В средневековой системе знаний
Семи, свободных искусств не достаточно для расчленения философии. Фома Аквинский26.
Многие представления о деятельности художника и ее месте в системе человеческих знаний, которые средние века унаследовали от античности, получили четкий и упорядоченный характер. Все знания были организованы в стройную иерархическую систему. Появившееся на грани позднеантичной и средневековой культуры своеобразное, полное сложных аллегорий, отмеченное печатью глубокой, но изживающей себя в изощренной игре языческой эрудиции сочинение Марциана Капеллы «De nuptiis Philologiae et Mercurii» определило круг свободных искусств для всей эпохи. В соответствии с античной традицией оно выделило их из всех остальных человеческих знаний как наиболее важные и значительные для образования и совершенствования человека. Ars liberales разделялись на trivium: грамматику, диалектику, риторику — и quadrivium: геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Эта схема была положена в основу классического обучения и во многом определила систематизацию знаний во всех дидаскалических и энциклопедических сочинениях раннего и зрелого средневековья, где науки и искусства подчинялись строгому порядку, указывая человеку определенный путь к достижению добродетели и истины. В них разрабатывались во всех подробностях и уточнялись представления как об отдельных искусствах и их значении для познаний мировой гармонии, так и обо всей системе знаний в целом. Изобразительные искусства в средние века не составляли отдельной группы знаний. Они относились к числу так называемых «механических искусств», то есть объединялись с остальными занятиями, в которых требовалось применение труда, и занимали низшее положение по отношению к «свободным искусствам». Корни этой иерархии и ее этической подоплеки нужно 63 искать в дохристианском делении человеческих знаний на искусства теоретические и практические, полезные и бесполезные, высшие и низшие, определенном Платоном и развитом на латинской почве в сочинениях Лукреция, Цицерона, Квинтилиана, Теренция Варрона и других римских авторов. Хотя в средние века в целом иначе относились к производственной деятельности и разрыв с рабским трудом придал этой эпохе «более гуманную тональность» 27, отношение к искусству, ремеслу и всякой другой деятельности, связанной с ручным трудом, долго продолжало сохранять пренебрежительный оттенок, античное происхождение которого не трудно различить: «Мы восхищаемся статуей, но презираем скульптора», — как говорили в античности 28. В то же время в эпоху раннего средневековья в монастырях, рассеянных в необъятном полуварварском – полухристианизированном мире Западной Европы, укреплялось новое отношение к труду как главной обязанности человека. Бенедиктинский устав *, предписывавший членам монастырской общины обязательный ручной труд, чередующийся с божественным чтением, предоставил возможность беспрепятственного развития искусств и ремесел под сенью монастырских стен. И хотя христианское миросозерцание раннесредневековой эпохи углубило разрыв между духовной деятельностью и ручным трудом, резко различив деятельность, ведущую к божественному познанию, и труд, направленный на удовлетворение конкретных земных нужд человека, состояние экономической жизни Западной Европы, требовавшее укрепления и активизации практической деятельности, вело к постепенному, но неуклонному развитию ручного труда и всевозможных ремесел. С течением времени, с разветвлением и обогащением знаний о мире этот разрыв сглаживается; знания, имеющие трансцендентную ценность, и знания чисто практического характера объединяются в единую систему знаний. Они все крепче связываются друг с другом, и уже в XII веке ясно отдавали себе отчет в тесной взаимосвязи и необходимости взаимодействия знаний теоретических и практических. Пластические искусства, по своей природе принадлежащие к области ручного труда и сфере духовной деятельности, занимали как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими знаниями. Приложение ручного труда, физическая обработка грубой материи превращали их в род «механических искусств», но производимый ими процесс одухотворения материи переносил их в иную категорию. Эта особенность пластических искусств и позволила оценить их в средние века по аналогии с воплощением слова во плоти и бога в человеке. По своему социальному и экономическому положению художник принадле-жал к ремесленной среде, от которой он начинает постепенно обосабливаться к концу средневековья. Однако уже в 64 раннюю эпоху появляется сначала очень узкий, а в эпоху готики значительно расширяющийся круг придворных мастеров, растущий вместе с ростом и развитием европейской придворной культуры и рано выделяющийся своим привилегированным положением из ремесленной среды29. Многие средневековые свидетельства о выдающихся деятелях церкви и монашества, проводящих часы в занятиях скульптурой или ювелирной работой, изучающих живописную или архитектурную практику, дают представление об отношении к искусству как весьма благородному и почетному делу 30. В монастырских скрипториях, в монастырских скульптурных, живописных, ювелирных мастерских, на строительствах монастырских церквей раннего средневековья и романской эпохи и закладываются основы европейского искусства, создаются его первые высокие образцы и укрепляется отношение к искусству как богоугодному и благодетельному занятию31. История средневекового отношения к художнику и его труду представляет нам картину постепенного развития изобразительных искусств в среде «механических» знаний и их медленного, но неуклонного выделения из этой среды, сближения со свободными искусствами, в число которых они войдут в эпоху Возрождения32. Раннесредневековая мысль с ее категорическим предпочтением теории всякой практике не считала обязательным включение «механических искусств» в систему знаний. В своем сочинении «О порядке» Августин, развивая положение о том, что разум — изобретатель всех знаний, подробно останавливается на вопросе о последовательности «изобретения» свободных искусств, составляющих комплекс знаний, возводящих «ум к божественному», и фактически устанавливает иерархию в системе знаний. По Августину, изобретая искусства, разум шел от слова к слуху, от слуха — к зрению, от грамматики — к диалектике и риторике, затем к музыке и поэзии и лишь потом переходил к знаниям, представляющим зрение в системе свободных искусств,— к геометрии и астрономии. «Разум... нашел, что все, что ни видят глаза, ни в каком отношении не может быть сравнимо с тем, что усматривает ум»33,— писал Августин. «Только разумное зрение не обманывает»34. Телесное же зрение «принимает подобие за самые тела»35. Это характерное для западного средневековья мировоззрение о второстепенности зрения и зрительных восприятий имеет очень далекие корни, в большой степени восходит к библейскому тексту, а также к платоновско-пифагорейской философской традиции. Оно в значительной степени определило и понимание изобразительного искусства в западноевропейском средневековье. Достаточно вспомнить слова Иоанна Дамаскина о том, что первое из чувств — это зрение, чтобы понять, что здесь можно искать одну из причин глубокого различия понимания изобразительного искусства и его роли в западной и восточной средневековой церкви. 65 Способность человека к художествам, по сути дела, не связывается Августином с представлением о человеческой мудрости. «Мудрость — прямой путь, ведущий к истине» 36, «есть знание вещей человеческих и божественных» 37, то есть то, которое «знает свет благоразумия, красоту воздержания, силу мужества, святость справедливости» 38. Все остальные искусства, ремесла и знания понимаются Августином, скорее, как доказательство того блага, которое «имеет человек в своей природе» 39, обладая разумом. Эти способности происходят «из природы человеческого ума», но отнюдь не ведут к познанию истины, а, скорее, от нее отвлекают 40. В раннем средневековье «механические искусства» не включались в систему необходимых знаний, составляющую философию. Августин разделял философию на действие и созерцание, следуя платоновскому разделению знаний. Кассиодор и Боэций впервые в западной средневековой мысли подробно касаются разделения знаний на теоретические и практические. Однако «механические искусства» не включаются в эту систему и упоминаются редко. По прежнему не будучи включенными в систему знаний, «механические искусства» упоминаются у Асклеиия, о них говорит Халкидий в комментариях к «Тимею», Кассиодор 41 и Исидор Севильский дают их предварительную разработку. Сам термин «механические искусства», возникший для обозначения тех видов человеческой деятельности, в которых требуется участие труда, появляется в каролингскую эпоху. Несмотря на представление о резком отличии свободных и механических искусств, умственного и ручного труда, которое четко определяется, например, у Исидора Севильского: «Различие между искусством (ars) и художеством (artificium) таково: искусство — это вещь свободная, художество же основывается па ручном труде» 42. В средние века фактически любые виды изобразительного искусства или ремесла чаще всего обозначались как ars — искусство, а не artificium — художество; architectoria ars, scalptoria или sculptoria ars, pictoria ars43. Любопытно, что к XII веку термин ars, чрезвычайно широкий и охватывающий весь комплекс знаний, в некоторых случаях охотнее применялся к изобразительному искусству, чем к умственной деятельности. Гуго Сен-Викторский, например, писал, что «знание... может быть названо искусством (ars), когда речь идет о вещах, которые только похожи на истину, или когда оно приобретает форму в материале путем обработки этого материала, как в случае архитектуры; но оно должно быть названо дисциплиной (disciplina), когда оно приобретает форму в мысли»44. Художник, как и представитель любой другой как ремесленной, так и свободной профессии, именовался artifex или opifex, то есть художник, творец, мастер, искусник, «хитрец». Это определение, пришедшее в средневековье из классической латыни, выражало творческую, разумную сущность человеческой деятельности. 66 Термин operarius, то есть работник, выполняющий определенную заданную ему работу, к художнику применялся несравненно реже. В целом терминология художественной практики романской эпохи и в еще более определенной степени эпохи готики дает представление о разветвленной художественной деятельности в это время45, хотя использование специальных терминов для обозначения архитектора, скульптора, живописца далеко не всегда четко разграничено, что вполне отвечало состоянию средневековой художественной практики. В старофранцузском языке (с конца XII в. — в XIII в.) самым распространенным определением художника как и ремесленника другой специальности было: mestre, maistre, то есть мастер или artisan, то есть умелец, искусник, ремесленник. По отношению к художнику также применялся термин ouvrier, ovrier, ouvroier, то есть работник, производитель 46. Подобное терминологическое неразличие собственно искусства и других ремесленных специальностей, отражающее невыделенность искусства из ремесла, сохраняется вплоть до того времени, когда сложение мануфактуры и появление машинного производства не заставили человека провести четкую грань между индивидуальным творчеством и массовым производством. Термин artiste — «художник» в современном смысле этого слова — появляется только в XVIII веке47. Наш небольшой экскурс в область средневековой лексики отражает характер представлений средневекового человека о собственной деятельности и своих знаниях, которые он стремился в то же время организовать в определенную систему. От возникших еще в атмосфере позднеримской империи различных по своей направленности концепций искусств в сочинениях Боэция и Кассиодора, от подробной систематизации знаний в «Этимологии» Исидора Севильского, через просветительскую деятельность крупнейших представителей каролингского возрождения и последовательно метафизическое осмысление человеческой деятельности в сочинениях Рабана Мавра и Эригены идея иерархии человеческих знаний пришла к своему завершению и окончательному оформлению в дидаскалических трудах XII столетия, чтобы затем найти соответствующее место в энциклопедических сочинениях XIII века. В комментариях каролингского и послекаролингского времени к сочинению Марциана Капеллы происходит дальнейшее осмысление искусств, в том числе механических, их роли в системе человеческих знаний. Эригена решает этот вопрос в чисто метафизическом плане, рассматривая проблему совершенного и идеального искусства, присутствующего в божественном слове. Рабан Мавр, ограничивая «механические искусства» созданием произведений в металле, дереве и камне – peritia fabricae artis en in metallis et in lignis et lapidibus 48, – группирует их в единое целое с квадривиумом и медициной, следуя в этом отношении 67 платоновской традиции. Ремигий Оксеррский кроме свободных искусств дает понятие и о других искусствах, основывающихся на восприятиях внешнего мира и имитирующих его: «Не таковы другие искусства, как имитацией, так и вымышлением человеческим производимые, как архитектура и прочее...»49. Восходящее к платоновской традиции разделение знаний на три группы — физику, этику и логику — держалось в западной мысли в течение всего средневековья. Только к XII веку его начинает сменять, но не заменяет его окончательно разделение знаний на четыре группы — теорию, этику, логику и механику, что соответствовало Аристотелеву делению знаний на теоретические и практические и было обязано непосредственному влиянию мысли Стагирита50. Хотя первые попытки подобной четырехчастной схематизации знаний делались уже в XI столетии51, только в XII веке она впервые распространяется и разрабатывается в сочинениях Гуго и Ришара Сен-Викторских, Гундиссалинуса и Михаила Скотта. Отчетливое разделение знаний на теорию и практику затем будет характеризовать схоластическую мысль XIII века. К XII столетию механические искусства занимают наконец прочное место в системе человеческих знаний и осмысливаются как один из этапов на пути человека к спасению. Большую роль в сложении новой классификации знаний, как и в оживлении интереса к естественным и техническим наукам, сыграли арабская философия и наука, повлиявшие на западноевропейскую мысль XII века52. Духовная жизнь человека настолько преображается, атмосфера поисков, новых открытий, обращения к природе, ревнительного изучения классических авторов, технического прогресса53 кажется на первый взгляд настолько отличной от предыдущей эпохи, что это оживление культурной деятельности было определено многими исследователями как ренессанс XII столетия 54. Разумеется, этот культурный подъем нельзя назвать Возрождением в том употреблении этого термина, в котором он приложим к культурным сдвигам, происходящим в Италии XV столетия. Оживление духовной деятельности в эту эпоху происходит в рамках средневекового мировосприятия. Оно не означало коренного перелома в мировоззрении средневекового человека, исходной точкой мышления которого продолжала оставаться церковная догма. Интерес к античному наследию, проявившийся в изобразительном искусстве, литературе, философской мысли XII века, не имел ничего общего с радикальным изменением в отношении к античности в эпоху Возрождения в Италии. Его отличает глубокое своеобразие и «странная двойственность ощущения»55 классической культуры. Классические мотивы, интегрированные культурой XII века, были облечены совершенно неклассическим содержанием и представлены в неклассических сочетаниях, соответствующих средневековой условности мировосприятия, а вовсе не были восприняты 68 в их исторической целостности и единстве и их подлинном эмоциональном значении. Однако именно в XII столетии в миросозерцании людей происходят определенные сдвиги в сторону оправдания реального мира и формирования более мягкого и человечного религиозно-морального идеала. На пороге готической эпохи и в течение ее человек все более открывается любованию, восприятию отдельных проявлений бытия и восхищению ими. С XII века европейская жизнь становится несравненно подвижнее и динамичней, растут и укрепляются города, в которых возникают первые университеты, и человек, живший эсхатологическими предчувствиями в суровой, беспокойной обстановке X–XI веков, по-новому осмысливает свое место в мире56. Он воспринимает универсум как стройное целое, упиваясь согласованностью и великолепием членов природы и ее изобильностью57. Он ощущает согласованность себя и своей деятельности с миром. «И какое-то пустое желание, какая-то суетная страсть любопытства, украшающаяся именем знания и мудрости», названная «в слове Божием... похотью очес» (Иоанн, I, 16) страсть человека к познанию — amor sapientiae вновь обретает свои права. Расширившимся и постепенно специализирующимся знаниям человека о мире становится тесно в рамках семи свободных искусств. Сложившиеся в атмосфере изысканного интеллектуализма Шартрской школы «Heptateuchon» Тьерри Шартрского и «Metalogicon» Иоанна Сольсберийского, глоссы Гийома Коншского к «Тимею» Платона и к «De consolatione philosophiae» Боэция придают новый оттенок значению человека и его деятельности в мире. В «Поликратике» – замечательном сочинении Иоанна Сольсберийского – «механическим искусствам» и ремеслам уделяется особое место в описываемом воображаемом государстве 58. Гийом Коншский высоко оценивает такие «механические искусства», как архитектура и медицина59. Разработанная в Шартрской школе концепция творения, поразительная по своей стройности и тонкости, по-новому определила место человека и его трудов, раскрывающееся в гармонии человека и мира. «Как из четырех элементов гармония согласовала строение чертогов мира, так из четырех веществ она... составила здание человеческого тела»60,— писал Аллан Лилльский. Микрокосм человека является подобием макрокосма вселенной. В философии Шартрской школы нашел отражение и осмысление тот момент в истории западного средневекового человека, когда он отдал себе ясный отчет в своей причастности миру, в своем участии в стройной и слаженной игре природы. В этом органическом соединении человека и мира человек расценивается как венец и завершение творения, как центр универсума61. Разумеется, понимание человека как венца творения в философствовании XII века глубоко отлично от восприятия индивидуума как центра кос- 69 космоса в философской мысли эпохи Возрождения, оставляющей за человеческой личностью право выбора, действия, неограниченных возможностей приложения своих сил, тогда как XII век развивает мысль о человеке вообще, о его абстракции, не возбуждая вопроса о его индивидуальности, сама постановка которого в ту эпоху была бы невозможна, и неизменно связывая свое представление о человеке с трансцендентными предпосылками, сообщая ему ощущение определенной ограниченности его сущности и возможностей действия. В Шартрской школе находит живой отклик восходящая к платоновскому «Тимею» мысль о том, что созерцание творения ведет к познанию творца. Постепенно проясняется и упорядочивается представление о тех двух путях, которыми человек, созерцая мир, приближается к постижению бога: погружаясь в мир, в упорядоченности которого ему раскрывается создатель, или отказываясь от мира, от которого бог так безнадежно отделен. Изучение строения мира в его целостности и гармонии превратилось в истинную страсть человека XII столетия. При ясном представлении о недостаточности человеческих знаний, несовершенстве произведений человеческих рук, временности и изъянах человеческой мудрости по сравнению с недостижимым и непостигаемым совершенством божественной мудрости, божественного творения, тем не менее все большее распространение приобретает мысль об относительной ценности деятельности человека, посредством которой он познает природу, являющуюся подобием божественной идеи и таким образом приближается к постижению творца. Мысль о предопределенности жизненного пути, о непреложной зависимости творческой деятельности человека от божественной воли теряет свою остроту и напряженность. В богословских трудах XII века возникает и живо обсуждается вопрос о том, можно ли предметы, созданные человеком, рассматривать как произведения бога, и детально разбирается также восходящая к античной философии проблема трех видов творчества — бога, природы и человека, в которой творчеству человека отводится особое место 62. В XII столетии создаются энциклопедические сочинения, в которых все знания, как священные, так и светские, объединяются в целостную систему. Доминик Гундиссалинус и Радульф Лонгшанский включают «механические искусства» в созданные ими системы знаний и уделяют большое внимание их разработке. В анонимном трактате Бамбергской библиотеки первой половины века (Сос1. С. VI. 30), где знания разделяются на теоретические и практические, «механические искусства» рассматриваются особенно подробноб3. Радульф Лонгшанский в своем комментарии к „Ап1лс1аи(Нащ13и у Алана Лилльского дает подробную схему разделения «механических искусств» б4, которой следует Гуго Сен-Викторский. Идея объединения всех человеческих знаний 70 в единой направленности к познанию бога затрагивается Гуго Сен-Викторским в его главном сочинении «De sacramentis christianae fidei». Ero «Didascalicon», одно из своеобразнейших энциклопедических сочинений XII века, целиком посвящено разработке идеи, в основе своей связывающейся с тем представлением о грехопадении, которое восходит к раннехристианской философии, прививается и комментируется в западной католической церкви 65. Путь философа и ревнительного изучения наук и искусств, по мнению богословов школы св. Виктора, ведет к восстановлению в человеке подобия божественной мудрости, утраченной при грехопадении, ведет самого человека к мистическому единению с богом. Человеческие знания, при всей их временности и относительности, подготавливают человека к созерцанию истины. Путь человека к мудрости есть, таким образом, путь возвращения, реставрации, достижения исходной точки. Духовное совершенствование человека, постоянное углубление познания человеком самого себя и окружающего его творения приводит человека к обретению утраченной мудрости. Человек приближается к богу через постепенное «путешествие ума» 66. Замечательным новшеством работы Гуго Сен-Викторского является приспособление аристотелевской теории познания к августиновской системе мышления 67. Его деление знаний на четыре категории восходит к Аристотелю. Гуго «представляет себе приобретение человеческих знаний способом, в котором нет ничего мистического» 68. Знания были разделены им на теоретические, практические, механические и логические. Теоретические знания включают теологию, математику, физику, логические — грамматику, риторику, диалектику, практические — дают систему этических представлений. Тривиум и квадривиум сохраняют по-прежнему свое особое значение среди других знаний. Но включение в эту философскую систему механических искусств, которые не презираются больше, но, напротив, становятся в ряду знаний, необходимых человеку на его пути к спасению, знаменует важные сдвиги в мышлении средневекового человека. Человек начинает осознавать себя как homo faber 69. Но и сами свободные искусства в XII веке приобретают иной вид, чем в раннем средневековье. Они гораздо теснее связываются с практическими требованиями жизни70. Достаточно сравнить хотя бы трактовку геометрии Гуго Сен-Викторского с ее оценкой в раннее средневековье. Если Августин характеризует геометрию как в высшей степени абстрактную науку о числах и измерениях, которым подчиняется «красота на земле и небе», Гуго, используя текст Кассиодора и Исидора Севильского, пишет о геометрии следующее: «Геометрия — означает измерение земли, ибо эта наука была открыта египтянами. Из-за того, что Нил во время наводнения покрывал их земли илом и 71 смывал границы, они стали измерять землю с помощью тростей и линий. Итак, ученый человек