Анализ полученных данных экспертного опроса
Экспертный опрос проводился среди практических психологов г. Москвы и московской области, общее количество опрашиваемых – 10 человек, из которых 90% женского пола, а 10% мужского пола. Возраст от 30 до 54 лет включительно, образование – высшее. Испытуемым было предложено ответить на 4 вопроса (см. приложение №4): 1) Что такое «синдром сгорания» в вашем понимании? 2) Какие признаки наиболее характерны для «синдрома сгорания»? 3) Часто ли встречаются лица с «синдромом сгорания» среди практических психологов и социальных работников? 4) Какие направления психологической поддержки лиц с «синдромом сгорания» наиболее актуальны? В ходе исследования выяснилось, что 60% опрошенных респондентов считают, что «синдром сгорания» - это психологическое расстройство, связанное с работой в условиях интенсивного контакта с людьми в эмоционально напряжённой атмосфере; 10% опрошенных респондентов считают, что это состояние профессионального стресса, кризиса; 10% считают, что это состояние депрессии, бессонница, плаксивость и агрессия; 10% считают, что это отсутствие профессиональных навыков, непрофессионализм; 10% считают, что это «затухающий костёр». Наиболее характерными признаками «синдрома сгорания», по мнению опрашиваемых являются: чувство усталости и эмоционального истощения – 100% сниженный фон настроения – 50% тревожность– 50% низкая самооценка – 40% негативное отношение к окружающим – 30% состояние депрессии – 30% негативное отношение к работе – 20% оплата работы государством – 10% нежелание контактов, желание молчать, уединяться – 10% Считают, что «синдром сгорания» часто встречается среди социальных работников – 100%; среди практических психологов – 90%. Считают, что наиболее актуальны следующие направления психологической поддержки практических психологов и социальных работников с «синдромом сгорания»: Группы различной терапевтической направленности (Балинтовские группы, «структурная психосоматика», коммуникативные тренинги и др.) – 60% Индивидуальное консультирование – 40% Активный отдых, хобби, релаксация – 30% Телесно ориентированная терапия – 20% Психокоррекция – 20% Регулярная психопрофилактика – 20% Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег – 20% Качественно иной уровень подготовки специалистов – 20% Таким образом, результаты проведённого нами исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы. Действительно, среди социальных работников и практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания», что подтверждается следующим данными: Умеренный уровень стресса – 43,2% (16 чел.) от общего числа испытуемых социальных работников и практических психологов; Выраженная психическая тревожность – 35,1 % (13 чел.); Выраженная психическая депрессия – 43,2% (16 чел.). А также результаты экспертного опроса подтверждают данную гипотезу – 100% опрошенных считают, что среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания», 90% считают, что среди практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания». Но результаты исследования показали, что среди социальных работников значительно чаще встречаются лица с «синдромом сгорания», чем среди психологов:
Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников. Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза, заключающаяся в том, что «синдром эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов проявляется в состояниях тревожности и депрессии. Заключение
"Эмоциональное сгорание" – это комплекс особых психологических состояний, которые могут развиться у социальных работников и психологов, работающих в условиях эмоционального перенапряжения. Данные психологические состояния заключаются в наличии чувства эмоционального истощения, негативного отношения к себе, отрицательного отношения к клиентам и к своей работе. Также, характерными признаками "синдрома сгорания" у специалистов, занятых в социальной сфере, являются: постоянное переживание чувства усталости, сниженный фон настроения, чувство тревожности, снижение личностной и профессиональной самооценки, появление сомнений по поводу своей профессии, нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или постоянное переедание и другие проявления психосоматического характера. Таким образом, проанализировав теоретико-эмпирические исследования феномена «синдрома сгорания» и результаты, полученные в ходе проведённого нами исследования данного феномена у социальных работников и практических психологов, мы можем утверждать, что проблема "эмоционального сгорания" актуальна для специалистов, занятых в социальной сфере, особенно – для социальных работников и практических психологов. Проведя обработку и анализ полученных данных, мы пришли к следующим выводам: 1) Для состояния умеренного стресса, в группах социальных работников и психологов, общими показателями являются: проявления «эмоционального характера» и «физиологического характера». А также, для состояния выраженной психической тревожности в группах социальных работников и психологов характерны общие проявления «эмоционального характера». 2) В отличие от умеренного уровня стресса, у социальных работников в состоянии тревожности помимо негативных переживаний и мыслей наблюдается и ухудшение физического состояния испытуемых. Также у социальных работников в состоянии депрессии в большей степени преобладают негативные мысли, переживания, ухудшения физического состояния, чем в состояниях умеренного уровня стресса и тревожности. 3) У практических психологов негативные переживания и ухудшение физического состояния являются основными показателями умеренного уровня стресса. Также у данной группы испытуемых негативные переживания и мысли значительно чаще наблюдаются в состоянии тревожности в отличие от состояния умеренного уровня стресса. А в состоянии депрессии у практических психологов в большей степени наблюдаются ухудшения физического состояния, чем в состояниях умеренного уровня стресса и тревожности. А признаки «эмоционального характера» выражены в равной степени, как и у психологов с умеренным уровнем стресса, но в меньшей степени, чем у психологов с выраженной психической тревожностью. 4) - «эмоциональные», «когнитивно-эмоциональные» и «поведенческие» проявления выражены в большей степени у социальных работников с умеренным уровнем стресса, чем у психологов; - «эмоциональные», «когнитивные» и «физиологические» проявления в группе психологов с выраженной психической тревожностью выражены в меньшей степени, чем в группе социальных работников, «когнитивно-эмоциональные» проявления выражены в большей степени, чем у социальных работников; - «эмоциональные», «когнитивные», «поведенческие» и «физиологические» проявления выражены намного сильнее у социальных работников с выраженной психической депрессией, чем у психологов. Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников. Таким образом, вышеперечисленные выводы по результатам исследования и экспертного опроса позволяют нам определить основные направления психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания. Психологическая поддержка должна быть направлена на снятие тревожности, депрессивных состояний, на работу с «эмоциональными», «когнитивными», «физиологическими» проявлениями «синдрома сгорания». В качестве психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания», по мнению опрошенных экспертов, может выступать: Группы различной терапевтической направленности (Балинтовские группы, «структурная психосоматика», коммуникативные тренинги и др.); Индивидуальное консультирование; Активный отдых, хобби, релаксация; Телесно ориентированная терапия; Психокоррекция; Регулярная психопрофилактика; Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег; Качественно иной уровень подготовки специалистов, получение новых знаний и навыков. Итак, мы считаем, что, так как среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания, то данным специалистам действительно требуется психологическая поддержка, основные направления которой могут быть определены на основе проведённого исследования и нуждаются в дальнейшей разработке. Библиография
1. Азарных Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии): [Учеб. пособие]/ Т.Д. Азарных, И.М. Тартышников; Акад. пед. и соц. Наук, Моск. психол.-соц. ун-т – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. – 111 с. 2. Альманах психологических тестов./ Под ред. Римских Р.Р. и С.А. – М.: "КСП", 1996, 400 с. 3. Балашов М.М. Лукьянова М.И. «Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах», - Психологическая наука и образование, 1998, № 4. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.-160 с. 5. Г. Робертс Профилактика выгорания.// Вопросы общей психиатрии №1, 1998. 6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, Т. 2. – М.: МИР, 1996. 7. Грошев И.В. «Гендерные аспекты социально-психологической трансформации позднего возраста»/ http://www.psychol.ras.ru/conf/grosev.htm 8. Е.М. Михайлова «Ловушка для тех, кто ошибается»/http.//www.genesis.ru/pedologia/3/9.htm 9. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1997. 10. Золотарёва Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в ЦСО. Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М. «Союз», 2000. 11. Иванов В.А. Старение как эмоциональный шок/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999. 12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/Пер, с лит. - М.: Академический Проект, 2000. 13. Краснова В.О. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей», Психология зрелости и старения, 2000, № 3. 14. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек М., 1996. 15. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с. 16. Линде Н. Д. «Современные психотерапевтические школы и подготовка психосоциальных работников и практических психологов», - «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» - 1998, № 1. 17. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1999. 18.Лысенко Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности / Самарский Гос. Пед. Ун-т – Самара: изд-во Сам. ГПУ, 1998 – 358 с. 19. Марциновская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999. 20. Н.М. Михайлова. Невротические расстройства у пожилых пациентов общей практики/Русский медицинский журнал СП, том 1 №4,1998. 21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб: Издательство «Питер», 2000. 22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. 23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., История психологии: Учебн. Пособие для высш. школы. М.; 1994. 24. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Новосиб. Гос. Техн. Ун-т – Новосибирск: НГТУ, 1997. 25. Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М.: «Лист», 1996. 26. Психологический словарь. М., 1983. 27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. 28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001 29. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ общ. ред. И послесл.Ф. Е Василюка – М.: Прогресс, 1992 – 240 с. 30. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./общ. ред и вступ. ст. Л.П. Петровской – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993 – 368 с. 31. Румянцева П.В. «синдром эмоционального сгорания учителей»/http://www.fortunecity.com/millennium/Scooby/454/Vestnic 2/2_13.ht 32. Садикова И.В. «Социальным работникам нужна психологическая поддержка», - Психология зрелости и старения, 1999, Весна.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |