Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание банка методик.



2019-07-03 209 Обсуждений (0)
Описание банка методик. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящий момент отсутствуют методики, напрямую измеряющие девиантное поведение в целом, за исключением эмпирического наблюдения. Поэтому для возможности численного представления результатов мы выбрали методики, которые регистрируют признаки, свидетельствующие о наличии у пассажира склонности к проявлениям девиантного поведения.

В качестве таких признаков мы выделяем следующие:

1. Стресс.

2. Агрессия.

3. Дезадаптация.

4. Непринятие себя и других.

5. Эмоциональный дискомфорт.

6. Экстернальный локус контроля.

Так или иначе, наличие всех этих признаков следует из определения и теорий отклоняющегося поведения. То есть человек, склонный к девиациям, будет демонстрировать нам вышеописанные признаки, которые можно зарегистрировать при применении выбранных нами методик и представить численно. Это позволит нам доказать наличие девиантного поведения у испытуемых и математически доказать связь между ним и потенциальной опасностью пассажиров аэропорта.

С другой стороны, перед нами как исследователями встала другая проблема: каким образом можно измерить уровень потенциальной опасности пассажира? В литературе нет описания методик, позволяющих надежно выявлять и представлять математически такой параметр, как «потенциальная опасность пассажира». Так, перед нами возникла необходимость разработки методики на основе имеющейся информации и эмпирического опыта по данному вопросу.

Для регистрации внутренних психологических маркеров отклоняющегося поведения была использована методика диагностики социально-психологической адаптации личности Роджерса-Даймонда[44, с.158-162]. Мы использовали интегральные показатели по шкалам «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность».

Низкий уровень данных показателей косвенно свидетельствуют о склонности человека к девиациям поведения как способу добиться успеха любыми способами, снизить неудовлетворенность собой и т.д. Стоит отметить, что тестирование по данной методике оказалось наиболее трудоемким ввиду большого количества вопросов и сложной 7-балльной системы оценки ответов, поэтому было принято решение максимально упростить процедуру тестирования с помощью других методик.

В качестве экспресс-диагностики уровня стресса мы взяли 8-цветный вариант цветового теста Люшера. Данный выбор был обусловлен тем, что испытуемые охотнее соглашаются сложить карточки разных цветов, нежели заполнять долгие и скучные для них бланки ответов.

Анализ результатов был проведен на основе компьютерного способа просчета. Здесь стоит отметить, что испытуемым предъявлялись карточки из набора издательства «ИМАТОН» (2002) , программа также была предоставлена данной фирмой.

Несмотря на большой диагностический потенциал методики Люшера, перед нами стояла конкретная задача максимально упростить процесс сбора данных. Ввиду специфичности выборки и самой ситуации ожидания полета, жесткое ограничение на время опроса обусловило наш выбор.

Диагностику агрессивных тенденций в поведении мы решили проводить с помощью теста Руки Вагнера. Поясним несколько подробнее его назначение. Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

В данной методике нас интересует непосредственно измерение уровня агрессивных тенденций у пассажиров посредством предъявления им карточек с изображением рук. Как показал опыт исследования, испытуемые очень хорошо реагируют на тестирование данной методикой и воспринимают его как своеобразную игру. Hand-тест позволит нам быстро и достоверно диагностировать уровень агрессивных тенденций у пассажира.

Итак, признаки девиантного поведения мы будем диагностировать тремя вышеописанными методиками, без сомнения являющихся общепризнанными и дающими достоверный и надежный результат при корректно организованной процедуре регистрации нужных нам признаков.

Но перед нами как исследователями возникает вопрос: «Как же мы будем диагностировать потенциальную опасность пассажиров аэропорта?».

Придя к выводу о том, что в настоящий момент в литературе не описаны методики, позволяющие численно представить значение потенциальной опасности пассажира, а также на основании теоретического анализа литературы и эмпирического опыта В.Н. Подосинова, мы разработали методику «Потенциально опасный пассажир», предназначенную для выявления лиц, представляющих угрозу безопасности аэровокзального комплекса.

Итак, рассмотрим более подробно практический результат нашей деятельности. Методика представляет собой компьютеризированный вариант карты систематического наблюдения, позволяющий выявлять признаки, значимые при выявлении потенциально опасных пассажиров.

При теоретическом анализе литературы мы выяснили, что существуют признаки позитивные и негативные, причем последние также разделяют на подозрительные и критические. В нашей методике этот метод разделения находит свое отражение в особенностях числового просчета баллов, когда критические признаки имеют большее количественное значение, чем подозрительные.

Признаки потенциальной опасности разделены по основным категориям, описывающим схожие признаки. Ниже прилагается бумажный вариант методики.

 

 


Имя пассажира, возраст

 

В графе "наличие признака" ставим единицу, в зависимости его от важности может быть "начислено" разное количество баллов: 1, 2, 5 или 10.

 

В скобках возле описания указано количество баллов, максимальное для данной графы. Сумма в более 10 баллов по разным шкалам признается значимым.

 

Внешний вид/Провожающие

наличие признака

Что наблюдаем: Несоответствие наблюдаемой социальной роли(7)

 

1. неадекватный целям поездки багаж

 

2. неадекватная одежда погоде/поездке, слишком свободная одежда

 

3. несоответствие провожающих социальному статусу

 

4. соответствие образу "террориста" и т.д. (критично!)

 

5. Другие подозрительные признаки

 

Экспрессивные реакции

 

Что наблюдаем: Эмоции, неадекватные ситуации ожидания рейса(7)

 

1. Чрезмерная тревожность

 

2. Отвращение

 

3. Гнев

 

4. Стыд

 

5. Готовность к нападению

 

6. Подавленность

 

7. Страх

 

Физиологические реакции

 

Что наблюдаем: Вегетативные составляющие неадекватного эмоционального состояния(6)

 

1. Покраснение/побледнение лица

 

2. Тремор, дрожь

 

3. Чрезмерная потливость

 

4. Вздувшиеся сосуды на шее, пульсация

 

5. Чрезмерно расширенные/суженные зрачки

 

6. Гусиная кожа

 

Поведение

 

Что наблюдаем: Поведение, представляющее потенциальную/ реальную опасность и неадекватное ситуации(29)

 

1.1 Агрессивное: наличие угрозы (явной\скрытой)

 

1.2. Нанесение физического вреда имуществу пассажиров/аэропорта

 

2. Вызывающее: явно конфронтационное поведение, выходящее за рамки принятых правил и норм.

 

3. Употребление алкоголя вне ресторанов/чрезмерное количество

 

5. Другое поведение, выходящее за рамки социальной роли

 

ИТОГО (49 баллов макс., более 10 баллов по разным шкалам - ПОП)

0

 

В верхней графе ставятся данные о пассажире, его возраст. Далее мы поместили краткое описание методики.

Первая группа признаков описывает сугубо внешние детали пассажиров, а также лиц, их сопровождающих. Значимым здесь является несоответствие пассажира его социальной роли, то есть расхождение между эмпирическими признаками пассажира и образом, который он стремится создать. Авторы сборника курса лекций по авиационной безопасности компании «АБИНТЕХ» под ред. Эриашвили Н.Д., проф. Московского института МВД (2008) пишут, что внимание профайлера неизбежно должны привлекать пассажиры без багажа, пассажиры с несоответствующим целям поездки багажом. Разный багаж будет у пассажира, собравшегося на отдых в теплые страны или же на работу в северные города. То же самое можно сказать и про одежду пассажира: несоответствие её целям поездки и/или образу пассажира обязательно вызовет подозрения сотрудника службы безопасности.

Здесь же добавим, что слишком свободная одежда тоже является одним из подозрительных признаков, поскольку позволяет скрыть характерные детали телосложения потенциально опасного пассажира, попутно обеспечивая ему возможность носить другой комплект одежды или же прятать в одежде запрещенные к провозу предметы.

Несоответствие провожающих лиц социальному статусу пассажира будет привлекать внимание службы безопасности: например, лица в строгих костюмах, сопровождающие пассажира, одетого небрежно и неброско.

Отдельно поясним, что же имеется в виду под «соответствием образу террориста». Очевидно, что при осуществлении преступного замысла, террорист или просто опасный пассажир будет преследовать несколько задач:

А) Воплотить в жизнь свой преступный замысел;

Б) Избежать ареста и попадания в руки правоохранительных органов;

В) Максимально затруднить опознание по свидетельским показаниям.

Исходя из этого, мы можем выделить характерные детали во внешнем облике такого пассажира:

· Двойной комплект одежды, надетой на себя, причем видимый предмет одежды будет разительно контрастировать с тем, который не виден другим. Так, при отходе злоумышленника с места преступления свидетели запомнят человека в яркой куртке, в то время как он будет в неброской одежде (или же наоборот).

· Большое количество растительности на лице: побрившись, преступник станет выглядеть абсолютно иначе, нежели в момент совершения злодеяния.

Под «другими признаками» принимается любое несоответствие пассажира его социальной роли, не включенное в данную категорию.

Категория «Экспрессивные реакции» включает в себя эмоциональные проявления, в норме неадекватные ситуации ожидания рейса. В разделе 2.3 упоминалось, что такие эмоции являются одним из важнейших показателей настроения пассажира и, в сочетании с другими признаками, будут давать картину потенциально опасного пассажира. В обнаружении эмоциональных реакций мы будем ссылаться на Пола Экмана (2006, 2010).

Стоит отметить, что само по себе неадекватное ситуации ожидания полета психоэмоциональное состояние пассажира не будет являться поводом для однозначного вердикта о его потенциальной опасности. К примеру, такое состояние может быть следствием внутренних переживаний пассажира, которые никак не зависят от его пребывания в аэропорту. Также, целая гамма отрицательных эмоций может быть получена человеком и на территории аэропорта, что также не будет обязательно находить выражение в противоправной мотивационной установке.

Рассмотрим подробнее составляющие экспрессивных реакций.

По Ю. Л. Ханину (1976), состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры». Под ними автор понимает ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу.

Под чрезмерной тревожностью мы понимаем эмоциональное представление такого состояния человека, которое будет неадекватно степени опасности, реально его ожидающей. Очевидно, что любой пассажир в аэропорту будет априори иметь некоторый уровень тревожности в связи со спецификой ситуации ожидания полета. Каждый пассажир будет неизбежно волноваться о том, как пройдет полет, о том, что ждет его по приземлении и т.д.

Мы же будем искать ту тревожность, которая однозначно будет выделять пассажира на фоне других, имея выражение в лицевой экспрессивности, а также и в его поведении. В сочетании с другими негативными признаками такой пассажир неизбежно привлечет внимание сотрудника службы безопасности аэропорта.

Некоторые признаки тревожности:

· Брови сведены, ближние концы слегка приподняты;

· Глаза открыты чуть шире;

· Рот слегка приоткрыт или же закрыт и губы плотно сжаты;

В целом эмоция тревожности напоминает страх: различие же заключается в том, что тревожность представляет собой значительно более слабое проявление эмоционального дискомфорта.

Отвращение имеет набор четко обозначенных признаков, которые распознаются достаточно легко:

· Верхняя губа поднята.

· Нижняя губа так же приподнята и надавливает на верхнюю, или опущена и слегка оттопырена.

· Нос наморщен.

· Щеки приподняты.

· Под нижними веками показываются складочки, а сами веки (нижние) подталкиваются приподнявшимися мышцами щек вверх, но без напряжения.

· Брови опускаются вниз, опуская верхние веки.

Гнев, как и отвращение, является достаточно сильной эмоцией и также имеет набор хорошо распознаваемых признаков:

· Брови опущены и сдвинуты вместе (нахмурены).

· Вертикальные линии-складки появляются между бровей.

· Нижние веки напряжены и могут быть либо подняты, либо нет.

· Верхние веки напряжены, и, в зависимости от движения бровей, либо опущены, либо нет.

· Глаза вытаращиваются, взгляд становится тяжелым и пристальным.

· Губы могут находиться в двух положениях: плотно сжаты, с растянутыми или опущенными уголками; или раскрыты так, как будто человек кричит.

Стыд будет являться значимой для нас эмоциональной реакцией потому, что явно выражает неприятные ощущения человека от содеянного (или того, что он собирается совершить).

Основные признаки стыда:

· Покраснение лица;

· Верхние веки слегка опущены;

· Взгляд в сторону или вниз;

· Брови и лоб напряжены, остальные части лица расслаблены.

Готовность к нападениючасто сочетается с гневом, и неопытный наблюдатель может их перепутать. Гнев – это эмоция, а готовность к нападению – комплексный психомоторный признак. Он включает в себя как каскад эмоциональных реакций, так и особые кинетические показатели – позу действия, сжатые кулаки и так далее. Является важным признаком, указывающим на потенциальную опасность.

Подавленность, не являясь сама по себе важным признаком опасности пассажира, в сочетании с другими дает тревожный контекст. Ведь подавленность, как и стыд, является одной из негативных эмоций, возможных у пассажира с противоправной мотивационной установкой.

Выделяя её среди других признаков данной категории, можно сказать, что подавленность является своеобразным сочетанием тревожности и стыда.

Страхявляется одной из сильнейших эмоций. Он всегда является негативным переживанием и, вкупе с остальными признаками других категорий, может свидетельствовать о наличии противоправной мотивационной установки, которую пассажир, возможно, планирует реализовать. Основные признаки страха:

· Брови приподняты и выпрямлены.

· глаза открыты и напряжены, поднимается верхнее веко и напрягается нижнее.

· напряжение верхней губы, уголки губ начинают отводиться назад.

Физиологические реакциипродолжают категорию экспрессивных реакций, позволяя создать более точную картину профиля пассажира. Большинство указанных признаков будут сочетаться с определенными экспрессивными реакциями, но сами по себе они будут указывать скорее на особенности вегетативной нервной системы пассажира.

Признак «Чрезмерно расширенные/суженные зрачки» может являться одним из косвенных показателей воздействия ПАВ на пассажира.

Категория «Поведение»описывает признаки опасного / потенциально поведения пассажиров, которые сами по себе являются чрезвычайно значимыми и являются критическими. В нашей методике они получают наибольшее количество баллов.

Следует отдельно пояснить, что мы понимаем под «другим поведением, выходящим за рамки социальной роли пассажира».

Здесь мы подразумеваем поведение, не опасное само по себе, а подозрительное. К примеру, человек выбирает в аэропорту позицию для наблюдения, с которой незаметно шпионит за другими пассажирами, или же нарочито скрытное поведение. В сочетании с другими признаками такое поведение служит основание для признания пассажира потенциально опасным.

Стоит отметить, что при отсутствии портативной техники, поддерживающей редактирование *.xls/xlsx таблиц, исследователь может воспользоваться бумажным вариантом методики, проставляя единицы в графу «наличие признака».

Все, что понадобится при перенесении результатов в электронную таблицу – это расставить единицы в соответствующие признакам ячейки, и формула рассчитает опасность признака, проставив соответствующие значения баллов.

Из всего этого следует, что при процедуре дальнейшей апробации и, несомненно, стандартизации, мы можем получить универсальный инструмент экспресс-диагностики уровня потенциальной опасности пассажира.

С помощью сформированного банка методик последовательно проводился сбор психодиагностических данных, затем рассчитывалась удельная доля испытуемых, образовавших две экспериментальные группы. Дифференциация выборки осуществлялась по методике «Потенциально опасный пассажир». Полученные данные представлены графически на рисунке.

 



Рис. 3 Выраженность потенциальной опасности пассажиров в выборке.

 

Далее, мы проверили наши данные на соответствие нормальному типу распределения. После подтверждения данного соответствия мы рассчитали достоверность различий выборок по признакам девиантного поведения по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ Пирсона.

 



2019-07-03 209 Обсуждений (0)
Описание банка методик. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание банка методик.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)