Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости



2019-07-04 206 Обсуждений (0)
Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важ­нейшего института рынка труда - специализированной общенациональ­ной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эф­фективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наибо­лее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам най­ти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработ­ных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание дохо­дов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Ос-новныб1е принципы работы российской службы занятости соответству­ют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в рф «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в под­боре подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимос­ти) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержа­ния доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требо­ваниях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей ра­боты, а а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям под­держку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молоде­жи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч цент­ре занятости),и есть в каждом городе и районе), подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка т труда, налажено информирование безработных граждан и работо­дателей и о деятельности службы занятости. В 1991—1995 гг. при содейст­вии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место, может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безра­ботным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в це­лом повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные службы занятости регулируют определенный сег­мент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалифи­кации. К примеру, в Швеции около 35% ищущих работу вступают в кон­такт со службой занятости, во Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми пере­менами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложения­ми в человеческий капитал — получением высококачественного образо­вания и современной профессии, которые выступают гарантией от без­работицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.

Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профес­сия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой про­фессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профес­сиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабо­чей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет госу­дарственная служба занятости.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки раз­рабатываются и осуществляются при участии государства, предприни­мателей, профсоюзов. Непосредственным организатором этих программ чаще всего является государственная служба занятости, которая орга­низует учебный процесс в специально развернутой сети центров и учеб­ных курсов, а также по договорам с учебными заведениями или пред­приятиями; предоставляет стипендии обучающимся. Например, в 1995 г. в целях увеличения конкурентоспособности незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс. человек, в том числе 307 тыс. безработных.

Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в фор­ме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут. Государство стимулирует и предпринимателя через снятие на­логов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.

Российское законодательство следующим образом фиксирует это положение: «Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации по направлению службы заня­тости» (ст. 92 Закона о занятости населения в РФ); эти права также га­рантируются в ст. 12 п. 2, ст. 23 Закона о занятости населения в РФ.

Основная сложность в реализации этого направления активной по­литики на рынке труда заключается в недостатке информации о буду­щей профессионально-квалификационной структуре экономики и о том, каким будет спрос на труд в профессиональном разрезе в средней и дол­госрочной перспективе. Проблемой является также низкий спрос на про­фессиональную переподготовку со стороны лиц, потерявших работу, поскольку последние надеются, что смогут трудоустроиться по прежней профессии. Фактором, сдерживающим развитие данного направления активной политики на рынке труда, является и ограниченное финансо­вое обеспечение деятельности службы занятости.

Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В настоящее время в рамках деятельности по реализации активной поли­тики на рынке труда все более важное значение приобретают програм­мы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению пред­принимательским навыкам и созданию малого бизнеса. Это направле­ние политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявле­ние в службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием (бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала для нового предпринимателя служит вся сумма по­собия по безработице, причитающаяся ему за определенный срок и вы­плачивающаяся единовременно.

Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способнос­ти к открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости яв­ляется обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой дея­тельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (ос­новы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). За­дача службы занятости — разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение соци­альных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высо­кая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российско­го законодательства и т.д.).

Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предо­ставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обес­печении производственными помещениями, сырьем, налаживание свя­зей с поставщиками и сбыт готовой продукции.

В России формирование мелкого производства на основе самозаня­тости и предпринимательской инициативы имеет широкие перспекти­вы. В настоящее время уже около 15% занятых работают на малых пред­приятиях всех форм собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового производства к гибкой специализации, а так­же начинающийся в России процесс структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых рабочих мест, создавае­мых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.

 

 



2019-07-04 206 Обсуждений (0)
Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)