Формы занятости в условиях рыночных отношений
Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом вышесказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей составляющей является занятость профессиональным трудом, приносящим доход, как основа повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия, где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в области производительности труда и социальной эффективности развития общества. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам повышения экономической эффективности производства, результатам его интенсификации, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда, а также создает благоприятные условия для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников. Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, может быть названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является составляющим, но не единственным элементом продуктивной занятости. В конечном счете полная и продуктивная занятость находятся в динамичном единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые не обеспечивают работникам достойное существование, не соответствуют профессионально-квалификационному и образовательному составу работников или масштабы занятости в народном хозяйстве противоречат задачам воспроизводства квалифицированных кадров и нормальному демографическому развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не может оцениваться положительно. Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социального и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдельной личности, так и общества в целом. Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся другие пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости. Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости. В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение потребности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с отрывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство). Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места. Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда — непременная предпосылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя анализ сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в труде, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Статус в занятости. Отношения занятости. Статус в занятости определяется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством благ и услуг. В первую группу входят граждане, занятые: в государственном секторе экономики; в кооперативах, акционерных обществах; в частном секторе. Во вторую группу входят: учащиеся с отрывом от производства; служащие Российской Армии. Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся. Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному незанятому населению. В число не занятого экономически активного населения входят также лица, имеющие статус безработного. Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства, социальное — в формировании и развитии личности. Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др. Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Характеризовать эффективность занятости могут показатели, которые отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность общественного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для высоких доходов работников, технико-организационного совершенствования сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и быта различных групп населения. Высокий уровень производительности труда позволяет обществу уделять больше внимания учебе, отдыху, воспитанию детей. Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве. Второй важнейшей характеристикой эффективности занятости может служить уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он отражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую эффективность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечивает достаточного уровня производительности труда, а в другом — приемлемого уровня оплаты труда. До начала рыночных преобразований в целях обеспечения потребности отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически одинаковым, как показано в гл. 1, стал уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг. значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно характеризовать как сверхзанятость. Считается, что подобный уровень занятости затрудняет социально-профессиональное развитие работающих, не соответствует задачам укрепления здоровья населения и гармоничного развития семьи и личности, поскольку очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца 60-х гг.). Оценка эффективности занятости по характеру участия в общественно полезной деятельности и уровню занятости в общественном хозяйстве может проводиться в последовательности, которая позволяет использовать вышеназванную (см. гл. 1) схему баланса трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы (млн человек): в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте (млн человек), работающие лица старших возрастов и подростки (млн человек) Распределение трудовых ресурсов'. занято в народном хозяйстве (без личного подсобного хозяйства (млн человек), учащиеся (млн человек), военнослужащие (млн человек), незанятые трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (млн человек), в том числе вынужденно незанятые (ищущие работу) (млн человек). Доля в общей численности трудовых ресурсов, %: занятых в народном хозяйстве, на учебе, незанятых трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу. Приведем пример для анализа. Предположим, что в 1995 г. трудовые ресурсы составили 86 млн человек, в том числе в трудоспособном возрасте 81,3 млн человек, работающие лица старших возрастов и подростки — 4,7 млн человек. Из них занятые в народном хозяйстве (без ЛПХ) составили — 69,5 млн человек; учащиеся — 5,6 млн человек; военнослужащие — 2,4 млн человек; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте — 8,5 млн человек; в т.ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) — 3,3 млн человек. Приведенный пример показывает, что в данном году в народном хозяйстве наблюдалось неэффективное распределение ресурсов труда по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе говорит о низком уровне жизни населения, связанном в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом в ущерб другим социально значимым видам занятости, в частности, доле населения, занятого на учебе, хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов. Трудно представить высокоэффективный труд в условиях научно-технического прогресса без необходимого общего и профессионального образования, а это предполагает довольно значительные масштабы занятости населения на учебе. Одновременно чем богаче общество, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения возрастающих потребностей в образовании. Доля лиц, ищущих работу, в нашем примере составляет 3,8% трудовых ресурсов. Это говорит о том, что определенный жизненный стандарт у этих людей поддерживается, как правило, вторыми-третьими членами семьи. Становится очевидным, что определенная часть экономически активных граждан постоянно нуждается в рабочих местах. Отсюда возникает вопрос о сущности безработицы в ее общетеоретическом и прикладном аспектах. Здесь они только обозначаются, а детальнее рассматриваются в гл. 4. Безработица, с общетеоретической точки зрения, отражает несовпадение предложения рабочей силы и спроса на нее в экономике, их количественное и структурное (территориальное, профессионально-квалификационное и др.) несоответствие. Это одна из важных и постоянных черт социально-экономической жизни в условиях формирования и функционирования рынка труда. Реальная оценка и измерение безработицы осуществляется согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) и с учетом сложившейся практики трудовых отношений. В России к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-то посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Экономические реформы в России, проводимые с начала 90-х гг., породили ряд новых явлений в сфере занятости населения. К ним можно отнести скрытую безработицу (подробно см. гл. 4) и неформальную занятость. Четкого определения понятия «неформальная занятость» пока не сложилось. Нам представляется, что наиболее приемлемым является отнесение к неформально занятым лиц, не зарегистрировавших в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не платящих налогов. Пока формируется правовое поле рыночной экономики, трудно установить строго очерченные разграничения между неформальной занятостью и экономической неактивностью граждан. В самом неформальном секторе занятости трудно выделить теневую и криминальную занятость, нет теоретического обоснования и статистики этих явлений. Количественно оценить размер неформальной занятости можно, лишь косвенным путем. Неформальную занятость часто имеют как лица, потерявшие работу, так и не имеющие полной нагрузки на основном рабочем месте, что в определенной мере компенсирует потерю их заработка.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |