Художественного творчества
Сложение средневековой концепции
«Основные представления о художнике и его творчестве, присущие готической эпохе, неотъемлемы от эволюции взглядов на искусство в течение средних веков. Концепция мастера, сложившаяся в эпоху готики, является звеном в цепи тех понятий художественной деятельности, которые средневековье развивало и углубляло, постепенно приведя их к тому порогу, за которым возникла новая идея человека-творца, осуществившаяся в крупнейших творческих личностях эпохи Возрождения. Наше представление о готическом художнике будет неполным, а наше стремление понять его место в средневековом обществе незавершенным, если мы не обратимся к рассмотрению того, как воспринимала творчество средневековья эпоха в целом. Естественно, что как сама художественная практика, так и ее осмысление в средние века определялись христианским мировоззрением, пропитавшим средневековую мысль и доминирующим в каждой области человеческой деятельности. Оно объединяло индивидуальные сознания, вовлекая pix в круг, за пределами которого ничто не представлялось возможным; различные движения и направления мысли внутри этого круга были тем или иным образом связаны с интерпретацией единой догматической концепции, и ее истинность не поддавалась сомнению. В стройной организованности средневекового миросозерцания, где каждый род деятельности подчинялся иерархическому порядку, творческая активность художника находила свое определенное место, а понимание творчества, так же как и эстетическая мысль, не будучи автономными областями мышления, органически вливались в совокупность средневековых представлений о мире, основанных па трансцендентных началах и оформленных во всеохватывающую теологическую систему. Проблема художественной деятельности связывалась не столько с кругом эстетических представлений, так как проблема прекрасного решалась в эту эпоху вне искусства, сколько с проблемой деятельности человека вообще и ее роли в мироздании. Мысль об ordo — «строе», «порядке» мироздания, установленном богом, развиваемая в творениях отцов церкви, лежала в основе средневекового миросозерцания как некий переложный закон, с которым согласовывалась вся человеческая деятельность. Роль художника 55 в этой системе мышления заключалась в том, чтобы отразить красоту и значение божественного миропорядка, получавшего постоянное подтверждение в теологических интерпретациях средневековых философов и богословов. Подобно тому как складывавшиеся в западной христианской традиции богословские системы становились все более стройными и разветвленными и нашли завершение в грандиозных схоластических «Суммах» XIII столетия, западноевропейское искусство пришло в то же время к созданию готических соборов, с не меньшей обстоятельностью отразивших стройность божественного миропорядка и справедливо названных «энциклопедией в камне»1. Как философская и богословская, так и художественная деятельность в эту эпоху была направлена на утверждение «грандиозной и благородной концепции мира как обширной системы символов, как собора идей, как богатейшего ритмического и полифонического выражения вечной гармонии»2. Символическая интерпретация мира сообщала средневековому сознанию огромные возможности духовного развития и возвышения, она проникала все формы жизни, организовывала стихию художественной деятельности и придавала творчеству средневекового художника несравненную духовую глубину и упорядоченность. Хотя многие средневековые представления о деятельности художника имеют античное происхождение, в средние века они получили совсем иную окраску. Жизнь человека приобрела новые измерения, и перед художником, живущим и работающим в сфере средневекового мировосприятия, встают другие задачи и цели. Его искусство в большой степени ограничено определенной иконографической традицией, бережно сохраняющей исторические признаки Священной истории. Его творчество проникнуто духом христианского спиритуализма, и его направленность в трансцендентный мир не позволяет художнику больше непосредственно пользоваться образами реального мира. Творчество средневекового мастера было обусловлено четкой и определенной системой теоретических представлений о мире, о назначении искусства и роли художника в нем. Широко распространено мнение о том, что в средние века имел место разрыв теории и художественной практики, что они развивались в эту эпоху без связи друг с другом. С одной стороны, действительно, в силу своеобразного понимания искусства в его предназначенности для воспитания в человеке религиозной морали в то время не существовало и не могло существовать ясно оформившейся и разработанной теории художественной формы, появившейся в эпоху Возрождения. Верно также и то, что сами средневековые мастера если и теоретизировали, то в гораздо меньшей степени, чем их потомки. Художник фактически выступает прежде всего в качестве интерпретатора определенной идеи, которой он дает жизнь, воплощая ее в материале. Эта идея чаще всего представляется ему 56 иконографической традицией, и являвшейся, собственно, наглядной теорией, отражавшей целый мир, целую систему весьма определенных теоретических концепций. Эта идея часто подсказывалась художнику заказчиком работы, фигура которого занимает очень важное место в истории средневекового искусства, где он выступает в качестве прямого посредника между теоретическими представлениями эпохи и практикой. Заказчик работы играл значительную, а часто и непосредственную роль в самом процессе создания произведений искусства. Таким образом, тонкая и опосредствованная связь теории и практики изобразительного искусства и их сложное взаимодействие, к которым привыкло Новое время, в средние века выявляются с гораздо большей четкостью и определенностью. И теоретическая мысль, и художественная практика средневековья вращались вокруг некой непреложной догматической концепции, что придавало им поразительную слаженность и единонаправленность. Картина средневековой теории и критики искусства, восстановленная по извлечениям из сочинений авторитетов того времени, открывается нам на первый взгляд такой же незамутненной, высветленной и стройной, как и весь представившийся им величественный и строгий порядок продуманного до конца бытия. В действительности эта теория была не менее и не более стерильной и идеальной, чем любая другая теория искусства прошлого, созданная не художественной практикой, а философским размышлением. Теоретические представления готической эпохи об искусстве, будучи частью продуманной и стройной системы миросозерцания, не являлись осознанной теорией искусства в собственном смысле этого слова. Они не давали разветвленной эстетической теории и не служили прямым руководством к действиям художника. Однако они составляли стройную систему эстетического миросозерцания, неотъемлемую художественную атмосферу готической эпохи, направлявшую творчество по определенному руслу. Они естественно вытекали из свойственной средневековью эстетизированности мышления, из восприятия мира, проникнутого глубоким эстетическим чувством, еще не ставшим автономной теоретической дисциплиной. Они охватывали самые общие принципы средневекового художественного творчества и понимания искусства. Поэтому за ясной упорядоченностью эстетической теории той эпохи можно ощутить иные многообразные возможности подхода к искусству и его оценке. Она фактически заслоняет от исследователей сложный, смутный и запутанный мир представлений, в котором искусство продолжало восприниматься как магия, где сохранялось восходящее к древнейшим временам фольклорно-магическое отношение к произведениям искусства, где господствовали суеверия и к художнику относились как к волшебнику, чародею, даже как к ученику дьявола. 57 Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, зазвучавшего в обрамлении имитирующей классический прототип миниатюры, то в наводящей ужас фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора. Острая экспрессивность и жестокая фантазия, обнаруживающиеся подчас в произведениях западного средневекового искусства, заставляют вспомнить, что оно родилось не только под щедрым солнцем юга и среди мягких холмов Средиземноморья, но и среди диких северных лесов, под туманным небом. Нигде с такой силой не ощущается фетишистское, глубоко суеверное отношение к произведению искусства, как перед осыпанными драгоценностями средневековыми статуями-реликвиями, внушающими благоговение и страх неподвижностью огромных глаз и мерцанием и блеском цветных камней. О чудодейственной силе статуй, икон, реликвариев с наивным восхищением повествуют средневековые легенды, не забывая иногда упомянуть и создавшего их мастера. Отношение к искусству, выраженное в них, отражает распространенный в самой широкой среде взгляд на произведения искусства, в котором к наивной вере в его целительную силу и радостному восхищению искусностью мастера примешивается оттенок некоторой боязни перед всесильностью художника и таинственной властью образа или статуи. Это народное отношение к священному изображению, оставившее глубокий след в средневековом западном искусстве, казалось бы, не находит систематического отражения в его теории, разрабатывавшейся на ином уровне мышления и воображения. Однако в готическую эпоху и стихия магического и таинственного, оказывавшая огромное влияние на восприятие человека, будоражившая его воображение и с силой прорывающаяся в произведениях романского искусства, также упорядочивается и включается в виде разнообразных символов и аллегорий в стройную систему храмовой декорации. Теория искусства средних веков, будучи органической частью спекулятивного знания, создавшего ясную, логическую, завершенную и систематическую картину бытия, естественно, не могла передать все своеобразие, сложность, живое движение и развитие конкретной художественной практики средневековья, но она отразила основные стороны художественного творчества мастера и его восприятия искусства. Теоретические представления средневековья об искусстве не были теорией художественной практики, являющейся непосредственным теоретическим обоснованием художественного процесса. Они представляли собой, как всякая теория искусства, сложившаяся на философском уровне, философское умозрение об искусстве, в котором желаемое не всегда совпадало 58 с действительностью. Тем не менее теория не только оказывала прямое воздействие на развитие искусства и определяла его пути, но и сама опиралась на его поиски и прозрения. Возникнув и развиваясь в единой духовной атмосфере, в той же исторически ограниченной социально-экономической среде, в кругу движения и становления одного и того же отношения к миру и разрешения одних и тех же вопросов бытия, философское умозрение, коснувшись вопроса о творчестве, не могло не рассматривать его в тех же границах. На данном историческом уровне, в данной социально-экономической обстановке, в духовном климате средних веков это был единственно возможный подход к искусству и его создателю. Уже в неоплатонической ветви позднеантичной философии можно отметить отдельные тенденции, ведущие к средневековому представлению о художнике и характере творческого процесса. Проблема возможности изображения в зрительных формах невидимого мира, отражаемого миром видимых вещей, восходящая к платоновскому «Тимою», присутствует в сочинении Плотина еще облеченной в классические формы, но уже весьма определенным образом намекающей на характер дальнейших путей развития средневековых представлений о художественном творчестве. Создание произведения искусства оценивается как деятельность, берущая начало в умозрении, в созерцании трансцендентной красоты3. Художник творит, не глядя на чувственную модель, но припоминая высшую идею красоты4. Архитектор возводит дом в соответствии с той «внутренней формой», которую он хранит в своем уме5. Искусство художника состоит в очищении материи6, во введении в материю формы, которая «была в мысли художника до того, как быть приложенной к камню»7. Искусство, применяемое художником, относится к орудию, употребляемому им, подобно тому как душа относится к телу8. Интеллигибельный характер модели возвышает деятельность художника и определяет ее духовный характер, в то время как соприкосновение с чувственным миром низводит ее на самый низкий уровень, наиболее отдаленный от источника интеллигибельного — божественной души. Творчество художника представляется интеллектуальным актом, берущим начало в мыслительной форме красоты, которую художник стремится отразить в своем произведении, причем красота последнего оказывается несравненно ниже той идеи красоты, которую составил себе художник, а эта идея — ниже высшей идеи красоты, находящейся в боге. Нетелесный характер красоты, проблема отражения сверхчувственной красоты в мире чувственных вещей, различие и отдаленность модели от произведения, стремящегося ее воспроизвести, резкое разграничение творческого процесса на две стадии — замысел и исполнение, созерцание и произведение — все эти проблемы, рассматриваемые философией неоплатонизма и 59 завершающие движение античной мысли, образуют одновременно круг идей, внесших свой вклад в сложение и развитие средневековых представлений об отражении образа божества в чувственном мире, и, в частности, окажут значительное влияние на формирование средневековой теории художественного творчества. В сочинении Плотина, где метафизической красоте придается чрезвычайно конкретный и чувственный облик, получили отражение и основные проблемы зрительной передачи духовной красоты, которые находят аналогии в искусстве поздней античности и раннего средневековья9. Перед художником ставится задача представить высшую сущность, видимую лишь «внутренним оком» души, а не «телесным зрением». Мир проницается духом, становится прозрачным для него; и предметы материального мира воспринимаются не в их физической связи, а в их отношениях к метафизической красоте, которую они выражают, абстрагируясь от своей чувственной оболочки. Раскрытие духовной сущности в материальных формах представляется как процесс реконструкции форм зрительного мира, поскольку «произведения искусства подражают не просто видимому, но восходят к смысловым сущностям, из которых состоит и получается сама природа; <...> они многое созидают и от себя»10. Отрицательная позиция раннехристианской философии по отношению к изобразительному искусству, ассоциировавшемуся прежде всего с памятниками языческой культуры, также вела мысль художника к изображению неизобразимого, к передаче явлений и связей земного мира в их проекции в трансцендентный мир, к выработке условного художественного языка, пригодного для выражения мистического содержания и умозрительных построений. Задача раскрыть духовную сущность в изобразительных формах, вставшая перед художником, была осмыслена в эпоху раннего христианства по аналогии с идеей воплощения бога в человеке в образе Христа11. Возможность воплотить сверхчувственную идею в чувственном облике художник получает благодаря тому, что человек сам создан «но образу и подобию божьему», что его ум и способности подобны божественному образцу12. Процесс воплощения невидимой идеи в видимый образ по своей сути является глубоко умозрительным. Это процесс реконструкции форм зрительного мира в их соотнесенности с миром религиозных ценностей. Это процесс и формотворчества, в котором создание образа позволяет художнику духовно облагородить используемые им формы и элементы чувственного мира, тем самым переведя их из физического плана в сферу спиритуального. «Слово стало плотью, – пишет Августин в сочинении «О Троице», — но не обратилось в плоть, а возвысило ее, в нее не обратившись»13. Чувственные формы должны способствовать возвышению души в мир сверхчувственной красоты и вести ее к познанию божества. 60 Эта неоплатоническая концепция, с вдохновенной ясностью трактованная Псевдо-Дионисием Ареопагитом14, находит в дальнейшем разработку в сфере западной философской мысли у Иоанна Скотта Эриугены15, а затем у Гуго Сен-Викторского16, Роберта Гроссатеста и Бонавентуры. Из представлений об анагогическом пути познания – de visibilibus ad invisibilia – рождается и столь популярная в средние века идея зеркала, всплывшая у Плотина17, разрабатываемая в раннехристианской мысли18, в раннесредневековое и романское время и в эпоху готики получившая яркое отражение в сочинении Винсента из Бовэ. Представления о деятельности человека, в том числе и искусстве как аналогии самому великому из чудес — воплощению слова во плоти, детально обсуждаются и Фомой Аквинским. Таким образом, концепция искусства как воплощения сверхчувственной идеи в материальных образах является одним из основных теоретических положений об искусстве, развивавшихся в течение средневековья. Деятельность художника, выражающего в своем произведении невыразимое, понимается в раннесредневековой западной философии прежде всего как интеллектуальная деятельность. Существует «нетелесная красота, которую можно познать только разумом»19. Человек как единственное из всего созданного богом разумное существо прибегает в своем творчестве к помощи разума, чтобы реализовать бестелесную красоту в телесных формах, то есть по аналогии повторяет процесс творения20. Большую важность для понимания средневековой теории творчества представляет то обстоятельство, что идея красоты связывается в средневековом мировосприятии с идеей блага и идеей истины. Проблема прекрасного в средние века лежит вне искусства; в стремлении воплотить красоту в своем произведении человек идентифицировал ее с понятиями истины и блага. В сочинениях Августина эта проблема занимает одно из первостепенных мест. Мысль о том, что ничто не прекрасно, не будучи разумно, что ничто не соразмерно, не упорядочено, не будучи прекрасным, ведет Августина к определению качеств прекрасного. Это — разумная соразмерность частей, гармония, соответствие, порядок, пропорциональность, ясность. Августин указывает и путь, по которому человек может реализовать эти качества в своем произведении: «Не то искусство, которое опытом наблюдается, а то, которое разумом доискивается» 21. Разум «имеет обширное приложение и распространяется на все почти искусства и дела человеческие» 22. Разумные действия человека, по словам Августина, подчинены разуму, озаренному светом ума божественного. В красоте произведения искусства проявляется божественная красота23. Представление о художнике Августин формулирует наиболее полно в том месте «Исповеди», где речь идет о сотворении мира. 61 «Человек-художник образует какую-нибудь вещь из вещи же, по своему разумению, имея возможность дать ей такую форму, какую указывают ему соображения его ума. Откуда же душа этого художника могла получить такую способность, как не от Тебя, сотворившего ее? Притом не дает форму материи, уже существующей, чтобы произвести из нее другую вещь по своему усмотрению; для сего он употребляет то землю, то камень, то дерево, то золото и другие подобные предметы. Откуда же и эти предметы получили бы свое бытие, если бы Ты не сотворил их? Этот художник-человек всем обязан Тебе: Ты устроил его тело так, что оно посредством разных членов совершает разные действия, а чтобы эти члены были способны к деятельности, Ты вдунул в телесный состав его душу живую (Книга Бытия II, 7), которая движет и управляет ими; Ты доставил ему материал для художественных работ; Ты даровал ему и способность ума, чтобы постигать тайны искусства и наперед обнимать мыслью то, что предполагает он произвести; Ты же наделил его и телесными чувствами, которые служат ему проводником между телесною и духовною его природою, так что мир телесный и мир духовный находятся у него при посредстве этих чувств в общении; душа в своих действиях сносится с душою для поверки и оценки присущего ей истинного, хорошо ли последовало выполнение»24. Так складываются основные представления средневековья о деятельности художника. Художник творит ad imaginem Dei. Искусство понимается как разумная деятельность и как воплощение сверхчувственной идеи в чувственных формах. Рождается острое ощущение ограниченности и относительности творчества человека по сравнению с абсолютным, совершенным и ничем не ограниченным божественным творчеством. В процессе созидания художник следует законам, установленным божественной волей, которой он полностью подчинен и вне которой возможность всякого творчества исключена. Мысль о связи творчества с проявлением этой воли утратила в средневековую эпоху легкое ощущение живой случайности и свободы, свойственное античным представлениям об иррациональности творческого процесса. Она получила более детерминированный характер, со временем, впрочем, смягчающийся и приобретающий большую гибкость. Если античный художник придавал изображениям богов человеческий облик, создав свой идеал красоты на основании форм чувственного мира, то художник средних веков в своем творчестве шел по иному пути. Его искусство должно было воплотить священное предание и отразить идеальный божественный архетип, условное изображение которого являлось одним из наиболее традиционных, канонизированных и бережно сохраняемых признаков христианской экзегезы. Освященная преданием и традицией изобразительная система — иконография — лежала в основе творчества средневековою мастера. 62 Подобное понимание изображения в большой степени определило творческий метод, основывающийся на работе по образцам. Представления о деятельности художника и его предназначении, сложившиеся в философии патристики, с развитием западноевропейского средневекового общества развивались и углублялись25. Это развитие происходило неизменно в рамках средневекового миросозерцания и сменилось радикально иным отношением к миру, человеку, художнику и творчеству в эпоху Возрождения, со сложением новой системы взглядов, поставившей человека в центр мироздания, наделив его безграничными творческими возможностями.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |