Особое положение архитектуры в средневековой
системе искусств. В процессе постепенного включения «механических искусств» в общую систему знаний ведущее место среди них занимала архитектура. Архитектура в средние века обладала привилегированным положением среди других «механических искусств». Это обстоятельство находит отражение в средневековой философской и богословской литературе, хрониках и документах и прослеживается на протяжении всего средневековья. Оно выражается в особом положении архитекторов по отношению к мастерам других специальностей, которое было обусловлено тем, что архитектор в средние века должен был быть высокообразованным человеком, сведущим в точных пауках, что было не столь обязательным по роду деятельности для скульптора и живописца. Сочинение Витрувия об архитектуре, копируемое, комментируемое и всячески используемое в средние века, сыграло в этом отношении свою большую и своеобразную роль. От него отталкивались все авторы, так или иначе касавшиеся в своих произведениях вопроса об архитектуре. Его прямо использовал в своей «Этимологии» Исидор Севильский, следуя Витрувиеву разделению сооружения на dispositio, ordinatio, constructio, venustas90. Ему подражал Эйнард в своем описании архитектора и всех его достоинств91. Его изучали английские архитекторы X века92. К нему восходит описание архитектуры, данное Рабаном Мавром93. Его цитировали Гуго Сен-Викторский в XII веке и Винсент де Бовэ в XIII веке. То высокое положение, которое Витрувий предоставляет архитектуре среди других знаний и архитектору среди других профессий94, видимо, оказало определенное влияние на средневековую мысль95. По крайней мере две дисциплины из входивших в свободные искусства имели самое непосредственное отношение к изобразительным искусствам, прежде всего архитектуре, — это геометрия и арифметика. Разумеется, обе эти науки в средние века понимались крайне абстрактно, в том их значении, в котором они были нужны «для веры, для созерцания, для уразумения и для познания»96, то есть для познания бога, который расположил все «мерою, числом и весом» (Книга Притчей Соломоновых, XI, 21). Однако они не перестают пониматься и в их 76 практическом значении, о чем свидетельствуют все средневековые энциклопеди-ческие сочинения, от Исидора Севильского до Винсента де Бовэ. К XIII веку практическая сторона этих наук обособится, образовав вспомогательные дисциплины, которые будут пониматься как вспомогательные и служебные по отношению к архитектуре. «...Как к подчиненным ей служанкам и теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам»97, – напишет в XIII веке Фома Аквинский. Средневековое романское и готическое строительство — самое яркое свидетельство глубоких знаний архитектора, его постоянных художественных поисков и технического экспериментирования. О высоком положении архитектора в средние века говорят обширные документальные данные. Уже от романской эпохи сохранилось достаточно много свидетельств того почтения и восхищения, которыми окружались крупнейшие архитекторы, и их привилегированного положения. Это были узаконенные преимущества, подобно привилегиям, данным архитекторам и строителям Гийомом VIII Аквитанским в 1127 году и подтвержденным впоследствии Ричардом Львиное Сердце98. Это были преимущества, естественно вытекающие из такой трудной и требующей больших способностей, опыта и знаний профессии. Сохранившиеся от романского времени переписки настоятелей монастырей с просьбами прислать прославившегося своими постройками в том или ином монастыре архитектора ясно показывают, как высоко ценились самые выдающиеся представители этой профессии. Затянувшаяся на много лет переписка (1097—1125) аббата Жоффруа Вандомского с манским епископом Хильдебертом Лаварденским относительно архитектора монаха Иоанна — один из самых тому красноречивых примеров". В хрониках романской эпохи талантливые архитекторы нередко сравниваются по своей изобретательности с Дедалом, как, например, архитектор Лодевик из Бурбона близ Дюнкерка, придумавший сложную и запутанную планировку дома сеньоров Ардеина100, или называются лучшими в Галлии, как архитектор Лан- фред, построивший башню в Иври101. Замечательным документом является письмо Стефана из Турнэ к аббату святого Бавона в Генте, рекомендующего «близкого друга нашего, мастера Гийома, который не только достоинством и кротостью своею других превосходит, по как у пас, так и во многих местах и церквах заслугами замечательного творчества неповторимого искусства процветает и постоянную память о себе оставляет»102. Эпитафия монаху Гумберту, архитектору приората Коррен в Провансе последней четверти XI века, восхваляет не только его строительное мастерство, но и его глубокие познания в свободных искусствах 103. Первой среди других механических знаний архитектура начинает постепенно приближаться к уровню свободных искусств. 77 За ней следует медицина, одно из наиболее высоко целимых практических знаний в средние века. В XII веке они обычно называются первыми в перечислении «механических искусств» 104, а иногда и выделяются из их среды 105. Тринадцатый век – век сооружения грандиозных готических соборов, воплотивших в себе не только строй мысли и мировосприятие своего времени, по и все его научные и технические достижения, естественно, был еще в большей мере склонен выделить архитектуру из других практических искусств и расположить ее как бы на грани между свободными и «механическими искусствами». Архитектура понимается уже как наука, как знание, как геометрия, имеющая практическое приложение, как деятельность, требующая не только большого опыта, навыков и вкуса, но и основательных научных знаний. Уел оягнившаяся архитектурная практика готической эпохи, требовавшая от архитектора специальных математических знаний, вызвала это представление. В сложении подобного взгляда на архитектуру сыграло также немалую роль метафизическое толкование геометрии как основы всякого творчества, распространенное в философском и научном умозрении XII века. Его прочное влияние и широкое распространение в интеллектуальной среде XII столетия обязано интенсивному проникновению на Запад арабской философии и науки, сочинений арабских математиков и переводам греческих трудов но геометрии. К ним восходит и метод геометрического доказательства метафизических положений, широко употребляемый в средневековой философии. В философии Шартрской школы был виртуозно разработан вопрос об упоминавшихся уже основополагающих принципах творения: о создании мира «мерой, числом и весом». Отсюда то огромное значение, которое придавалось в трудах ее представителей геометрии, понимаемой, разумеется, как спекулятивное знание. Но стремление, например, Тьерри Шартрского понять божественное творчество с помощью геометрии и объяснить тайну божественного триединства путем геометрических построений не осталось прерогативой чистого умозрения. Геометрические принципы понимаются в философии Шартрской школы как основа всякого творчества — как бога и природы, так и человека106. Подобно тому как бог в процессе творения начинал с создания «множества тетрагонов, или кубов, или кругов, или сфер, чем сохранил равновесие в размерах» 107, так и человек исходит в своем стремлении к познанию от знания геометрии. «Существует четыре принципа, которые ведут человека к познанию творца, а именно — доказательства арифметики и музыки, и геометрии, и астрономии» 108,— писал Тьерри Шартрский. Мысль Боэция о практическом назначении геометрии 109, которая в раннее средневековье не получила развития, будучи заслонена представлением о геометрии в ее 78 метафизическом значении, в отношении к трансцендентному знанию, и идее числа в его символическом и аллегорическом аспекте110 вновь приобретает смысл и широко распространяется в XII–XIII веках111. В эпоху, когда западный мир еще робко, но определенно обращается впервые к опытному изучению красоты мироздания, намечаются первые пути от философского умозрения к естественнонаучному исследованию и его практическому применению. Науки квадривиума, в том числе геометрия, играют главную роль в нахождении и определении этого пути. С их помощью перекидывается мост от философских спекуляций к практическим знаниям. Хотя геометрию продолжают различать как умозрительное знание и геометрию как знание прикладное, практическое, в XII веке ясно обнаруживается их общая основа. Художник artifex оценивается по его знаниям в области геометрии «secundum geometriam practicans», как писал в «De Divisione philosophiae» Доминик Гундиссалинус: «ибо по ее законам он создает линии, поверхности, квадратуры, округлости и прочее в телесной материи, и приложение их и составляет его искусство» 112. Утверждающееся в середине XII века представление о художнике, архитекторе как в первую очередь геометре ясно отражает состояние художественной практики в эпоху появления и нарастания тенденции к выработке готических конструкций и нового архитектурного стиля. Она показывает также, какое важное место отводит художнику готическая эпоха. В эпоху зрелого средневековья архитектура понимается, в сущности, как прикладная геометрия. Свидетельство тому определение геометрии, данное Гуго Сен-Викторским в «Дидаскаликоне», о чем выше уже упоминалось. С еще большей определенностью об этом говорят некоторые документы XIII и XIV столетий, среди которых особый интерес представляет поэма конца XIV века, описывающая «Constitutiones Artis geometriae secundum Euclidem», в которой искусство геометрии трактуется как синоним архитектуры113. В ряде документов XII—XIII веков, связанных со строительной практикой, появляется термин «geometrici» — «геометры» для обозначения архитекторов и прежде всего строителей крепостей и военных укреплений 114. К концу XII – началу XIII столетия среди множества традиционных аллегорических изображений на рельефах фасадов готических соборов появляется и аллегорическая фигура Архитектуры. В качестве атрибутов ей даются те же предметы, которые характеризуют аллегорию Геометрии,— циркуль, линейка и наугольник115. Аллегорический образ Геометрии сложился еще в раннее средневековье, и при описаниях или изображениях средневековые авторы следовали традиции, восходящей к сочинению Марциана Капеллы116, в соответствии с которой и в готическом искусстве 79 аллегория Геометрии была представлена величественной девой со своими атрибутами. Ей давались в руки сфера — символ вселенной, соразмерность которой она была призвана постичь и раскрыть, и radium, то есть линейка, измерительная трость, virga geometricalis — по объяснению Ремигия Оксеррского117, а иногда циркуль. Так изображалась Геометрия на рельефах готических фасадов118, в миниатюре романской и готической эпохи119, в готических витражах120 и в произведениях прикладного искусства121, с этими атрибутами она описывалась в средневековой литературе 122. Аллегории Архитектуры, появившейся к XIII веку и представляемой в рельефах и витражах готических храмов мужской фигурой, разумеется, не перешла по наследству от Геометрии сфера, характеризующая умозрительный характер этого знания, но ее практические атрибуты — virga geometricalis — линейка и циркуль стали постоянными принадлежностями Архитектуры. На северном фасаде Шартрского собора ей даны в качестве атрибутов циркуль и линейка; на фасаде Ланского собора она держит дощечку для записей измерений. На надгробной плите Гюга Либержье архитектор церкви св. Никазия в Реймсе изображен с длинной линейкой и циркулем, в витражах Шартрского собора архитекторы снабжены циркулями и наугольниками, в витражном медальоне Реймского собора архитектор изображен с наугольником и циркулем, сидя за рабочим столом 123. Таким образом, весьма характерно, что родившейся в XIII веке аллегории Архитектуры были приданы те же атрибуты — измерительные инструменты, что и одному из главных искусств квадривиума. В то же время в аллегории Архитектуры был подчеркнут практический характер этого искусства. В миниатюрах французских морализованных Библий XIII века бог в сценах сотворения мира также обычно изображался с циркулем в руке, как artifex mundi. Старинные представления о боге как архитекторе и художнике мира в готическую эпоху обротают особенную конкретность. В дальнейшем они будут разработаны как в философской, так и в художественной мысли XIV и XV веков в сторону еще большей конкретности и сближения с образом человека – художника и творца124. Вместе с аллегорией Архитектуры в готическом искусстве появляются изображения аллегорий и других «механических искусств» — кузнечного дела, ткачества, а иногда и живописи125. Однако архитектура раньше других практических знаний выделяется из среды «механических искусств», сближаясь со свободными искусствами, а иногда и соединяясь с ними. В то время как искусства, составляющие тривиум, долго сохраняют свою определенность и замкнутость, квадривиум с течением времени разлагается и разрастается; от него отпочковываются и к нему присоединяются другие области знаний. В эпоху 80 Возрождения вслед за архитектурой и медициной к свободным искусствам начинают причисляться также живопись, перспектива и целый ряд областей, легших впоследствии в основу современных естественных наук. Архитектуре принадлежит почетное место на пути сложения системы знаний Нового времени. Уже в XII и XIII столетиях она единственная из всех других практических знаний квалифицируется как наука, а не как ремесло. Эту точку зрения на архитектуру, свойственную эпохе готики и отражающую изменяющийся характер отношения к искусству в XIII столетии, ясно и четко выразил Альберт Великий, не раз высказывавший в своих сочинениях интерес к готической архитектуре. Живые впечатления от готической архитектуры французского королевства, как и наблюдения за ходом строительства соборов в Кёльне и Страсбурге, современником которого был Альберт, в течение длительного времени с блеском преподававший в университетах Парижа, Страсбурга и Кёльна, питали эту склонность. «Полагают, что художники, обладающие знанием законов искусства (artis rationem), особенно знающи и учены среди других мастеров-практиков... – писал Альберт в одной из книг своего трактата «Metaphysicorum». – И это верно, потому что художники работают на основании разумных принципов исполнения произведения (ratio faciendorum) и получают материю, а следовательно, результаты работы, то есть основные принципы создания произведения искусства. Поэтому архитекторов... мы определяем в силу самого их наименования как лучше всех знающих главные основы мастерства и считаем их искусство благороднее почти всех других искусств. Мы обозначаем этим именем особенно хорошо знающих главные основы искусства и этих художников полагаем ученее остальных. И это обозначение правильно, потому что архитекторы знают дело творчества или художества... они знают больше, чем те, которых называют ремесленниками (manu artifices sive usuales)... Ведь архитекторы разумно применяют знания и к делу исполнения, и к материи, и к форме, и к завершению вещи, а ремесленники же работают приложением форм к действию...»126.
Заключение Альберта объясняет многое в сложной, своеобразной, далеко не всегда ясной современным исследователям жизни изобразительных искусств в эпоху готики. Оно показывает нам, что архитектура отличалась современниками от других механических искусств, что архитекторы ценились как ученые-геометры, что они выделялись из ремесленных кругов своими специальными знаниями. Мы видим, что процесс выделения личности художника из ремесленной среды, осознания ценности художественной деятельности в ее индивидуальном проявлении, наметившийся в течение XIII столетия, особенно быстро и широко должен был проходить в области архитектуры. Многие известные нам факты 81 художественной жизни XIII века подтверждают эту мысль. Об этом свидетельствуют гробницы знаменитых архитекторов в крупнейших готических соборах рядом с надгробными плитами прелатов церкви и принцев крови, имена крупнейших архитекторов, начертанные на плитах лабиринтов готических соборов, эпитеты, которыми наделяли архитекторов современники, восхищенные их мастерством: «artifex subtilissimus» — художник, тончайший, изощреннейший», как был назван Гийом Санский в хронике Гервасия Кентерберийского127, «vir utique litteratus et honestus» — «муж ученейший и честнейший», как назвал строителя Ля Рошели архитектора Иземберта король Иоанн Бесстрашный12S, «doctum geometricalis operis» — «ученый в делах геометрических», как сказано было в хронике Ламберта Ардрского о военном инженере и архитекторе магистре Симоне129. Хроники, письма, документы, деловые бумаги XIII века упоминают то о приглашении известного архитектора для продолжения начатого строительства, то восхваляют его искусство и дивятся его мастерству. Мы сталкиваемся также с тем любопытнейшим фактом, что один из самых выдающихся архитекторов XIII века, Пьер де Монтрейль, по аналогии с учеными богословами и философами, был назван в эпитафии «doctor lathomorum» – каменных дел доктором. Это определение великолепно соответствует высокому уровню знаний готического архитектора. Благодаря этим знаниям и были воздвигнуты величественные и обширные готические храмы, в которых единство и логика пропорционального строя пронизывали все многообразие архитектурных элементов. Это определение, как и приведенная нами выше выдержка из сочинения Альберта Великого, являются важным свидетельством того понимания искусства и архитектуры, которое было характерно для XIII века и для готической эпохи в целом. «Ars sine scientia» – «искусство есть наука», – считал еще в середине XII века Доминик Гундиссалинус130. «Ars sine scientia nihil est» – «Искусство без науки ничто»,— заключили в конце XIV века архитекторы, призванные на консультацию по строительству Миланского собора131. Понимание искусства как знания, как науки чрезвычайно характерно для готической эпохи. Искусство ценилось в это время как рационалистическая деятельность. Чем больше в нем было от науки, чем больше оно опиралось в своей практике на точные знания, тем более высоким положением оно обладало. Разумеется, сами представления об искусстве и науке в это время изменялись, в них вкладывался различный смысл. В течение готической эпохи точные знания, на которых основывалось искусство, тот строй и порядок, который оно вносило в свои произведения, имели своей исходной точкой не только и не столько живой и конкретный опыт чувственного мира, как это будет к концу готики и началу Возрождения, сколько абстрактный априорный идеал соразмерности, 82 гармонии и пропорционального строя. В готическом искусстве XIII века абстрактный идеал и конкретный опыт слились и соединились в равной мере, породив замечательные по своей законченности и целостности произведения, объединившие в своем стройном единстве весь круг конкретных проявлений художественного мировосприятия готической эпохи».
Примечания
1 Focillon Н., р. 6. 2 Huizinga J. Herfsttij den Middeleeuwen. Haarlem, 1952, biz. 247. 3 Cм.: Keyser E. de. La signification de l’art dans des Enneades de Plotin. Louvain,1955. 4 См.: Plotin. Opera. Vol. 6. London — Gambridge (Mass.), 1966—1967. 5 Plotin. Enneades I, 6, 3. 6 «Подобно тому, как скульптор, чтобы сделать статую красивой, режет, меняет, копирует, очищает до тех пор, пока красота не появится на лице статуи...» (Plotin Enneades I, 6 (1), 9, 8—11). 7 Plotin. Enneades, V, 8 (31), 15—16. 8 См.: Plotin. Enneades, I, (53), 3, 5; IV, 3, 26. Это сравнение восходит к Платону. 9 См.: Grabar A. Plotin et les origines de Testhetique medievale — « Cahiers archeologiques ». Paris, 1945, p. 15—31. 10 Цит. по: Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. Пер. А. Ф. Лосева. М., 1962, с. 225. 11 См.: Lotz J. В. Christliche Inkarnation und Heidnischer Mythos ais Wurzel Sakraler Kunst. — «La Filosofia deH’arte sacra». Padova, 1957, p. 55—92. 12 См.: Августин. Исповедь, кн. VI, гл. 3. – Творения блаженного Августина. Ч. I. Киев, 1901, с. 130; кн. XIII, гл. 22, с. 455: Sancti Augustini. De Trinitate. 13 Ibid., XV, XI, n. 20. 14 См.: Pseudo-Dionysii Areopagitae. De caeleste Hierarchia. IV. 3: V, 1. 2. 15 См.: PL, vol. 122. Paris, 1853. 16 См.: PL, vol. 175. Paris, 1854. 17 Plotin. Enneades, III, 6 (26), 7, 25; VI, 2, 22, 39; Ferwerda R. La signification des images et des metaphores dans la pensee de Plotin. Groningen. Paris. 1965, p. 9—25. 18 См.: Hugedi N. La metaphore du miroir dans les Epitres de saint Paul aux Corinthiens. Neuchatel, 1957. 19 Цит. no: Svoboda K. L’esthetique de saint Augustin et ses sources. Brno, 1933, p. 147.
20 «То высшее искусство всемогущего бога, по которому все было создано из ничего и которое названо мудростью, употребляется и художником, создающим красоту и соответствие»,— указывает Августин (Sancti Augustini. De diversis quaestionibus, 396, 78).
21 Sancti Augustini. De vera religione, XXX, 54.
22 «На это благословение, – пишет Августин, как бы предначертывая средневековому художнику программу действий, – я смотрю как па дарованную Тобою нам способность и возможность выражать в многоразличных образах одно наше понятие и находить многоразличные смыслы в том. что прикровенно выражено для нас под одним только смыслом» (Августин. Исповедь, кн. XIII, гл. 24, – Творения блаженного Августина. Ч. 1, с. 463). 23 «Ибо красота, устрояемая по предначертаниям души художественными руками, происходит от той красоты, которая превыше всего и по которой воздыхает душа моя день и ночь» (там же, кн. X, гл. 34, с. 308).
24 Там же, кн. XI, гл. 5, с. 330—331.
25 Развитие этих представлений в сфере восточного христианства, начавшись из той же исходной точки, что и па Западе, пошло по иному пути, не имеющему ничего общего с их эволюцией в Западной Европе. Коренные различия мистической жизни в православии и католичестве привели к разному пониманию связанных с культом произведений искусства, к разной оценке значения и места изобразительного искусства в восточной и западной церкви. В то время как в сочинениях западных отцов церкви образуется платформа для дальнейшего осмысления искусства в этико-воспитательном плане, на Востоке создадутся основы представлений об искусстве в метафизическом контексте средневековой греческой философии.
26 Thomas Aquinatis. Expositio super librum Boethii. De Trinitate, q. 5, a. 1, ad. 3. 27 Blocli M. Melanges historiques. Paris, 1963, vol. 1, p. 285.
28 Плутарх. Жизнь Перикла, 2; Лукиан. Сновидения, или Жизнь Лукиана, 9, Избранное. Пер. Э. Дидль. М., 1962, с. 31—32. Недаром Плутарх в жизнеописании Гая Гракха подчеркивал, что «народ был удивлен, видя его окруженным толпой подрядчиков, мастеровых...». – В кн.: Архитектура античного мира. Сост. В. П. Зубов, Ф. А. Петровский. М., 1940, с. 104. О презрительном отношении античности к ремеслу см. также: Дильс Г. Античная техника. М.-Л., 1934, с. 36; Schweitzer В. Der bildende Kiinst- Ier und der Begriff des Kunstlerischen in der Antike. — «Neue Heidelberger Jahrbucher».
29 См., например, письмо Эйнгарда от 830 года к графу Z, в котором он просит заступиться перед императором за живописца N, чтобы тот не лишился своего бенефиция, полученного за добрую службу. См.: Средневековье в его памятниках, 1913, с. 50–51.
30 К таким деятелям принадлежат в первую очередь св. Элигий во Франции, о котором предание сохранило память как о выдающемся ювелире, и св. Бернвард, епископ Гильдесгеймский, руководитель гильдесгеймской мастерской бронзового литья, житие которого и занятия искусствами были описаны его учеником Тангмаром. См.: S. Audoenus. Vita Sancti Eligii. - Опубликовано в кн.: Schlosser J. von. Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendlandischen Mittelalter. Wien, 1896, S. 44–47; Thangmaris vita Bernwardi episcopi.— «Monumenta Germanica», N 1, S. 757—782; см. также: Wesenberg R. Bernwardische Plastik. Berlin, 1955. Любопытный пример представляет жизнь льежского каноника Хезелона, руководившего строительством церкви Клюни и променявшего свой сан и пребенду на звание «caementarius» — архитектора, каменных дел мастера. В XIII столетии епископ Линкольнский Гуго Бургундский, как описал его биограф, не только вкладывал средства в строительство Линкольнского собора, но и личный труд: «Et mira construit arte Ecclesiae cathedralis opus: quod in aedificando Non solum concedit opes operamque suorum, Sed proprii sudoris opem lapidesque frequenter Excisos fert in calatho, calcemque tenacem...» Цит. no: Metrical Life of St. Hugh. Lincoln, 1860, ed. J. Dimock.
31 Разумеется, тезис Монталамбера о том, что все средневековое искусство создано руками монахов (см.: Montalembert Н. de L’art et les moines — AA, vol. 6, 1847, p. 128 и далее), вызвавший в свое время бурные споры, давно устарел. Ему была противопоставлена концепция Коултона, считавшего, что монашество не сыграло большой роли в развитии средневекового искусства, что также не верно (см.: Coulton G. G. Op. cit., vol. 1, p. 29—83, 149, 197, 218). Хотя у современных западных исследователей есть тенденция склоняться то к одной, то к другой крайней точке зрения (см., например, основательную работу Дж. Эванса (Evans J. Art in medieval France, 987—1498. London, 1952), где средневековое искусство разделено на этапы в соответствии с развитием крупнейших монашеских орденов западного средневековья, или работу В. Эгберта (Egbert V. W. The Medieval Artist at Work. Princeton, 1967), где, напротив, поддерживается точка зрения Коултона (см. особо: Coulton G. G. Op. cit., p. 21), надо признаться, что для этого нет достаточных документальных данных. Средневековые документы снабжают нас сведениями как о художниках, принадлежащих к монашескому чину, так и художниках мирянах, но не дают возможности утверждать преобладание одних над другими. К тому же это не имело решающего значения для средних веков, где мирское составляло естественную и неотъемлемую часть всеохватывающей религиозной системы. Однако надо иметь в виду, что в раннее средневековье монастыри представляли гораздо большие возможности для занятий всеми видами искусства, чем мирская среда. Занятие монахов строительством и искусством получило значительное отражение в средневековых иллюстрированных рукописях. См., например, изображение работающих монахов в рукописи «Moralia in Job» Григория Великого в Дижонской библиотеке (MSS 168/170, 173). См. также: Grabar А., Nordenfalk К. La peinture romane. Genève, 1958, p. 202—203: Egbert V.-W. Op. cit., pi. IV, VI, XV, XVI, XXIV, XXX.
32 См., например, одно из писем Марсилио Фичино, в котором тот в числе свободных искусств называет живопись и архитектуру (Ad Paulus Middelburgensis Opera, 1, Basilea 1576, p. 944). Письмо Фичино приведено у Шастеля (см.: Chastel A. Marcile Ficin et l’art. Genève, 1954, p. 61). Однако в эпоху Возрождения еще долго сохраняется унаследованное от средневековья ощущение противоположности свободных и механических искусств. Достаточно вспомнить резкие выступления Леонардо против «глупцов», исключающих живопись из числа свободных искусств (Codex Atlanticus, 117 v, 119 v; Codex Urbinas, 15 v), и его же презрительное отношение к занятию скульптурой, «порождающему пот и телесную усталость» (Codex Urbinas, 20 v.). См.: Леонардо да Винчи. Избр. произв., т. 2, с. 53, 54, 57, 59, 78, 79 и т. д.). Тем не менее именно XVI в. «переходит от понятия «искусств» к понятию «искусства» (см.: Argan G. G. Storia dell’arte italiana. Firenze, 1968, vol. Ill, p. 39). 33 Августин. О порядке, кн. II, гл. XV.— Творения блаженного Августина. Ч. II. Киев, 1905, с. 213. 34 Августин. О книге Бытия, кн. XII, гл. XXV.— Там же, ч. VIII. кн. 22. Киев. 1915, с. 292. 35 Там же. 36 Августин. Против академиков. — Там же, ч. II, с. 16. 37 Там же, с. 19. 38 Там же, с. 21.
39 Конечно, бога, по мнению Августина, можно познать и неведением, но гораздо лучше его познает тот, кто уразумеет единство божественного миропорядка через изучение свободных искусств. «Но изучение свободных наук, добросовестное, разумеется, и отчетливое, делает любителей истины в стремлении к ней более бодрыми, более настойчивыми и более подготовленными, так что они и пламеннее желают ее, и с большим постоянством прилепляются к ней; это и называется блаженной жизнью» (Августин. О порядке, с. 160).
40 «Ибо кроме искусств жить нравственно и достигать бессмертного блаженства, которые называются добродетелями и сынам обетования и царствования сообщаются единственно благодатию божию во Христе, не изобретено ли разумом человеческим и не изучается ли столько и таких искусств, отчасти необходимых, а отчасти и удовольствия касающихся, что эта, превосходящая все другие, сила ума и разума даже в такого рода излишних, даже опасных и гибельных знаниях, которых она жаждет, показывает, какое великое благо имеет человек в своей природе, благодаря чему он мог или изобрести эти искусства, или научиться им, или научить им других? Кто в состоянии пересказать, до какого удивительного и изумительного производства одежд и построек дошла человеческая изобретательность, каких успехов достигла она в земледелии и мореплавании, что придумала и произвела в изготовлении сосудов, даже в разнообразии статуй и картин, что удивительного для зрителей и невероятного для слушателей постаралась понаделать в театрах, что и сколько придумала для ловли, умерщвления и укрощения неразумных животных... сколько выдумала приправ к кушаньям для удовольствия ц раздражения горла...» (Августин. О граде Божьем. – Творения блаженного Августина, кн. II, с. 380).
41 Кассиодор еще не представляет «механические искусства» как определенный комплекс знаний. Он упоминает из них в первую очередь сельскохозяйственные работы, рыбную ловлю и медицину.
42 Цит. по: Bruyne Е. de., vol. 1, p. 100. 43 См.: Mortet У., vol. 1, p. 40, 69, 122, 264, 306, 307. 44 The Didascalicon of Hugh of Saint Victor. Ed. J. Taylor. New York — London, 1961, book 2, ch. 1, p. 61.
45 В средневековых документах мы сталкиваемся с обозначениями architector, architectos, architectoria ars, как и pictoria ars и sculptor, sculptoria ars. Употреблялись и другие наименования для определения мастеров разных профессий: caementarius, lapidus, lathomus — для обозначения архитектора, строящего в камне или резчика по камню; carpentarius, lignarius — для определения архитектора, строящего в дереве, aliptes — для наименования художника-монументалиста; artifex — золотых дел мастера, vitrearlius, fenestrarius — витражиста (см.: Mortet У., vol. 1, р. 5, 7, 19, 36, 38, 39, 52, 50, 41, 68, 69, 73, 93, 122, 125, 139, 145, 155, 184, 192-193, 228, 264, 272, 280. 289, 306, 307, 313, 354, 366, 389 и др.). Слово «architecti» — собственно «архитекторы» сравнительно редко употреблялось в средние века (см.: Mortet У., vol. 1, р. 7; Pevsner N. The term «architect» in the Middle Ages. — «Speculum», XVII, 1942). 46 Cm.: Depping G. Reglements des arts et metiers de Paris, rediges au XIII-e siècle. Paris, 1837; Michiels A. Histoire de la peinture flamande et hollandaise. Paris, 1847. V. 2, p. 412.
47 В «Dictionnaire de l’Academie francaise» издания 1694 г. художник определяется еще термином «artisan», а слово «artiste» относится прежде всего к человеку, производящему химические операции, то есть сохраняется средневековое понимание слова «artiste». Только в издании того же словаря 1762 г. под определением «artiste» понимаются архитектор и живописец. 48 Rabanus Maurus. De Universo, XV, I.— Цит. no: PL., vol. 112, col. 413, Paris, 1852. 49 Цит. no: Bruyne E. de, vol. 1, p. 256. 50 Аристотель. Метафизика, кн. II, гл. 1. Пер. А. В. Кубицкого. М.-JL, 1934, с. 39.
51 В «Speculum universale» Радульфа Арденского, возникшем в конце XI в. (Ms. Vat. Lat. 1175), мы сталкиваемся с первым известным нам в средние века разделением знаний на четыре группы и подробным разбором механических искусств, которые автор разделяет на семь областей по аналогии с семью свободными искусствами: 1) victuaria (сельское хозяйство; рыбная ловля и т. п.); 2) lanificaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура, подразделяемая в свою очередь на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы: maleatoria – стенная живопись (?), fusoria – литье, exclusoria – скульптурные работы; 4) suffragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п.; 5) medicinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patrocinaria – военное дело (см.: Grabmann М. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd 1. Berlin, 1956, S. 246–254). Этому разделению «механических искусств» последует в XII в. Гуго Сен-Викторский, давший их развернутую характеристику.
52 О влиянии арабской философии и науки на западноевропейскую мысль в XII-XIII вв. см.: Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957, с. 46—90, 120—134; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. — Ренан Э. Собр. соч., т. 8. Киев, 1902; Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962; Dunlop D. М. Arabic science in the West. Karachi. 1958; Gauthier L. Introduction a la theologie Musulmane. Paris, 1948; Gilson E. La philosophie au Moyen Age. Paris, 1962, p. 377—390; Micli A. La science arabe et son role dans l’evolution scientifique mondiale. Leiden, 1958; Wulj M. de. Histoire de la philosophie medie- vale. Louvain, 1932. Т. 1, p. 64—71, t. 2, p. 25—88.
53 Об оживлении технических знаний в XII веке см.: Дилос Г. Античная техника. М.-Л, с. 98—99; Сrоmbiе А. С. Medieval and Early Modern Science. New York, 1959; Dannemann F. Die Naturwisenschaften und ihre Entwicklung in ihrem Zusammenhang. Leipzig, 1920; Haskins Ch. The Renaissance in the XH-th Century. Cambridge, 1933; Idem. Studies in the History of Medieval science. New York, 1960; Le Goff J. La civilta dell’occidente medievale. Firenze, 1969, p. 243—308; White L. Medieval Technology and social change. Oxford, 1962.
54 О ренессансе XII века см.: Haskins Ch. The Renaissance in the XII-th Century. Cambridge, 1933; Pare G., Brunet A., Tremblay R. La Renaissance du XIIе siècle: Les Ecoles et l’Enseignement. Paris, 1933; Rashdall H. The University. Oxford, 1936; Holmes U. T. The Ideas of a Twelth century Renaissance. – “Speculum”, XXVI, 1951, p. 643—657; The Twelth Century Renaissance. Broun University, 1969; Roosval J. Proto-Renaissance at the End of the Twelth century; Essays in Honor of Georg Swarzenski. Chicago, 1954, p. 39 и далее; Sanford E. M. The Twelth Century Renaissance and Proto- Renaissance. – ,,Speculum“, XXVI, 1951, p. 635—642. 55 Panofsky E. Alberecht Durer. Princeton, 1945, p. 33.
56 О культурном подъеме XII в. см. также: Chenu М. D. Nature Man and Society in the XH-th Century. Essays on New theological Perspectives in the Latin West. Chicago, 1968; Holmes U. T. Daily Living in the Twelth Century. Madison, 1962; Twelth Century Europe and the Foundation of Modern Society. Madison, 1961; Knowles D. The Evolution of Medieval Thought. New York, 1962; Liebeschutz H. Das 12, Jahrhundert und die Antike, Archiv fur Kulturgeschichte, 35, 1953, S. 247 и далее; The Year 1200, The Exhibition. The Metropolitan Museum of Art, 1970; Ross J. B. A Study of Twelth Century interest in the Antiquities of Rome. Medieval and Historographical Studies in Honor of J. W. Thompson. Chicago, 1938, p. 302—321; Taylor H. O. The Medieval Mind. Vol. 2. London, 1938.
57 «Все, что есть на свете движущегося и живого, извечной своей мудростью Бог расположил». И «...вещам природы... созвучные меры и назначения приписал ничего бесформенного, ничего запутанного... не было в материи, ибо создана она была по созвучию самой себе» (цит. по: PL, vol. 189. Paris, 1854).
58 См.: PL, vol. 199. Paris, 1855. 59 См.: Holmerg. Das Moralium Dogma 60 Цит. no: PL, vol. 210, Paris, 1855. 61 Cm.: Parent G. La doctrine de creation l’ecole des Chartres. 1938, Paris, p. 128; D’Alverny М. T. L’Homme comme symbole. Le microcosme. – In: Simboli e simbologia nell’alto medioevo. Vol. 1. Spoleto. – Settimana di Studio, XXIII, 1975, Spoleto, 1976.
62 См., например, обсуждение магистром Жильбертом вопроса о том, можно ли вопроса о том, можно ли магистром Жильбертом вопроса о том, можно ли произведения человека считать произведениями бога (Note super Johannem sec. mag. Gilbertum, рукопись хранится в Лондоне, в библиотеке Ламбета. MS. 360, fol. 32b), «можно ли к его деяниям относить художеством произведенное, будь то сыр или обувь и все то, что называют произведением человека, а не бога... Он один всему создатель, но различны причины созданного, и возможности, и исполнение; поэтому человека мы называем создателем (auctor) одного, а бога – другого...».
63 Grabmann М. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd 2. Berlin. 1956, S. 28—40. 64 Ibid., S. 48—52; Bruyne E. de., vol. 2, p. 390—393. 65 Cm.: PL, vol. 122. Paris, 1853. 66 Cm.: PL, vol. 196. Paris, 1855. 67 Grabmann M. Op. cit., Bd 2, S. 238. 68 Цит. no: Gilson E. Op. cit., p. 303. 69 Chenu M. L’Homme et la nature. Perspectives sur la Renaissance du XII-e siècle. — „Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age“. Paris, 1953, N 27, p. 39-66.
70 Доминик Гундиссалинус проводит мысль о соответствии теоретических и практических знаний, сопоставляя, например, арифметику с торговыми расчет
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |