Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обращение с отходами производства и потребления



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Обращение с отходами производства и потребления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели:

к 2015 г.:

¾ сократить на 30% накопленные в процессе прошлой хозяйственной деятельности неутилизированные отходы (шпалы отработанные деревянные и железобетонные, опоры контактной сети, отсев щебеночного балласта, нефтесодержащие отходы и т.д.);

¾ повысить до 40% уровень использования отходов в качестве источника вторичных материалов и энергоресурсов.

к 2030 г.:

¾ повысить до 70% уровень использования отходов в качестве источника вторичных материалов и энергоресурсов;

¾ обеспечить полное обезвреживание и утилизацию накопленных в процессе прошлой хозяйственной деятельности отходов;

¾ обеспечить полное обезвреживание и утилизацию текущего образования отходов.

Существующие проблемы: деятельность ОАО «РЖД» приводит к образованию значительного объема отходов; кроме того, накоплен существенный объем отходов за предыдущие годы хозяйственной деятельности. Например, объем отработанных шпал (3 класс опасности, требующий специальных технологий по утилизации) составляет около 50 млн.шт. Все это негативно влияет на экологическую обстановку на территориях железных дорог, на которых накапливаются указанные отходы, вызывая загрязнение не только почвы, но и атмосферного воздуха и водных объектов.

Одной из наиболее острых проблем в работе с отходами является перегруженность региональных полигонов промышленных отходов, а также отсутствие действующих в промышленных масштабах технологий по эффективной утилизации отходов 3 класса опасности.

 

Действующие и потенциальные риски: в связис ужесточением требований экологического законодательства и повышением ставок экологических платежей за сверхнормативное накопление отходов ОАО «РЖД» может понести значительные финансовые потери, превышающие уровень необходимого финансирования экологических мероприятий, которые позволят ликвидировать данный риск.

При существующем уровне экологических платежей и штрафов затраты ОАО «РЖД» за сверхнормативное размещение отходов могут составить до 3 млрд.руб. в год, а с учетом планируемого повышения ставок сумма может возрасти многократно.

Только невыполнение требований лицензии по сбору, транспортировке и использованию отходов повлечет увеличение затрат ОАО «РЖД» на 1,5 млрд.руб. в год.

 

Пути решения:

Разработка и внедрение экологически и экономически эффективных технологий обращения с отходами производства и потребления, специфичных для железнодорожного транспорта:

¾ сортировка отходов для последующего использования их в качестве вторичных ресурсов;

¾ разработка и внедрение экологически чистых технологий использования отходов в качестве топлива;

¾ разработка и внедрение экологически чистых технологий утилизации отходов 3 и 4 классов опасности;

¾ использование технологий регенерации масел и смазок, электролитов аккумуляторных батарей, нефтесодержащих отходов с получением вторичных продуктов;

¾ широкое применение безотходных технологий (например, технологий с замкнутыми системами водоснабжения для обмывки внутренних поверхностей цистерн, мойки колесных пар и других деталей подвижного состава и т.д.).

 

Результатом реализации данного направления, помимо прямых экологических эффектов, должно стать получение дополнительных доходов и сокращение затрат на природоохранную деятельность за счет:

¾ реализации продуктов сортировки и переработки отходов;

¾ предоставления экологических услуг сторонним организациям (например, продвижение экологического мероприятия «Зеленый Вагон», при реализации которого железнодорожный транспорт используется для масштабного вывоза мусора с территорий мегаполисов);

¾ замещения покупного тепла и электроэнергии собственной генерацией на установках утилизации отходов с получением тепла и электрической энергии;

¾ реализации механизмов Киотского протокола.

 

В качестве первоочередных мер до 2015 г. планируется проведение следующих мероприятий:

¾ формирование организационной структуры по эффективному управлению отходами;

¾ разработка комплексной Программы управления деятельностью по обращению с отходами;

¾ разработка и внедрение промышленных технологий утилизации и полезного использования нефтешламов; запуск к 2011 г. пилотного проекта мощностью не менее чем 10 тыс. т в год;

¾ запуск пилотного проекта по утилизации шпал мощностью не менее чем 10 тыс. т в год;

¾ сокращение к 2015 г. на 30% накопленных объемов отходов за предыдущие годы хозяйственной деятельности;

¾ обеспечение к 2015 г. полной утилизации образующихся отходов.

 

Оценка объема необходимых финансовых ресурсов для достижения заявленных целей в области обращения с отходами производства и потребления до 2015 г. составляет порядка  0,13% от ожидаемых инвестиций ОАО «РЖД» на период до 2015 года.

 

9. Совершенствование системы экологического менеджмента

 

Экологическая стратегия представляет собой часть общей системы стратегического управления ОАО «РЖД» и является важным корпоративным документом и ключевым элементом системы экологического управления, определяющим единые для всех филиалов приоритеты и направления природоохранной деятельности.

Для реализации экологической Стратегии должны быть выработаны единые стандарты Компании. Это позволит Компании осуществлять единую политику в сфере потребления ресурсов и природоохранной деятельности, в том числе централизованное получение лимитов на размещение отходов и осуществление выбросов и сбросов с возможностью оптимизации и перераспределения их между филиалами Компании; оптимизацию природоохранных платежей; централизацию финансовых ресурсов, направляемых на решение экологических проблем, имеющих отраслевое значение.

 

9.1 Система экологического менеджмента

Задачи:

¾ внедрение единых корпоративных принципов и норм экологического управления в Компании, соответствующих российскому природоохранному законодательству и международному стандарту ГОСТ Р ИСО  14001.

Пути решения:

¾ проведение в филиалах, структурных подразделениях ОАО «РЖД» экологических аудитов на соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 14001;

¾ разработка нормативной документации и процедур, предусмотренных международным стандартом;

¾ внедрение разработанных систем экологического менеджмента и подготовка их к сертификации;

¾ сертификация внедренных систем экологического менеджмента;

¾ расширение использования системы страхования экологических рисков.

 

Система экологического менеджмента должна быть увязана с системой управления рисками и обеспечивать своевременное предоставление информации для выявления и анализа экологических рисков, оценки возможного ущерба, принятия решений об определении уровня допустимости риска и оптимизации затрат на предотвращение ущерба или минимизацию негативных последствий для здоровья человека, состояния окружающей среды, корпоративной репутации и др. С точки зрения риск-менеджмента любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или опасностью экологической катастрофы, считается катастрофическим (недопустимым).

На первом этапе внедрения системы экологического менеджмента предусматривается реализация пилотных проектов на нескольких предприятиях ОАО «РЖД», представляющих основные типы предприятий и хозяйств Компании. По результатам выполненных пилотных проектов планируется разработка типовых рекомендаций и переход к масштабному внедрению системы экологического менеджмента в филиалах Компании.

В условиях реформирования ОАО «РЖД» необходимо обеспечить внедрение современных методов экологического управления в филиалах Компании, что позволит обеспечить техническую и экологическую устойчивость и безопасность железнодорожного транспорта и после завершения реформы. Достижение этого показателя может быть обеспечено путем формирования единых принципов и норм экологического менеджмента и учета их во всех компонентах природоохранной деятельности всех предприятий железнодорожной отрасли.

 

9.2 Оценка экологической безопасности инвестиционных проектов

Задача: внедрение, наряду с анализом технологической и экономической эффективности инвестиционных проектов ОАО «РЖД», обязательной практики оценки экологической безопасности и анализа экологических рисков данных проектов.

 

Пути решения:

¾ разработка механизмов снижения экологических рисков при формировании инвестиционных проектов;

¾ анализ предварительных оценок получаемых от проекта экономических и технологических выгод и возможных финансовых и репутационных потерь от негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации проекта;

¾ формирование финансового обеспечения необходимых природоохранных мероприятий, которое должно быть заложено в стоимости проекта.

 

9.3 Повышение экономической эффективности природоохранной деятельности

 

Задача: повышение экономической эффективности природоохранной деятельности, формирование и реализация природоохранных мероприятий, которые способны снизить затраты и/или принести Компании дополнительный доход.

Пути решения:

¾ повышение уровня претензионной работы в связи с предъявляемыми к Компании исками и штрафными санкциями;

¾ повышение эффективности деятельности по расчету и оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, включая повышение квалификации персонала, организацию единой информационной системы для мониторинга за соблюдением порядка начисления и оплаты платежей, организацию консультативной помощи и обучающих мероприятий по вопросам управления экологическими платежами;

¾ рационализация управления затратами на выполнение природоохранных мероприятий. Принятие решений о финансировании природоохранных мероприятий должно базироваться на результатах оценки экологических рисков и выявленных приоритетных направлениях природоохранной деятельности – в первую очередь должны планироваться мероприятия, обеспечивающие максимальный эффект на единицу вложенных инвестиций;

¾ работа с государственными органами с целью получения от государства льгот на внедрение экологически чистых технологий (экономическое стимулирование со стороны государства);

¾ формирование проектов государственно-частного партнерства по ликвидации экологических последствий прошлой хозяйственной деятельности, связанных с выполнением ОАО «РЖД» (ранее МПС) общегосударственных задач;

¾ снижение затрат на топливо и энергию за счет внедрения нового экологически и экономически эффективного оборудования;

¾ экономия материальных ресурсов вследствие вторичного использования отходов производства и потребления, повторного использования воды;

¾ снижение размеров сборов и штрафов за загрязнение окружающей среды вследствие выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия;

¾ получение и последующая продажа Единиц сокращения выбросов парниковых газов в порядке осуществления процедур Киотского протокола;

¾ осуществление совместных с местными властями экологических проектов (например, проект «Зеленый Вагон» по вывозу мусора).

 

Одной из целей Стратегии является такая организация работы системы экологического контроля Компании, которая будет стимулировать разработку и реализацию экономически эффективных экологических проектов.

 

9.4 Формирование единой информационной системы ОАО «РЖД» в области экологии

 

Задача: формирование современной системы экологического мониторинга и внедрение единой информационно-аналитической системы Компании в сфере охраны окружающей среды.

 

Пути решения:

¾ разработка и внедрение на всех предприятиях ОАО «РЖД» единой системы экологического мониторинга;

¾  проектирование и внедрение на всех предприятиях ОАО «РЖД» информационно-аналитической системы в области охраны окружающей среды.

 

Внедрение системы будет проводиться поэтапно. На первом этапе будет реализован пилотный проект в одном выбранном подразделении Компании, по результатам которого будут приняты решения о формах и механизмах дальнейшего формирования системы.

 

9.5 Формирование репутации экологически ответственной Компании и повышение уровня взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами

Цель: повышение открытости Компании в вопросах экологии, активное участие в формировании экологической политики общества и государства.

Задачи:

¾ развитие существующей политики информационной открытости компании;

¾ повышение уровня взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами в области экологии;

¾ внедрение во всех филиалах, дочерних и зависимых обществах ОАО «РЖД» принципа инициативного подхода к взаимодействию с заинтересованными сторонами в противовес пассивному реагированию на уже полученные запросы и обращения внешних сторон;

¾ расширение взаимовыгодного международного сотрудничества;

¾ формирование у населения, клиентов и инвесторов имиджа экологически ответственной Компании путем реализации масштабных природоохранных мероприятий и снижения негативной нагрузки на окружающую среду.

В последнее время в развитых странах при рассмотрении любых технических, экономических и социальных проектов все более большее значение придается вопросам экологии и охраны окружающей среды. Уровень экологической ответственности компании – это один из важнейших показателей корпоративной репутации как в России, так и в международном сообществе.

Необходимым условием для формирования репутации ОАО «РЖД» как экологически ответственной компании является совершенствование системы экологического менеджмента; внедрение современных экологически безопасных технологий; оперативное решение вопросов природоохранной деятельности, вызывающих озабоченность общества; систематическая подготовка и опубликование информации о воздействии компании на окружающую среду и проводимых ею природоохранных мероприятиях; добровольное взятие на себя более строгих, чем предусмотрено нормативными документами, норм экологической безопасности.

Формирование позитивной экологической репутации потребует от ОАО «РЖД» определенных,  не слишком обременительных в общем объеме расходов Компании финансовых затрат, однако эффект уже в ближайшей перспективе может окупить вложенные инвестиции как в плане экономической отдачи, так и в плане формирования благоприятного отношения общества, государства и потенциальных инвесторов к железнодорожной отрасли.

 

9.6 Корпоративная программа экологического обучения

Цель: создание предпосылок и потенциала для реализации настоящей Экологической стратегии. Формирование понимания, что вопросы охраны окружающей среды – это не узкоспециализированные вопросы специалистов-экологов, а зона ответственности каждого сотрудника Компании.

 

Задачи:

- повышение квалификации, переподготовка всех основных групп исполнителей мероприятий по реализации Экологической стратегии, включая сотрудников природоохранных служб и подразделений Компании, персонал основных производственных подразделений Компании;

- подготовка рекомендаций по экологическому обучению персонала поставщиков и подрядчиков Компании.

 

Основные направления обучения:

¾ новые природоохранные и ресурсосберегающие технологии, специфика железнодорожного транспорта;

¾ требования российского законодательства и международных стандартов в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования;

¾ корпоративная нормативно-методическая база в области экологии, экологическая отчетность и платежи;

¾ экологические аудиты, страхование экологических рисков;

¾ системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ Р ИСО  14001.

 

 

10. Механизмы реализации Экологической Стратегии

Организационный механизм реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» включает в себя принятие Компанией согласованных экологических программ, содержащих конкретные мероприятия, сроки и финансирование.

Финансовый механизм реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» предполагает разработку экологических программ ОАО «РЖД», определение целей, сроков и объемов необходимых инвестиций для прописанных в программах природоохранных мероприятий, выделение под указанные мероприятия  финансирования.  

 



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Обращение с отходами производства и потребления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обращение с отходами производства и потребления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)