Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура будущего и языческие ценности



2019-07-04 146 Обсуждений (0)
Культура будущего и языческие ценности 0.00 из 5.00 0 оценок




В действительности человеческое сознание обладает особой "изюминкой". Как с юмором замечает С. Лангер в "Философии в новом ключе", если сводить эволюцию сознания к развитию навыков решения утилитарных задач, человек со стыдом должен признать свой врожденный идиотизм: ни одна крыса в лабиринте психолога, выполняя поставленную перед ней задачу, не станет вести себя подобно дикарям, которые танцуют в надежде, что гора откроет перед ними свои пещеры. С точки зрения пользы в этом как будто нет ровно никакого смысла, как нет смысла в постройке пирамид, чайной церемонии, обрядах инициации. Все так, кроме одного: у человека есть достижения цивилизации - у крыс нет. Можно возразить, что у крыс и "мышления" нет. Однако сознание - это (извините за трюизм) отражение действительности на психическом уровне. Животные в этом смысле обладают сознанием, а иногда просто поражают экспериментаторов, как, например, в случае с обучением обезьян амслену - языку немых (гортань обезьян не приспособлена для воспроизводства членораздельных звуков). Не случайно один из исследователей поведения обезьян воскликнул после этих опытов: Нам необходимо пересмотреть либо понятие "язык", либо понятие "человек". Всего несколько примеров, иллюстрирующих причину такой многозначительной реакции. Горилла Коко, будучи пойманной за поеданием красного мелка для рисования, "выкрутилась" из неловкой ситуации, объяснив, что "Коко играет женщину, которая красит губы". Эта же обезьяна уверяла экспериментатора, что "Коко - птица, и умеет летать", а спустя некоторое время заявила: "Коко - птица понарошку. Я дурачусь". Другая обезьяна - шимпанзе Уошо - совершенно правильно выполнила процедуру разделения стопки фотографий, где были перемешаны изображения людей и животных (один из несложных тестов, которые предлагают детям для определения развития логического мышления). При этом свою фотографию Уошо положила к людям. Та же самая Уошо, помещенная в вольеру с необученными шимпанзе, визжала, плевалась, и "называла" их "черными тварями" (вот уж, действительно, человеческое поведение).

Все это не сказки, а запротоколированные научные факты. И все же шимпанзе, гориллы и прочие братья наши меньшие (при всем пиетете и любви автора к этому удивительному миру) не смогли создать ничего подобного человеческой цивилизации, поскольку не перешагнули за черту практически насущных интересов здесь-и-сейчас. Сознание животных обращается где-то на уровне знаков, что не исключает возможности примитивных логических процедур. Сознание человека - на уровне символов, "отягощенных" множеством побочных эффектов: ассоциациями, оценками и т.п. Иначе и быть не может, потому что символ - это целая концепция предмета, подразумевающая скрытые в данный момент связи. Символ избыточен по своей природе, так что в некотором смысле его можно назвать нейрофизиологической роскошью. Возможно, поэтому над разгадкой процессов символизации ломают голову до сих пор. А самые умные на сегодня самообучающиеся нейрокомпьютерные сети "работают" не в символическом, а в знаковом режиме, пусть и невероятно скоростном. Правда, недавно в Интернете автору встретилась статья о программе, моделирующей интуицию, как ее понимал А.Пуанкаре (ассоциативное мышление). Но речь шла все о том же переборе вариантов по принципу "да - нет", и их компоновке.

Возвращаясь к проблеме ИИ: для чистого разума, незамутненного эмоциями, аффектами, какой-то там символизацией (все это мешает логическим процедурам), и - это важно! - не обремененного телесностью и физиологией, в общем-то, нет разницы, чем заниматься. Чтобы доказать это, достаточно задаться вопросом об условиях формирования таких структурных единиц сознания как воображение, интуиция, воля и т.п. - то есть всех тех элементов, которые не являются собственно мышлением, но в действительности способствуют поиску решения в условиях незавершенных, неопределенных ситуаций (а в реальной жизни очень редко встречаются иные обстоятельства). Сознание человека едино в своих актах. Как говорил М.Мамардашвили, если человек трус, он трус всегда и везде - в своих мыслях не меньше, чем в своих чувствах. Поэтому невозможно взять человеческое мышление как нечто отдельное, как готовый результат эволюции, и смоделировать его в отрыве от целого. В лучшем случае мы будем иметь более или менее удачную имитацию, забавную игрушку.

Таким образом, чисто техническое решение проблемы ИИ подразумевает решение проблемы эволюционного качественного скачка, подобный тому, который имел место в переходе от животного сознания к человеческому. Воспроизвести этот скачок пока нельзя: в науке нет единого мнения относительно его природы (не говоря уже о том, что на данный момент это не позволяет сделать - еще все-таки недостаточный - технологический уровень нашей цивилизации). Однако есть другой вариант: возникновение СИ "на базе" самого человека. Если здесь вообще можно говорить о вероятности, то в сравнении с предыдущим случаем этот вариант представляется более вероятным. Поэтому оптимистические прогнозы не отрицают саму возможность формирования радикально новой культуры. Возможна также, что эта другая культура несет некоторые из тех угроз, о которых предупреждают пессимисты. Но у человека останется свобода действий и целенаправленная воля для того, чтобы эти угрозы преодолеть.

Язычество и кибер-культура [5].

Итак, предположим, что некогда человечество сумеет освободиться от того, что тормозит или пресекает его творческие способности. Но эта новая свобода будет иметь смысл только для дальнейшего совершенствования, познания, преобразований. Между тем, следует отдавать себе отчет в том, что бесконечная созидательная и познавательная деятельность, какое бы удовлетворение она ни приносила - бремя, которое далеко не всякий (человек) сможет выдержать. Когда встает вопрос, что делать с этой новой свободой, ответ может быть только один: что пожелаете.

Поэтому для одних такая свобода окажется бесполезной: их духовное богатство, как вода, уйдет в песок скучной рутины и мелких привычек. Другие будут прожигать бесконечность, вместо того, чтобы творчески использовать ее (точнее, не "будут", а "могут" это делать; при этом не факт, что именно так и случится). Тем не менее, оставшиеся имеют надежду на плодотворное использование новых возможностей. При этом безусловно в лучшем положении окажутся одаренные люди, и чем разностороннее будут их склонности и способности, тем больше смысла обретет почти бесконечная свобода от физических и архетипических барьеров. Отсюда видно, что фантастически возможности кибер-культуры четко обозначают границу между теми, кто обладает бесконечно любознательностью, жаждой жизни и созидания - и теми, кто не сможет (не сумеет, не захочет) вырваться из круга обыденного и овладеть воистину космическим размахом мышления, соизмеряя себя не с масштабом дней и лет, а со столетиями и тысячелетиями.

Коротко говоря, место конкретного человека в такой культуре будет определено вполне однозначно. Критерием для вынесения вердикта очевидно послужит отношение индивида к определенным ценностям - мы коротко их уже очерчивали: познавательная и созидательная деятельность, самоактуализация, "свобода для". Попробуем теперь показать, что более детальный анализ этих ценностей вскрывает их целиком языческую природу. Речь идет, конечно, не об экстраполяции тех нюансов, которые определялись культурно-исторической спецификой - но о самом духе язычества.

Еще раз - теперь уже более конкретно - о том, что предлагает человеку кибер-культура. Прежде всего - бесконечность (или практически бесконечность) существования во времени. Подобное существование предполагает изменения внутреннего мира даже за короткие промежутки, тем более о таких изменениях следует говорить относительно длительных временных дистанций. Очевидно, что изменения могут быть двух видов: деградация либо совершенствование. "Топтание на одном месте" в данном случае не означает сохранения равновесия - это тот же самый откат (стагнация -> деградация -> гибель). А совершенствование... Само по себе оно кажется очень привлекательным, но в действительности представляет собой палку о двух концах. К примеру: предположим, что возможна безболезненная, безопасная и недорогая операция, позволяющая заменить лучшими настоящие физические и/или психологические черты (например, нейрокоррекция). Однако есть предположение, что ее побочным результатом может явиться потеря памяти некоторых периодов жизни до дня операции. И чем больше изменений желает приобрести субъект, тем больше памяти он может потерять. Другими словами, став тем, кем он хочет быть, человек, решившийся на такую операцию, может потерять самого себя.

Если же мы обратимся к возможностям кибер-культуры, то тут и операции никакой не надо. Сколько изменений сумеет вместить даже тот, кто исповедует ценности бесконечного созидания, прежде чем он станет агентом другой личности? Вероятно, через несколько сотен лет в нем останется какой-то совсем незначительный процент от прежнего "я", но подавляющую долю составит новый опыт, новые знания, новые стремления. Прикинем эти соображения на масштаб бесконечности: либо человек будет киснуть в вечном "вчера", постепенно деградируя до уровня "комнатной собачки" - либо ему придется смириться с тем, что результатами его усилий в будущем будет пользоваться кто-то "другой", кому, возможно, все это будет уже не интересно и не нужно; а если для достижения намеченного потребуется действительно много времени, этот "другой", возможно, даже не станет доводить дело до конца. Таким образом, все, что такой человек делает сегодня, просто не имеет смысла [6].

Указанная проблема называется проблемой идентичности. Она сформулирована уже в современной психологии и философии, но очевидно, что наиболее жесткое звучание обретет в том случае, если реализуются условия, о которых мы говорим. На первый взгляд, ее конструктивное решение относительно возможностей кибер-культуры найти просто невозможно. Однако решение в действительности зависит от того, что понимается как "несущая структура" личности. Если мы согласимся с тем, что такой структурой могут быть (на выбор) память, желания, стремления, убеждения - тогда, конечно, "ритуалы бесконечности" обращают человеческое бессмертие в бессмысленное переливание из пустого в порожнее.

Впрочем, существует точка зрения, согласно которой определяющим фактором идентичности являются ценности, что именно они определяют стремления и желания, убеждения и жизненные планы - или отсутствие оных. А ценности бывают разные. Для одного и того же человека ценностью являются многообразные идеи и вещи, часто довольно противоречивые. Не все же представляют собой такие цельные натуры, как героиня Чехова, которая больше всего на свете любила "яблочный пирог, кошек и интересных мужчин". Тем не менее, мы почему-то не "рассыпаемся в песок мгновений", как сетовал Кьеркегор, и едва ли не спинным мозгом чувствуем свое тождество с тем, кем были, скажем, год назад, что бы там ни говорил Юм о простом сиюминутном "пучке перцепций". Дело в том, что ценности образуют своего рода иерархию по своей значимости. Нижние ряды этой структуры не входят в ядро личности, могут звучать диссонансом нашему "я", противоречить не только ему, но и друг другу. Это ценности "по случаю", личностные "однодневки". Зато верхние этажи ценностных структур гораздо более устойчивы к переменам внешним и внутренним, поскольку они взаимосвязаны, и эта взаимная интеграция усиливает потенциал каждого отдельного элемента.

И вот тут получается интересный парадокс. Если высшей ценностью в личностной структуре является ценность самосовершенствования, она, соответственно, и должна определять психологическую идентичность. Сохраняется эта ценность - сохраняется и идентичность. Но совершенствование - процесс, который подразумевает изменения. Следовательно, объективно, по каким-то количественным показателям, идентичность должна прерваться. Субъективно, для самого человека - нет. Субъект - вот ключевое слово в этом рассуждении. И таким образом, в центр концепции кибер-культуры становится сам человек, как главное лицо истории, как волевое и целеустремленное существо, как активный творец самого себя, наконец. Если ты стремишься - значит, ты можешь; в противном случае ты не стремишься вообще. Вера в себя, в свои силы, внутренняя сила перед лицом неудач, физическая и интеллектуальная дисциплина - это совершенно языческое мировоззрение, при условии, что под субъектом понимают человека. Эгоистично? Ничуть. Внимание к своему "я" и забота о нем - это не эгоизм. Это творение целого космоса, и только от человека зависит, будет ли эта Вселенная прекрасной и уникальной - или серой, пустынной и безобразной.

Примечания:

[1]. У нас не очень любят эту тему: в философских кругах ее считают дурным тоном с конца 60-х годов 20-го века, когда идея ИИ несколько "отсырела". Гуманитарии предпочитают серьезные исследования экономики, геополитики, социального развития. Зато НАСА и находящийся в его ведении Институт Аэро-Космических Исследований (штат Огайо), равно как и ряд других аккредитованных организаций - разрабатывают "подмокшую" проблему до сих пор.

[2]. П.Гуревич. Антропологическая катастрофа. Свободная мысль, 1998, N-1.

[3]. М.Мамардашвили ответил бы однозначно отрицательно: смысл появляется тогда, когда человек поставлен в ситуацию замкнутости, ограниченности; тогда возникает необходимость мысленно эту ситуацию "запределить", что и значит - придать смысл. Дом, например, это строение, обладающее как минимум стенами и крышей. Вы видели где-нибудь такой дом? Нет, это невозможно: эмпирический обзор всегда ограничен, хоть ты с вертолета смотри. Так что это кургузое нечто о двух стенах является домом только потому, что мы его о-смыслили (буквально - обволокли нашими до-мыслами, додумали) в ситуации эмпирической ограниченности. Отсюда и жизнь может иметь смысл тогда, когда имеет завершение, то есть когда она ограничена для нас. Иначе, простите за каламбур, не имело бы смысла придавать ей смысл. Такая вот грустная логика.

[4]. Понятия "свобода от" и "свобода для" проанализированы у замечательного психоаналитика Э.Фромма, и означают следующее: "свобода от" - это освобождение от чего-либо, каких-либо зависимостей; грубо говоря, это свобода школяра, который сбежал с уроков и теперь наслаждается, просиживая в зале игровых автоматов или где-нибудь в подобном месте. "Свобода для" гораздо более сложна по своей структуре; она не означает отказа от всего, что кажется обременительным - ответственности, например. "Свобода для" - это свобода художника, который создает произведение, ограничивая себя, может быть, в удовольствиях и сне; это, таким образом, добровольное обязательство, за которое творец отвечает прежде всего перед самим собой.

[5]. Термин "кибер" сегодня употребляется не только в своем прямом значении - "кибернетический", но также как синоним высоких технологий вообще.

[6]. Кому-то эти рассуждения могут показаться чистым безумием - но ведь мы говорим о радикальных возможностях под знаком вечности. Обратитесь к любому философскому рассуждению о том, что такое вечность - тут меркнут любые парадоксы теории относительности.

 



2019-07-04 146 Обсуждений (0)
Культура будущего и языческие ценности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура будущего и языческие ценности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)