прикладывает и распространяет ее также на измерение поверхностей морей, небес, воздуха и всех каких бы то ни было тел»71. (...) Перед нами открывается та область средневекового искусства, которая в обстановке постоянных войн и междоусобиц, естественно, была одной из самых важных и необходимых и которую мы склонны часто упускать из виду, говоря о средневековом художественном творчестве. Однако архитектору, видимо, не менее часто приходилось возводить крепости и укрепления, чем строить соборы и монастыри, а средневековому ювелиру — не реже украшать гравировкой и черные рукояти мечей и пластины щитов, чем реликварии. Разумеется, существовали специалисты, работавшие преимущественно в той или другой области. Документы X–XIII веков называют множество архитекторов, работавших по возведению военных укреплений77. Однако четкого разделения между архитектором в собственном смысле этого слова и военным // 72 инженером не существовало. В средневековых документах и те и другие именуются одинаково artifex или architector, architectus78. Любопытно, что «Гуго производит термин «механические искусства» — ars mecanicae — не от греческого... – машина, машинный, но от греческого слова латин в латинском звучании moechus, то есть adulter, то есть фальшивый, нечестный, притворный, любодейный, относящийся к прелюбодеянию»79. Эта странная лексическая ассоциация, приоткрывающая нам своеобразность средневекового мышления, настолько связана с твердо укоренившимся в XII веке представлением о художественном творчестве как имитации природы, что на ней следует остановиться подробнее. Объяснение ей мы находим в средневековой школьной литературе, словарях и глоссах. В одном из таких словарей, составленных в IX веке учеником Эригены Мартином Ланским, содержится следующее толкование этого термина: «Moechus означает притворщика — прелюбодея, тайно оскверняющего брачное ложе другого. От moechus мы называем «механическим искусством» всякую вещь хитрейшую и претончайшую и в своем изготовлении или сотворении непонятную, так что видящие ее ощущают себя как бы лишившимися способности зрения, ибо не могут познать ее хитрой замысловатости»80. Представление об искусстве как о действии, связанном с обманом, ловкостью рук и секретностью, тайной, живо отражает ту стадию развития средневекового художественного мастерства, когда методы работы держались в секрете, окружались таинственностью и передавались в устной традиции. Труд художника был окружен ореолом таинственности. К его мастерству относились как к тайному знанию, доступному лишь для посвященных. Множество красочных легенд возникло вокруг произведений средневекового искусства, которым приписывалась чудодейственная сила, а создавшим их мастерам — таинственная сверхъестественная власть. Замкнутые профессиональные объединения мастеров зрелого и позднего средневековья обладали своими особыми ритуалами посвящения в мастерство и были не только чисто профессиональными коллективами и не только братствами, основанными на началах взаимопомощи, но и своеобразными религиозно-мистическими организациями. Объединения архитекторов и каменщиков средневековья были среди них наиболее прочными, сплоченными и замкнутыми в силу особой сложности их знаний и соответственной сложности и разветвленности ритуала, ограждающего секреты их мастерства от непосвященных. Гуго употребляет термин «механические искусства», вкладывая в пего представление о фикции, об обмане, требующем большой ловкости и искусности. Раскрывая понятие творчества человека и отличая его от творчества бога и творчества природы, Гуго пишет: «Творчество человеческое, как не природа, а только 73 природе подражающее, пригодно названо механическим, то есть притворным, обманным, равно как отмычку называют ключом механическим (то есть обманным)»81. В другом месте своего сочинения Гуго еще раз возвращается к этому объяснению. «Работа художника – притворна, потому что она только копирует работу природы, принося, однако, дань человеческому разуму своей изобретательностью»82. Таким образом, Гуго раскрывает сущность человеческой деятельности в имитации природы. В главе 9 первой книги «Б1с1азсаНсоп», касающейся трех видов творчества, Гуго пишет: «Как творчество художника имитирует природу в каждом отдельном случае, долго и трудно объяснить во всех деталях. Для примера, однако, мы можем показать это дело следующим образом: литейщик, который отливает статую, имел моделью человека и пристально его разглядывал. Строитель, который построил дом, взял в соображение гору, ибо, как говорит пророк: «Ты погнал источники в долины: между горами текут». Как гребни гор не сдерживают воды, так и дом оснащается высокой крышей, безопасно разгружающейся от веса льющихся дождей. Тот, кто впервые изобрел одежду, глядел на то, как вещи, растущие одна за другой, обладают их собственным покрытием, их природу от опасности защищающим. Кора окружает ствол древесный, перья покрывают птицу, чешуя облегает рыбу,.. шкуры одевают скот и диких зверей, панцирь предохраняет черепаху... Но не напрасно каждая живая тварь родилась оснащенной собственным природным оружием, человек один явился беззащитен и наг. Ибо пригодно, чтобы природа заботилась о тех тварях, которые не знают, как позаботиться о себе. И по примеру природы вещи доставляются человеку, когда он начинает изобретать для себя по собственному разумению те вещи, которые от природы даны другим тварям. И верно, что разум человеческий блистает ярче в изобретении всех этих вещей, чем если бы он обладал ими от природы... Отсюда возникло бесконечное разнообразие живописи, тканья, резьбы и строительства, так что мы с удивлением созерцаем не только природу, но равно и художника» 83. Гуго свойственны высокие представления о возможностях человеческого разума, которые проявляются в созданных им науках и искусствах 84. Деятельность художника, как и всякая человеческая деятельность, получает в философии Гуго такую самостоятельность и независимость от божественного промысла, которым удивляется сам философ: «Первое и главное таинство божественной мудрости есть мудрость сотворенная, то есть разумная тварь, которая, частью видимая, частью невидимая, открыла свои врата и путь к созерцанию» 85. При чтении «Дидаскаликона» обнаруживается знание ее автором окружающей жизни, и сам Гуго, при всей «книжности» своих представлений о ней, выступает неутомимым наблюдателем, 74 с любопытством и радостью открывающим перед собой все новые стороны бытия. Без сомнения, Гуго был знаком с практикой современного ему строительного искусства86, что вполне естественно для образованного человека эпохи становления готического стиля. Дошедшие до нас многочисленные рукописные копии его «Дидаскаликона», неоднократно переписывающегося с XII по XV век, красноречиво свидетельствуют о его популярности. Сочинение Гуго необыкновенно привлекательно тем, что оно как бы погружает нас в гущу средневековой жизни. Этот просвещенный мэтр школы монастыря св. Виктора в Париже, указывая своим ученикам путь углубления и расширения знаний, отразил в своих сочинениях многие передовые и животрепещущие практические вопросы его эпохи. Достаточно обратить внимание на панегирик Гуго торговле, чтобы увидеть, до какой степени он живет веяниями времени: «Торговля проникает в тайные места мира, приближает берега невиданные, исследует дикие пустыни... Торговля примиряет народы, успокаивает войны, укрепляет мир на земле и соединяет благо отдельных людей к общей пользе» 87. Значительным новшеством является также включение в систему искусств театра, который в период становления средневекового мировоззрения стяжал особенно неодобрительное отношение к себе со стороны философов и богословов. Для Гуго, как и для Радульфа Лонгшанского, театр — это «самое популярное место для развлечения из всех остальных» 88. Здесь «удовольствием ум освежается» 89. Описание театрального искусства у Гуго восходит к античной литературе. Его положительное отношение к театру естественно перекликается с развитием и подъемом литургической драмы в XII веке. Такая высокая оценка театрального искусства является еще одним свидетельством того, как в мировосприятии западного средневековья человеческая деятельность упорно ассоциируется с представлением об имитации природы, с идеей подражания. Рассмотрение Гуго «механических искусств» и включение их в общую систему знаний также говорит о том, насколько этот философ был dans le vent, насколько его искания соответствовали духу времени. Сравнительно с ранним средневековьем XII век был столетием определенного технического, экономического и культурного прогресса. Это было время пристального и удивленного интереса к технике во всех ее проявлениях, начало осознания возможностей человеческого ума и изобретательности. В эту эпоху высоко оценивается роль практической деятельности человека во вселенной. Все науки и искусства, не только свободные, но и «механические», находят место в общей религиозной концепции мира. «Механические искусства» начинают систематически включаться в средневековую систему искусств и занимают определенное место среди ведущих к познанию бога человеческих знаний. Это обстоятельство 75 связано, с одной стороны, с накоплением средневековых сведений о мире и жаждой систематизировать все окружающие явления в их определенном отношении к создателю всего сущего. Оно вызвано также несомненным увеличением роли искусства в жизни средневекового общества в эпоху готики. Оно отражает глубинные процессы экономического и социального развития средневекового общества.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |