Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие лестницы наук вниз и вверх



2019-07-04 151 Обсуждений (0)
Развитие лестницы наук вниз и вверх 0.00 из 5.00 0 оценок




Особый познавательный и прогностический интерес представляют возможные изменения на нижнем и верхнем концах лестницы наук. Прогнозы в этой области можно пытаться делать на базе общих законов развития.

Общие законы развития сформулированы Гегелем и дополнены в более поздних работах [20, 21, 22]:

- развитие есть возникновение высшего из низшего (причём не из максимально, а из оптимально развитого низшего);

- высшее включает низшее и сохраняет его в качестве своей основы или фундамента, при этом обеспечиваются условия для максимального развития включённого низшего;

- включённое низшее подчиняется высшему;

- подавляющая часть низшего не включается в высшее, а образует среду, в которой функционирует высшее,

- образующееся высшее имеет уровневую, иерархическую структуру.

Интересна точка зрения, что ниже физической ступени развития материи находится бесконечный ряд всё более простых форм материи [21], а сингулярное состояние [23] является границей, разделяющей физическую и субфизическую (возможно, физический вакуум) формы материи [21, 24].

"Субфизическая форма материи количественно должна превосходить физическую на много порядков подобно тому, как, например, физическая форма материи превосходит живую материю на 14-17 порядков (см. выше, общие законы развития). Субфизическая форма должна иметь качественно иную форму пространства и времени, в которые должны быть "вписаны" физическое пространство и время. Субфизическая форма материи должна обладать иными, чем масса и энергия, основными свойствами. Следует предположить поэтому, что существование субфизической формы материи можно будет установить, когда понятия массы и энергии окажутся недостаточными для объяснения обнаруженных форм реальности, когда эти понятия встретятся с неразрешимыми парадоксами" [21].

Важно обратить внимание на то, что субфизика, находясь на ступень ниже физики, попадает в математику (схема 1). И это не является случайностью или результатом ошибочных построений: упомянутые выше объекты субфизики (физический вакуум, сингулярное состояние; см. также начало статьи) изучаются, по крайней мере в настоящее время, исключительно чисто математическими методами [9]. Таким образом, в обсуждаемой лестнице наук при принятой терминологии субфизика представляет собой раздел математики.

Рассмотрим прогнозы относительно развития верхнего конца лестницы наук. Если считать, что развитие материи будет продолжаться и дальше, то придётся признать, что человек представляет собой одну из рядовых и преходящих ступеней развития и находится по отношению к будущей "сверхсоциальной" ступени так же, как растения и животные относятся к человеку. Это приводит к отрицанию понимания человека как "высшего цвета" природы [25]. Такое представляется большинству людей, в том числе учёных, совершенно неприемлемым, хотя единственными аргументом здесь является: "этого не может быть никогда!" (По А. Чехову). Распространена концепция, согласно которой человечество "есть несомненно высшая и последняя ступень развития материи, но она сама способна к бесконечному развитию" [24, 25].

Автор всей душой за изложенную оптимистическую точку зрения, но рассудок требует рассмотреть для полноты картины в качестве возможности и некоторые черты "сверхсоциальной" ступени. Если общие законы развития сохранят свою действенность, человечество окажется средой для реализации "сверхсоциальной" формы, эта форма будет крайне невелика по сравнению с человечеством и при этом будет включать в себя незначительную часть человечества [26]. Все три формы будут развиваться, низшая (человечество) - сравнительно медленно, низшая, включённая в высшую – много быстрее, высшая ("сверхсоциальная") – феноменально быстро [21].

Изложенные ограничения хороши для выбора более-менее правдоподобных вариантов из фантастической литературы. Неужели на "сверхсоциальной" ступени будут находиться киборги – создания, сконструированные из людей и компьютеров? Довольно правдоподобно выглядит система из гипермозга (сверхкомпьютера?), который решает все проблемы цивилизации, и небольшого количества обслуживающих (в том числе постоянно усовершенствующих) его людей, существенно более развитых по сравнению с остальной массой. В упомянутых случаях следующей ступенью вверх по лестнице будет наука об этих существах или системах.

Вряд ли вслед за фантастами следует предполагать, что существа со "сверхсоциальной" ступени будут употреблять людей в пищу, скорее - как источник информации или даже идей (эмоций?). Вызывает определённый оптимизм и то, что поумневшее человечество отказалось от покорения природы в пользу коэволюции человека, общества и природы. От более развитых существ или систем можно ожидать не менее разумной политики.

Необходимо вернуться к постулату о завершении развития материи на социальной ступени для того, чтобы обратить внимание на возможность в этом случае прекращения "мирного сосуществования" наук, вытекающего из концепции параллельного смещения их границ (конечно, за пределами обозримого будущего и если редукционисты правы, см. выше). Все приведённые в схемах 1 и 2 науки тогда могут быть поглощены математикой. Окажется абсолютно правым Пифагор, считавший, что "числа правят миром". Однако если при этом сохранится развитие материи вниз (см. выше), должна сформироваться другая лестница, в которой математика будет уже верхней ступенью. Если же социология будет развиваться безгранично (см. выше), то она, а возможно и вся лестница со схемы 1, сохранятся.

Приведённые варианты развития лестницы наук не обязательно являются взаимоисключающими.. Рассматриваемый здесь одномерный вариант лестницы взят для простоты, на самом деле лестница наук многомерна: физика осваивает не только химию, но и биологию (биофизика), химия – не только многие биологические науки (молекулярные биология, иммунология, фармакология, медицина), но и социологию (молекулярные основы психологии поведения). К. Поппер и Дж. Экклиз отмечали, что для всесторонней классификации наук, вероятно, лучше брать в качестве модели не лестницу, а дерево [6], то есть от одномерного перейти к двух-(трёх-)мерному рассмотрению.



2019-07-04 151 Обсуждений (0)
Развитие лестницы наук вниз и вверх 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие лестницы наук вниз и вверх

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)