Московскому ополчению.
В 1812 году на защиту отечества от завоевателей поднялся весь народ. Армия Наполеона натолкнулась на упорное сопротивление русских войск и ведущих войну " не по правилам партизан" . Не ожидая официального указания властей о созыве ополчения крестьяне и ремесленники сами выступили инициаторами создания " народной военной силы". Они подавали прошения помещикам и местному начальству с просьбой вооружить их и как можно быстрее направить на врага, надеясь за свое участие в изгнании неприятеля с родной земли получить освобождение от крепостной зависимости. Патриотический подъем среди селян и горожан был так велик, что июльский манифест правительства являлся лишь правовой основой формирования ополчения. В июле 1812 года началось формирование ополчения в Московской губернии. Начальником Московского ополчения был назначен боевой генерал И. И. Марков. Запись добровольцев в " Московскую военную силу" была обставлена празднично. В разных местах столицы - на Новинском бульваре, в Марьиной роще и др. - стояли большие красочные шатры. Внутри стены их были украшены рисунками на военные темы, оружием, атрибутами военного снаряжения. В центре шатра стоял покрытый ярким сукном стол, на котором лежала книга, обтянутая пунцовым бархатом. В нее вносились имена ополченцев. К середине августа сбор ратников был в основном закончен. В Московское ополчение вступали и представители передовой интеллигенции. Ополченцами стали известные поэты В.А. Жуковских и П.А. Вяземский. В Москве центром формирования "военной силы" стали Хамов-нические казармы. Здесь размещался сборный пункт Московского народного ополчения. Об этом рассказывает мемориальная доска из дымчатого ямцевского гранита работы архитектора К.В. Кудря-шова. Она была открыта 18 сентября 1962 года на центральном здании казарм у бывшего парадного входа. Хамовнические казармы не только интересный архитектурный памятник (проект здания разработан сыном замечательного русского зодчего архитектором М.М. Казаковым), но и памятник героическому прошлому столицы и мужеству ее защитников. Московское ополчение, насчитывающее 34000 человек, прошло славный боевой путь. Полки Московского ополчения участвовали во всех основных сражениях Отечественной войны - Бородинском, под Тарутином, за Малоярославец и Вязьму, у Красного и Борисова. Активное участие народного ополчения в военных действиях русской армии в значительной мере способствовало быстрейшему изгнанию захватчиков за пределы нашей Родины. История сохранила нам ничтожно малое количество имен этих доблестных защитников отечества. Об их подвигах напоминает лишь небольшая мемориальная доска на Хамовнических казармах. Им, солдатам, ополченцам, партизанам - рядовым титанической борьбы с полчищами Наполеона, Россия была обязана своей независимостью, как и Европа своим освобождением. Они стали олицетворением поднявшегося на борьбу отечества, дав тем самым войне имя Отечественной. Музей-панорама "Бородинская битва". Это внушительного вида, необычной архитектуры здание из стекла, металла и камня выросло возле уже сложившегося ансамбля памятников героям Отечественной войны 1812 года и стало одним из главных элементов его. Оно было создано по проекту архитекторов А.Р. Корабельникова, С.И. Кучанова, А.А. Кузьмина и инженера-конструктора Ю.Е. Аврутина менее чем за 19 месяцев.
Здание музея, расположенного на площади Победы, было создано специально для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства - панорамы " Бородинская битва". Она была написана крупнейшим мастером панорамной живописи академиком Ф.А. Рубой является художественно-историческим памятником героическим событиям 1812 года. Над созданием панорамы Рубо трудился с 1909 по 1912 год. К этому времени он был известен далеко за пределами России как автор панорам " Штурм аула Ахульного" и " Оборона Севастополя", а также целого ряда замечательных картин. Рубо удалось создать высокохудожественное полотно, ставшее гимном славы русскому оружию. Здание, в котором впервые демонстрировалась панорама, было построено на Чистопрудном бульваре по проекту военного инженера полковника П.А. Воронцова-Вельяминова и открыто к 100-летию Бородинской битвы. Ф.А. Рубо сам присутствовал на открытии. За 5,5 лет существования панораму осмотрело 143000 посетителей. В связи с началом 1-ой мировой войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание снесено. Огромное полотно было навернуто на 16-метровый вал и пробыло в таком виде не один десяток лет. В результате от подлинного полотна уцелела лишь батальная часть без одного фрагмента. Полностью не сохранилась живопись неба. В 1949 году началось восстановление полотна. Группа реставраторов, которую возглавили П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев полностью заменила основу холста. Академик живописи М.Н. Авилов занимался воссозданием макета предметного плана. В 1961 году была создана группа художников во главе с И.В. Евстигнеевым. Она заново написала утраченные участки батальной живописи, на площади холста около 930 м2 было заново написано небо. Так, спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен советскими художниками. Музей-панорама " Бородинская битва" открылся 18 октября 1962 года. С тех пор нескончаем поток посетителей. За день в музей приходит несколько тысяч экскурсантов . И это лучшее подтверждение огромной популярности художественно-исторического памятника героическим событиям 1812 года. Здание, в котором располагается музей, покоряет композиционным единством всех своих частей. В центре его - сооружение цилиндрической формы, напоминающее барабан, из стекла и алюминия высотой около 23 и диаметром 42 м.
Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно " Народное ополчение и пожар Москвы" и " Победа русской армии и изгнание Наполеона" . Эти панно, площадью по 75 м2 каждая, вводят зрителя в героические события великой битвы, рассказывают о бессмертном подвиге народа. Автор их - московский художник Б. Тальберг. Героико-патриотическую тему мозаики словно продолжают уложенные на каменные ступени цоколя трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудий принадлежали разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии " двунадесяти языков". К панораме они были перенесены от стен Арсенала Московского Кремля, смиренно превратившись в элемент ее декоративного убранства.
Пятьдесят имен и фамилий героев Отечественной войны 1812 года, представители всех слоев населения России, вставших плечо к плечу в 1-ой шеренге мужественных борцов, украшают здание-памятник. Не все они были участниками Бородинской битвы, но все они храбро бились с врагом ради общей победы. И своей победой в Двенадцатом они победили время ... Через отделанный камнем вестибюль музея-панорамы мы попадаем в 2 небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Их экспонаты знакомят с событиями Отечественной войны до и после Бородинского сражения. Широкие беломраморные ступени ведут в небольшой круглый зал, посвященный творчеству Ф.А. Рубо. С замиранием сердца поднимаемся по винтовой лестнице в центральную часть здания. И вот мы на смотровой площадке, в гуще Бородинского сражения. На необозримом пространстве раскинулись войска в непривычно яркой одежде. Необычная голубизна неба, чуть розоватого у горизонта, наполняет окружающее пространство обилием света. И зелень леса, и спокойная вода в ручье, и золотистое ржаное поле - все эти детали пейзажа рисуют родину, за которую кипит бой. Художник делает нас очевидцами критического момента боя, наступившего в 12 ч. 30 мин. На командный пункт у деревни Семеновской прибыл генерал Дохтуров, сменивший тяжело раненного Багратиона. Деревня горит, враг усилил обстрел, но Дохтуров спокойно руководит боем на своем участке. Мимо него проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Напротив, за Семеновским оврагом, французские орудия, выстроившись в линию, ведут огонь по русским позициям. Переходя Семеновский ручей, гренадеры контратакуют врага. Бросая в бой резервы, Наполеон пытается прорвать оборону русских войск в центре. Здесь, на южных скатах Курганской высоты, завязался " бой во ржи". Саксонские кирасиры и польские уланы рубятся с русскими драгунами и кирасирами. На вершине высоты, застланной клубами дыма, идет ожесточенная схватка. Вдали, на Семеновских высотах, стоящие в плотном строю каре гвардейцы-измайловцы, литовцы и финляндцы -отражают яростные атаки тяжелой конницы врага. Два полководца - Кутузов у деревни Горки и Наполеон от Ше-вардинского редута - наблюдают за ходом сражения. Мы видим их на заднем плане панорамы друг против друга. Наполеон нервничает и спешит. Спокоен и полон уверенности Кутузов. Он стоит в шинели, накинутой на плечи. Взгляд его устремлен в долину реки Колоча, где решается исход боя. И хотя в этот момент еще атакуют наполеоновские солдаты, мы чувствуем, с какой непоколебимой стойкостью, с каким героическим энтузиазмом сражаются русские, и они не могут не победить. Панорама написана с большой реалистической силой. Она прославляет героизм простого солдата, отстаивающего свободу своего отечества. " Кутузовская изба". На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскому тракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль ее западной границы. Правый фланг армии развернулся перед деревней Фили, центр - между селами Троицкое и Во-лынское, левый флаг - у села Воробьеве. Авангард остановился у деревни Сетунь. На бивуаках не слышно песен, обветренные лица солдат сумрачны. Что будет с Москвой? Много думал об этом и главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов. А между тем с утра 1 сентября началось укрепление отдельных участков русской позиции. В первой половине дня главнокомандующий сам осмотрел позицию армии и нашел ее невыгодной для сражения, ибо позади вдоль всего расположение русских войск тянулась Москва-река с крутыми берегами, а фланги легко могли быть обойдены неприятелем. Вернувшись в главную квартиру, размещенную в деревне Фили, в 2 км от Дорогомиловской заставы, Кутузов распорядился созвать к 5 часам дня военный совет.
В это время деревня Фили насчитывала только 7 изб. Здесь, в избе крестьянина Фролова, и расположилась штаб-квартира Кутузова. Рубленная изба Фроловых, судя по сохранившимся рисункам с натуры, была просторной. Тремя створчатыми окнами по фасаду смотрела она на улицу и одним боковым окном - на двор. Маленькое обрешеченное крыльцо с навесом и 5 ступенями вело к входной двери, через которую можно было попасть в небольшие сени. В этой избе воскресным днем 1 сентября 1812 года и принял Кутузов собравшихся на военный совет генералов. На этом военном совете решалась судьба Москвы и всей России. После долгих споров М.И. Кутузов решил оставить Москву и отступить. Еще несколько лет после Отечественной войны семья крестьянина Фролова жила в знаменитой избе. В 1850 году обветшавший дом починили, снаружи обшили досками, соломенную кровлю заменили тесовой и покрасили. Памятную избу, получившую название " Кутузовская", окружили невысоким земляным валом и обсадили деревьями. С каждым годом росло число посетителей этого исторического места. В той половине избы, где происходил военный совет, был образован своеобразный музей. Здесь сохранились длинный дубовый стол и лавки, за которыми сидели участники военного совета, иконы в красном углу и скамейка, на которой в тот день, склонив в глубоком раздумье седую израненную голову, сидел полководец. Стены украшали портреты участников совета. Тут же лежали несколько изданных описаний военных событий 1812 года и книга, в которую вписывались имена посетителей. В другой комнате избы жил отставной солдат-инвалид, выполнявший обязанности сторожа, дворника и смотрителя за мизерную плату, получаемую от здешнего помещика Нарышкина. Но 1867 году старика-ветерана помещик лишил содержания, и инвалид вынужден был искать пристанище в других краях. Избу заколотили и оставили без всякого присмотра. 7 июня 1868 года заброшенная изба внезапно загорелась. Прибежавшие на пожар крестьяне успели вынести из огня лишь иконы и лавку, на которой сидели участники совета. 3 августа 1887 года, к 75-летней годовщины Отечественной войны, была открыта новая "Кутузовская изба", построенная на собранные москвичами средствами по рисункам и под наблюдением архитектора Н.Р. Струкова. На карнизе фасада была выведена надпись: " Изба военного совета, бывшего 1-го сентября 1812 года". Изба, заново отстроенная на прежнем месте, состояла из двух комнат, разделенных сенями, и в плане повторяла старую избу Фроловых. В левой комнате, выходящей окнами на улицу, разместился небольшой музей, в котором были собраны спасенные от пожара реликвии и другие предметы, напоминающие о Кутузове, военном совете и его участниках, о героических событиях Отечественной войны. Место, где сидел фельдмаршал, было обозначено специальным указателем с надписью. В правой от сеней, или задней, комнате поселились четыре отставных солдата Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка, "призреваемые за счет общества". К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года существовавший в " Кутузовской избе" музей был реорганизован, пополнилась его экспозиция. Однако в конце 10-х годов он влачил довольно жалкое существование. В 1928 году музей был закрыт. Большая часть собранных в нем экспонатов была безвозвратно утрачена. Только подлинная скамейка и походные дрожки, на которых Кутузов в августе 1812 года прибыл в действующую армию и на которых он разъезжал в походах 1812-1813 годах, сохранились и были переданы в Бородинский военно-исторический музей-заповедник, где находятся и поныне. В 1938 году здание было реставрировано, и в нем открылся филиал Государственного Бородинского военно-исторического музея. Была развернута новая экспозиция, повествующая о военном совете в Филях, о жизни и деятельности М.И. Кутузова и других славных полководцев и военачальников, о героической борьбе народов России и ее армии с иноземными захватчиками. В передней комнате представлена обстановка крестьянской избы начала XIX века. В 1962 году был создан музей-панорама " Бородинская битва", и " Кутузовская изба", расположенная рядом, стала его филиалом. Она является неотъемлемым элементом мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года у Поклонной горы. Перед " Кутузовской избой" стоит каменный обелиск, потемневший от времени, покрытый сеткой мелких трещин. На гранях его прикреплены две мемориальные доски. На одной из них были выбиты слова, сказанные Кутузовым при закрытии военного совета, а на другой рассказана история создания этого необычного памятника: " На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был создан военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший участь Москвы и России. Изба сгорела в 1868 году. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 году в окрестностях Москвы и проникнутые чувством благоговения к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести оградою, что и исполнено заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса, 8 сентября 1883 года". Так старый верстовой столб стал памятным обелиском. А через 4 года возле него отстроилась новая " Кутузовская изба". В 1958 году, в 145-летнюю годовщину со дня кончины выдающегося полководца М.И. Кутузова, у " Кутузовской избы" был открыт бронзовый бюст работы скульптура Н.В. Томского. И не случайно первый памятник Кутузову в Москве был сооружен именно на этом месте. Здесь на военном совете в Филях, когда решалась участь Москвы и судьба России, со всей полнотой проявился полководческий талант этого подлинно народного военачальника. " Славным сынам народа".
Почти 30 лет, начиная с 1944 года, работал скульптор Н.В. Томский над памятником, в котором блестяще воплотил единение полководца с народом в лице партизан, ополченцев и солдат. Памятник производит большое впечатление внутренней силой, выразительностью, благородной человечностью. Открытие его состоялось в июле 1973 года, в год, когда вся страна отмечала 160-летие со дня кончины М.И. Кутузова. Памятник установлен перед зданием музея-панорамы " Бородинская битва" и органически вошел в существующий мемориальный ансамбль героям 1812 года. Над монументальной группой из 26 фигур возвышается бронзовая конная статуя Кутузова. На постаменте из серого гранита надпись: " Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года" . Поза Кутузова подчеркивает его спокойную уверенность в торжестве правого дела, на которое поднялся весь народ. Уверенность и спокойствие народного полководца как бы передаются окружающим его военачальникам, крестьянам, ратникам и солдатам, на титанические усилия которых опирался Кутузов. Каждая из фигур в монументальной группе воплощает образ конкретного исторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812 года. Здесь изображены талантливые полководцы: Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Платов, Тучков, Раевский, Ермолов, Кутайсов, Неверовский, Лихачев, Ко-новницын; командиры партизанских отрядов Давыдов, Сеславин, Фигнер; крестьяне-партизаны Кожина, Курин; прапорщик Павлов; простые русские солдаты Ручкин, Алексеев, Коренной; фельдфебель Золотев; Михайлов - герой-барабанщик. Фрагменты памятника героям Отечественной войны 1812 года. Конкретные образы русских солдат, включенные в ансамбль памятника, в то же время являются безусловно собирательными, ибо тысячям русских воинов, самоотверженно боровшимся за независимость Родины, были свойственны беззаветная любовь к Отечеству и беспримерная храбрость, готовность к самопожертвованию ради общего дела и взаимовыручка в бою, жгучая ненависть к поработителям и безграничная преданность героям-командирам. Создатель памятника славным сынам отечества Н.В. Томский подчеркивал, что это не только памятник одному из величайших российских полководцев, но и памятник пламенному патриотизму народа. Введение в него галереи скульптурных портретов реальных героев двенадцатого года придает памятнику подлинную историчность . Среди героев и генералы, и солдаты, и ополченцы, и партизаны. Здесь и лучшие представители дворянства, из среды которого вышли декабристы. И крестьяне-патриоты. Все они - воплощение немеркнущей славы народа, воплощение подвига, совершенного им в то далекое время. Герою-партизану. 18 сентября 1962 года на фасаде дома № 17 по Кропоткинской улице (ныне Пречистинка) была торжественно открыта мемориальная доска. С серого гранита смотрит мужественное лицо с веселыми глазами и лихо закрученными усами, лицо отважного воина в гусарском мундире, известного писателя, оригинального поэта. Надпись над портретом гласит: " В этом доме в середине 30 годов XIX века жил герой Отечественной войны 1812 года поэт-партизан Денис Давыдов". Желая подчеркнуть принадлежность героя " литературного цеху", архитектор А Котырев, словно на листе бумаги, бросил под текстом гусиное перо. Дом, в котором Денис Давыдов поселился в 1836 году, был построен в конце XVIII - начале XIX века. В этом доме поэтом-партизаном Денисом Давыдовым были написаны критическая статья " Мороз ли истребил французскую армию 1812 году?", автобиографический рассказ " Встреча с великим Суворовым", эпиграмма " Современная песня" и полные боевого задора стихи. Мемориальная доска на доме № 17 по улице Пречистенке стала еще одним памятником знаменитому москвичу. Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 16 июля 1784 года. 28 сентября 1801 года Давыдов начал военную службу эстан-дарт-юнкером. Уже через 11 лет Давыдов был произведен в подполковники и назначен командиром 1-го батальона Ахтырского гусарского полка. Во время Отечественной войны 1812 года будучи командиром гусарского полка и партизанского отряда успешно действовал в тылу врага. Денис Давыдов был награжден за компанию 1812 года орденами 3-й степени и Георгия 4-го класса. Отличный организатор, талантливый военачальник, решительный воин. Денис Давыдов навечно врубил свое имя в историю партизанского движения. 22 апреля 1839 года генерал-лейтенант Дениса Давыдова не стало. Имя Дениса Давыдова было присвоено Ахтырскому гусарскому полку, с которым связаны наиболее яркие страницы его боевой биографии. Горячий патриот, мужественный и непоколебимый воин, военный теоретик и талантливый поэт, Давыдов навсегда сроднился с Москвой. Здесь он родился и жил. На территории Новодевичьего монастыря покоится его прах. В 1955 году над могилой поэта-партизана был установлен бюст, выполненный скульптором Е.А. Рудаковым. На вечные времена. У стен кремлевского арсенала сгрудились наполеоновские орудия - свидетели былых побед и разгрома завоевателей. Выбитые на смертоносных жерлах гербы, девизы, номера, клейма с указанием места и времени отливки, имени литейщика могут рассказать нам много интересного.
Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся к захваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX века не имели своих знамен, в отличие от кавалерийских и пехотных частей. Не случайно это редчайшее собрание артиллерийских трофеев первой четверти XIX века вот уже более 180 лет хранится в Московском Кремле. Еще в 1701 году Петр I распорядился построить вдоль стены, соединяющей Никольские и Троицкие ворота Кремля, здание Арсенала для хранения, ремонта и изготовления различного оружия, военного снаряжения и боеприпасов. В этом же здании, получившим название " цейхаус", было решено организовать военный музей. Специальным указом предписывалось собирать и свозить в " новопостроенный цейхаус для памяти на вечную славу" трофейные медные и железные пушки, а также различные иностранное оружие. Военное снаряжение и знамена, захваченные в боях. Несмотря на петровский указ, задуманный музей трофейного вооружения так и не был создан. К 1812 году кремлевский Арсенал в Москве являлся одной из крупнейших баз, где хранились десятки тысяч различных образцов в основном отечественного оружия и боеприпасов. Во время нахождения наполеоновской армии в Москве здание Арсенала было взорвано. В полуразрушенном состоянии Арсенал оставался еще 4 года после освобождения Москвы. Его восстановление продолжалось до 1828 года. К 100-летнему юбилею Отечественной войны в здании кремлевского Арсенала намечалось открыть музей 1812 года. Но из-за недостатка средств и из-за начавшейся первой мировой войны музей открыт не был. До наших дней на фасаде здания частично сохранились лепные украшения в виде военных атрибутов - следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей. О музейном предназначении здания напоминают и стволы трофейных орудий армий всех государств Европы, втянутых Наполеоном в нашествие на Россию. В 1812 году был издан императорский рескрипт, в котором говорилось о создании столпа из вражеских орудий. Памятник этот вначале предполагалось установить у Тверских ворот (ныне пушкинская площадь), но вскоре местом для него была избрана сенатская площадь, напротив здания арсенала. Многие известные архитекторы начали работу над проектом памятника победы. Одним из первых был ведущий архитектор Москвы конца XVIII века М.Ф. Казаков. Однако ни один из многочисленных проектов так и не был осуществлен. К 1819 году у стен арсенала было собрано 875 трофейных орудийных стволов. В 1830-х годах, когда первоначальная идея создания памятника была оставлена, они были размещены на ступенчатых каменных постаментах вдоль главного фасада кремлевского Арсенала, от Троицких до Никольских ворот. У южной стены арсенала выросли пирамиды трофейных ядер из 207 зарядных ящиков, брошенных французами в Москве. В середине XX века в связи с начавшимися в Кремле строительными работами по сооружению Дворца съездов и сноса старого здания Оружейной палаты вдоль главного и южного фасадов Арсенала было помещено 40 старинных орудий XVI-XVII веков на декоративных лафетах. Для этого пришлось убрать часть трофейных орудий 1812 года и изменить их размещение. Еще раньше, в 1936 году, около 40 трофейный стволов было передано бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, 68 трофейных орудий в 1962 году было перенесено к зданию музея-панорамы " Бородинская битва". В 1974 году была произведена расчистка этих исторических орудий, освобождение их от различных наслоений.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |