Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы занятости в условиях рыночных отношений



2019-07-04 411 Обсуждений (0)
Формы занятости в условиях рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом выше­сказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется уко­ренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовле­чения трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивнос­ти) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесооб­разным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое по­зволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудо­способных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной за­нятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отры­вом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей со­ставляющей является занятость профессиональным трудом, принося­щим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области про­изводительности труда и социальной эффективности развития общест­ва. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам по­вышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогрес­са, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифици­рованных, хорошо обученных и мобильных работников.

Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, мо­жет быть названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является составляющим, но не единственным элементом про­дуктивной занятости. В конечном счете полная и продуктивная заня­тость находятся в динамичном единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые не обеспечивают работникам достой­ное существование, не соответствуют профессионально-квалификаци­онному и образовательному составу работников или масштабы занятос­ти в народном хозяйстве противоречат задачам воспроизводства квали­фицированных кадров и нормальному демографическому развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не может оце­ниваться положительно.

Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сба­лансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально­го и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдель­ной личности, так и общества в целом.

Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся дру­гие пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости. Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.

В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффек­тивная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе ра­ботников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение по­требности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с от­рывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство).

Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулиро­вать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эф­фективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хо­зяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.

Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ре­сурсов по важнейшим сферам общественного труда — непременная пред­посылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населе­ния по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потреб­ности населения в определенных видах деятельности на каждом кон­кретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя ана­лиз сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в тру­де, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

Статус в занятости. Отношения занятости. Статус в занятости опре­деляется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятель­ности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей до­ход, непосредственно не связанный с производством благ и услуг.

В первую группу входят граждане, занятые:

в государственном секторе экономики;

в кооперативах, акционерных обществах;

в частном секторе.

Во вторую группу входят:

учащиеся с отрывом от производства;

служащие Российской Армии.

Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работаю­щие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имею­щие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим догово­ром, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Заня­тыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в лю­бых родах войск, учащиеся.

Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не рабо­тающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному не­занятому населению. В число не занятого экономически активного на­селения входят также лица, имеющие статус безработного.

Отношения занятости обусловливаются экономическими, демогра­фическими и социальными процессами. Экономическое содержание за­нятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспе­чить себе достойное существование и способствовать росту эффектив­ности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвыше­ние личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производитель­ности труда.

Характеризовать эффективность занятости могут показатели, кото­рые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они пока­зывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность обществен­ного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для высоких доходов работников, технико-организационного совершенст­вования сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специ­фики условий труда и быта различных групп населения. Высокий уро­вень производительности труда позволяет обществу уделять больше вни­мания учебе, отдыху, воспитанию детей. Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.

Второй важнейшей характеристикой эффективности занятости мо­жет служить уровень занятости трудоспособного населения в общест­венном хозяйстве. Статистически он отражается отношением населе­ния, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко все­му трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую эффек­тивность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечи­вает достаточного уровня производительности труда, а в другом — при­емлемого уровня оплаты труда.

До начала рыночных преобразований в целях обеспечения потреб­ности отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ори­ентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распростра­нялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически одинаковым, как показано в гл. 1, стал уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно характеризовать как сверхзанятость.

Считается, что подобный уровень занятости затрудняет социально-профессиональное развитие работающих, не соответствует задачам ук­репления здоровья населения и гармоничного развития семьи и личнос­ти, поскольку очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца 60-х гг.).

Оценка эффективности занятости по характеру участия в общест­венно полезной деятельности и уровню занятости в общественном хо­зяйстве может проводиться в последовательности, которая позволяет ис­пользовать вышеназванную (см. гл. 1) схему баланса трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы (млн человек):

в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте (млн человек), работающие лица старших возрастов и подростки (млн человек)

Распределение трудовых ресурсов'.

занято в народном хозяйстве (без личного подсобного хозяйства (млн человек), учащиеся (млн человек), военнослужащие (млн человек), неза­нятые трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (млн человек), в том числе вынужденно незанятые (ищущие работу) (млн человек).

Доля в общей численности трудовых ресурсов, %:

занятых в народном хозяйстве, на учебе, незанятых трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу.

Приведем пример для анализа. Предположим, что в 1995 г. трудовые ресурсы составили 86 млн человек, в том числе в трудоспособном воз­расте 81,3 млн человек, работающие лица старших возрастов и подрост­ки — 4,7 млн человек. Из них занятые в народном хозяйстве (без ЛПХ) составили — 69,5 млн человек; учащиеся — 5,6 млн человек; военнослу­жащие — 2,4 млн человек; незанятые трудоспособные граждане в трудо­способном возрасте — 8,5 млн человек; в т.ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) — 3,3 млн человек.

Приведенный пример показывает, что в данном году в народном хозяйстве наблюдалось неэффективное распределение ресурсов труда по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе говорит о низком уровне жизни населения, связанном в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом в ущерб дру­гим социально значимым видам занятости, в частности, доле населе­ния, занятого на учебе, хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов. Трудно пред­ставить высокоэффективный труд в условиях научно-технического про­гресса без необходимого общего и профессионального образования, а это предполагает довольно значительные масштабы занятости населения на учебе. Одновременно чем богаче общество, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения возрастающих потребностей в образовании.

Доля лиц, ищущих работу, в нашем примере составляет 3,8% трудо­вых ресурсов. Это говорит о том, что определенный жизненный стан­дарт у этих людей поддерживается, как правило, вторыми-третьими чле­нами семьи.

Становится очевидным, что определенная часть экономически ак­тивных граждан постоянно нуждается в рабочих местах. Отсюда возни­кает вопрос о сущности безработицы в ее общетеоретическом и при­кладном аспектах. Здесь они только обозначаются, а детальнее рассмат­риваются в гл. 4.

Безработица, с общетеоретической точки зрения, отражает несовпа­дение предложения рабочей силы и спроса на нее в экономике, их коли­чественное и структурное (территориальное, профессионально-квалифи­кационное и др.) несоответствие. Это одна из важных и постоянных черт социально-экономической жизни в условиях формирования и функ­ционирования рынка труда.

Реальная оценка и измерение безработицы осуществляется согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) и с учетом сложившейся практики трудовых отношений. В России к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-то посредничестве занимались поиском работы и были готовы при­ступить к ней.

Экономические реформы в России, проводимые с начала 90-х гг., породили ряд новых явлений в сфере занятости населения. К ним мож­но отнести скрытую безработицу (подробно см. гл. 4) и неформальную занятость. Четкого определения понятия «неформальная занятость» пока не сложилось. Нам представляется, что наиболее приемлемым является отнесение к неформально занятым лиц, не зарегистрировавших в соот­ветствии с законодательством экономическую деятельность и не платя­щих налогов. Пока формируется правовое поле рыночной экономики, трудно установить строго очерченные разграничения между неформаль­ной занятостью и экономической неактивностью граждан. В самом не­формальном секторе занятости трудно выделить теневую и криминаль­ную занятость, нет теоретического обоснования и статистики этих явле­ний. Количественно оценить размер неформальной занятости можно, лишь косвенным путем.

Неформальную занятость часто имеют как лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.



2019-07-04 411 Обсуждений (0)
Формы занятости в условиях рыночных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы занятости в условиях рыночных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)