большей степени наблюдаются ухудшения физического состояния, чем в состояниях умеренного уровня стресса и тревожности. А признаки «эмоционального характера» выражены в равной степени, как и у психологов с умеренным уровнем стресса, но в меньшей степени, чем у психологов с выраженной психической тревожностью.

4) - «эмоциональные», «когнитивно-эмоциональные» и «поведенческие» проявления выражены в большей степени у социальных работников с умеренным уровнем стресса, чем у психологов;

- «эмоциональные», «когнитивные» и «физиологические» проявления в группе психологов с выраженной психической тревожностью выражены в меньшей степени, чем в группе социальных работников, «когнитивно-эмоциональные» проявления выражены в большей степени, чем у социальных работников;

- «эмоциональные», «когнитивные», «поведенческие» и «физиологические» проявления выражены намного сильнее у социальных работников с выраженной психической депрессией, чем у психологов.

Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией57,9% и с выраженной психической тревожностью52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.

Таким образом, вышеперечисленные выводы по результатам исследования и экспертного опроса позволяют нам определить основные направления психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания.

Психологическая поддержка должна быть направлена на снятие тревожности, депрессивных состояний, на работу с «эмоциональными», «когнитивными», «физиологическими» проявлениями «синдрома сгорания».

В качестве психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания», по мнению опрошенных экспертов, может выступать:

Группы различной терапевтической направленности (Балинтовские группы, «структурная психосоматика», коммуникативные тренинги и др.);

Индивидуальное консультирование;

Активный отдых, хобби, релаксация;

Телесно ориентированная терапия;

Психокоррекция;

Регулярная психопрофилактика;

Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег;

Качественно иной уровень подготовки специалистов, получение новых знаний и навыков.

Итак, мы считаем, что, так как среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания, то данным специалистам действительно требуется психологическая поддержка, основные направления которой могут быть определены на основе проведённого исследования и нуждаются в дальнейшей разработке.


Библиография

 

1. Азарных Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии): [Учеб. пособие]/ Т.Д. Азарных, И.М. Тартышников; Акад. пед. и соц. Наук, Моск. психол.-соц. ун-т – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. – 111 с.

2. Альманах психологических тестов./ Под ред. Римских Р.Р. и С.А. – М.: "КСП", 1996, 400 с.

3. Балашов М.М. Лукьянова М.И. «Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах», - Психологическая наука и образование, 1998, №

4. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.-160 с.

5. Г. Робертс Профилактика выгорания.// Вопросы общей психиатрии №1, 1998.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, Т. 2. – М.: МИР, 1996.

7. Грошев И.В. «Гендерные аспекты социально-психологической трансформации позднего возраста»/ http://www.psychol.ras.ru/conf/grosev.htm

8. Е.М. Михайлова «Ловушка для тех, кто ошибается»/http.//www.genesis.ru/pedologia/3/9.htm

9. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1997.

10. Золотарёва Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в ЦСО. Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М. «Союз», 2000.

11. Иванов В.А. Старение как эмоциональный шок/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/Пер, с лит. - М.: Академический Проект, 2000.

13. Краснова В.О. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей», Психология зрелости и старения, 2000, № 3.

14. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек М., 1996.

15. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.

16. Линде Н. Д. «Современные психотерапевтические школы и подготовка психосоциальных работников и практических психологов», - «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» - 1998, № 1.

17. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1999.

18.Лысенко Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности / Самарский Гос. Пед. Ун-т – Самара: изд-во Сам. ГПУ, 1998 – 358 с.

19. Марциновская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999.

20. Н.М. Михайлова. Невротические расстройства у пожилых пациентов общей практики/Русский медицинский журнал СП, том 1 №4,1998.

21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб: Издательство «Питер», 2000.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., История психологии: Учебн. Пособие для высш. школы. М.; 1994.

24. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Новосиб. Гос. Техн. Ун-т – Новосибирск: НГТУ, 1997.

25. Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М.: «Лист», 1996.

26. Психологический словарь. М., 1983.

27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991.

28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001

29. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ общ. ред. И послесл.Ф. Е Василюка – М.: Прогресс, 1992 – 240 с.

30. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./общ. ред и вступ. ст. Л.П. Петровской – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993 – 368 с.

31. Румянцева П.В. «синдром эмоционального сгорания учителей»/http://www.fortunecity.com/millennium/Scooby/454/Vestnic 2/2_13.ht

32. Садикова И.В. «Социальным работникам нужна психологическая поддержка», - Психология зрелости и старения, 1999, Весна.



2019-07-03 163 Обсуждений (0)
Анализ полученных данных экспертного опроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ полученных данных экспертного опроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)