Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание центрального депозитария.



2019-07-04 242 Обсуждений (0)
Создание центрального депозитария. 0.00 из 5.00 0 оценок




Французский фондовый рынок организован и регулируется в традициях континентальной системы права, он централизован и обслуживается брокерами – профессиональными участниками.

Единый депозитарий Sicovam был создан в 1949 г. как открытое акционерное общество. Первоначальный уставный капитал был сформирован ведущими финансовыми институтами и брокерскими фирмами Франции и составил 30 млн. французских франков. Компания управляется Советом директоров, куда входят представители Банка Франции и ANSA. Цель деятельности компании – содействие обращению акций между членами – участниками посредством трансферта по книгам Sicovam, который заменяет физическую передачу бланков ценных бумаг. Новая компания ставила две основные задачи: обеспечить надежность осуществления трансакций и достигнуть снижения соответствующих расходов для своих членов и их клиентов.

В конце 70-х годов французские финансовые рынки переживали серьезный кризис. Исследователи международных финансовых процессов предсказывали, что Франции придется открыть ее фондовый рынок в ответ на резкий рост движения капиталов в Европе. Этот рост был вызван увеличением объема фондовых операций на еврорынке и появлением новых телекоммуникационных возможностей, позволяющих проводить обработку информации в режиме реального времени. О несовершенстве применявшейся на французском рынке технологии говорило то, что компании использовали ценные бумаги для покрытия своих потребностей в привлечении средств менее чем на 15% и техническое осуществление сделок с ценными бумагами обходилось французским финансовым институтам более чем в 2 млрд. французских франков в год. Наиболее убыточными отделами финансовых институтов Франции стали отделы по техническому осуществлению сделок с ценными бумагами.

Изменения фондового рынка воздействовали сначала на отделы по работе с клиентами (front office), потом на отделы по техническому исполнению сделок (back office): “тыловые” структуры были реформированы при проведении дематериализации, затем после создания компьютерной системы торговли были изменены отделы по работе с клиентами. За модель была выбрана система CATS (Toronto), на основе которой была создана национальная система CAC (Cotation Assistee en Continu). Операции начались 23 июня 1986 г., после чего “тыловые” структуры были реформированы вновь (проект Relit).

Такой сбалансированный подход помог избежать катастрофических последствий резкого увеличения объемов торговли. В результате система стала представлять собой идеал современного рынка: полностью компьютеризированный континуум от торговых операций до операций по передаче ценных бумаг и получения платежей в момент передачи.

Законы о ценных бумагах Англии и США содержат норму, что все фондовые ценные бумаги должны быть именными. Широкое внедрение на фондовом рынке института номинальных держателей и доверительных собственников способствовало частичному решению проблем, связанных со сложностью и стоимостью передачи именных ценных бумаг. Благодаря тому, что ценные бумаги регистрировались на имя доверительных собственников или номинальных держателей операции по перемещению ценных бумаг сильно упростились. Теперь хранящие эти ценные бумаги депозитарии должны были осуществлять их передачу только между номинальными держателями и доверительными собственниками.

Существует разница между номинальным держателем в американской модели и номинальным держателем во французской модели дематериализации. В основе последней лежит необходимость урегулировать ситуацию, когда одно лицо получает доходы по ценным бумагам, а другое лицо (профессионал фондового рынка) осуществляет все операции с ними и оставляет себе часть дохода в той или иной форме.

В американской модели это достигается за счет “расщепления” права собственности между двумя лицами. Часть правомочий, из которых состоит право собственности, остается у первичного собственника, а остальные он передает номинальному держателю, сам их при этом теряя. Поэтому в реестре у эмитента фиксируется только номинальный держатель, так как все важные для эмитента правомочия, наличие которых у лица фиксируется занесением его в реестр, находятся у него. Сам номинальный держатель наделен правом вести реестр лиц, у которых остались правомочия по получению дохода. Таким образом, мы имеем систему двух реестров, то есть расщепление права собственности приводит к расщеплению реестра.

Во французской модели так сделать нельзя, так как основополагающий момент тот, что или у лица есть все правомочия собственника, или у него их нет вообще. Поэтому в реестре всегда указывается именно собственник ценных бумаг. Для решения проблемы применяется конструкция осуществления полномочий через третье лицо (поверенного) или конструкция дачи ценных бумаг в долг.

В первом случае номинальному держателю дается поручение выполнять определенный набор действий (в реестре отмечается, что ценные бумаги управляются третьим лицом).        

Во втором случае к нему полностью переходят все права собственника. При этом у первичного собственника возникает право требовать от номинального держателя возврата в определенные сроки определенного количества ценных бумаг и уплаты денег.

В первом случае важно, чтобы ценные бумаги определялись родовыми признаками. В этой модели номинальный держатель ведет реестр внутреннего учета лиц, которые наделили его полномочиями или дали ценные бумаги в долг. Передача ценных бумаг в долг осуществляется по особому договору, который называется “взаимное соглашение о передаче ценных бумаг в долг”.

Правительство Франции сделало первый шаг на пути разрешения такого рода операций, уполномочив Sicovam вести учет таких договоров. Чтобы вступить в силу, это соглашение должно быть зарегистрировано в Sicovam. По закону от 17 июня 1987 г. был введен налог на такие операции.

Дематериализация.

Процесс дематериализации регулировался разделом 94-II французского закона об ассигнованиях и законом от 2 мая 1983 г. Датой начала реформ было установлено 4 ноября 1984 г. Суть реформы состояла в том, что спустя 18 месяцев после опубликования закона субъекты прав, закрепленных в фондовых ценных бумагах, определялись только путем записи имен этих лиц в книгах Sicovam. Изменение субъекта прав могло происходить только посредством проведения трансферта по книгам Sicovam. Таким образом, надобность в ценных бумагах отпала. Дематериализация ценных бумаг заключается не только в “невыпуске” бланков ценных бумаг, но и в обязательной передаче ведения реестра независимому лицу.

Во Франции эмитенты именных ценных бумаг передали ведение реестров акционеров или облигационеров в Sicovam. При этом книги, находившиеся у самих эмитентов, были уничтожены. Собственникам ценных бумаг на предъявителя было предложено до 3 мая 1988 г. зарегистрироваться у финансовых посредников, уполномоченных Министерством финансов. Эти финансовые посредники составляли реестр акционеров или облигационеров аналогично реестрам при выпуске именных ценных бумаг и в установленный срок также передавали его ведение в Sicovam, который осуществлял регистрацию эмитентов ценных бумаг как обязанных лиц перед собственниками ценных бумаг и фиксировал объем и содержание этой обязанности.

Одновременно с этим сами бланки и именных, и предъявительских ценных бумаг помещались на хранение в Sicovam. Лица, зафиксированные в системе учета Sicovam как субъекты прав из ценных бумаг, имели право уполномочить финансового посредника на управление своими счетами в Sicovam. В этом случае Sicovam фиксировал их ценные бумаги как ценные бумаги данного лица, управляемые данным финансовым посредником. С мая 1988 г. все денежные средства по выплате дивидендов, процентов по облигациям и погашению облигаций Банком Франции по указаниям Sicovam зачислялись непосредственно на открытые в Банке Франции специальные счета инвесторов.

Символом дематериализации стало уничтожение бланков ценных бумаг. Условия уничтожения бланков ценных бумаг были изложены в “Charte de la Destruction” от 7 января 1988 г. Бланки ценных бумаг должны были либо возвращаться эмитентам, либо уничтожаться под контролем Sicovam не позднее 31 декабря 1989 г. Номера уничтоженных бланков фиксировались, а эмитенты были обязаны в течение еще 30 лет хранить корешки выпущенных ценных бумаг. После уничтожения бланков ценных бумаг, сданных на хранение в Sicovam, сравнение корешков и ценных бумаг, на сданных в свое время на хранение и предъявляемых к продаже, доказывало их подлинность и было гарантией от подделки или дублирования. С 1989 г. бланки фондовых ценных бумаг превратились в финансовые реликвии.

3. Идентификация держателей ценных бумаг.

В первое время после дематериализации передача ценных бумаг осуществлялась “по старинке”. Держатель именных ценных бумаг обращался к эмитенту (сам или через брокера), который только и был уполномочен давать Sicovam указания о внесении изменений в реестр. Эмитент заполнял особый документ, содержавший идентификационные данные продавца и покупателя (форма BRN), и Sicovam закрывал счет продавца и открывал счет покупателя. Сделка считалась завершенной, когда эмитент получил, а затем вернул в Sicovam форму BRN, причем эта форма заполнялась отдельно на продавца и покупателя. Таким образом, одновременно происходила передача ценной бумаги и уведомление эмитента о состоявшейся сделке.

Использование формы BRN имело ряд недостатков. Когда проданные ценные бумаги были уже “стерты” из памяти компьютера, а те же самые ценные бумаги, приобретенные по этой сделке, еще не записаны на новое лицо, так как эмитент еще не получил сведения о новом держателе, возникает ситуация, когда часть ценных бумаг не принадлежит никому. Таким образо, любая задержка посредниками могла заблокировать процесс и приостановить торговлю.

Для решения этих проблем 17 июня 1987 г. был принят закон, согласно которому трансферт ценных бумаг между сторонами по сделке и одновременное уведомление о сделке эмитента были разделены. Это событие известно под названием “разделение форм BRN и трансферта”. Сначала эта система стала применяться при торговле на фондовых биржах, а в ноябре 1989 г. была распространена и на внебиржевой рынок.

Передача предъявительских ценных бумаг, зафиксированных в Sicovam на отдельных счетах, первоначально производилась путем их конвертации в “предъявительские” формы непосредственно перед сделкой, а затем также, как и передача именных ценных бумаг после разделения трансферта и форм BRN, но без уведомления эмитента. Тем же законом от 17 июня 1987 г. было установлено, что французские компании – эмитенты ценных бумаг на предъявителя, прошедшие особую процедуру листинга, имеют право в любой момент запросить список своих акционеров или облигационеров. Таких запросов было 4 – в 1987 г., 252 – в 1990 г., 400 – в 1995 г.



2019-07-04 242 Обсуждений (0)
Создание центрального депозитария. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание центрального депозитария.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)