Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Московский приборостроительный техникум



2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Московский приборостроительный техникум 0.00 из 5.00 0 оценок




Негосударственное Образовательное Учреждение

 Министерство образования и науки Р.Ф.

НОУЭкономико-Юридический Колледж (ТЕХНИКУМ)

и

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Московский приборостроительный техникум

    

                                 

             Статья о духовном начале русской литературы

            «Благословенное русское воинство».

                   Часть Третья «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»

                                                                      

                                                               Преподаватель Гайкова

                                                                                        Нина Николаевна

                                            

                                                                                                                                       Москва 2014г.

                                               

 

Часть Третья - самая углублённо философская «Историческая

и Личная Причастность Бессмертию»

                          (На основе произведений А.А.Тарковского)


Предчувствиям не верю, и примет Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда Я не бегу. На свете смерти нет: Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете. Мы все уже на берегу морском, И я из тех, кто выбирает сети,Когда идет бессмертье косяком.

 Так написал через двадцать лет после Великой Победы русский воин и замечательный поэт Арсений Александрович Тарковский. Перед нами первая часть прекрасного и в чём-то уникального трёхчастного цикла с неисчерпаемым                 по глубине названием «Жизнь. Жизнь…». Лет десять назад прозвучали эти строки в связи с сюжетом, посвящённом сыну поэта - великому режиссёру Андрею Арсеньевичу Тарковскому. Прозвучавшие за кадром военной хроники, навсегда связались они в сознании с Великой Отечественной войной.

Думаю, когда мы говорим о литературных произведениях, да и о произведениях искусства в целом, связанных с темой Бранной Славы Отечества, то следует понимать, что это не только изображение великих, судьбоносных сражений или воспоминания о них. Это – и всё многообразие  произведений, созданных в годы великих испытаний. Да, видимо, это - и в целом творчество сражавшихся, смотревших в глаза смерти и после того переосмысливших суть земного бытия.

И А.А.Тарковский, очевидно, один из тех, кто прежде всех наводит на подобные мысли своими глубоко философскими в самом высшем толковании  этого слова произведениями. А потому исследование его творчества - творчества ветерана войны будет происходить в очень непривычном для большинства ключе – и в чём-то даже отличаться от исследований в первой и второй частях данного цикла.

В первой части статьи мы уже говорили о том, как младший офицер Александр Зацепа прозрел и уверовал в последний день своего земного бытия. А.А.Тарковский же, по воспоминаниям сына, изначально был верующим, вопреки эпохе всеобщего безбожия, несмотря на посланные ему неимоверные духовные искушения. И потому настало время вплотную подойти к другим его произведениям.

Не надо быть слишком проницательным, чтобы увидеть в подчёркнутых строках  Пасхальную Идею, предвосхищённую ещё пророком  Исайей, - и даже вовсе не завуалированную: «Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?»

В  приведённом же стихотворении эта мысль даже не откровение, не прозрение,                   а мировоззрение, давно сложившееся, само собою разумеющееся. А значит, не надо «бежать ни клеветы, ни яда» и «бояться смерти». А в  финале показан тоже практически не завуалированный образ апостолов, очевидно, и Андрея Первозванного, и Петра, которых увидел Спаситель, «проходя близ Моря Галилейского», и призвал. Потому-то в стихотворении и «все уже на берегу морском», и образ рыболовных сетей, и бессмертие, «идущее косяком», как рыба,              в сети апостолов. А потом и души всех, последовавших за Христом.  

Лирический герой, как и сам поэт, «пропускает» эти мысли через своё сердце и повествует от своего имени, что было свойственно создателям ветхозаветных псалмов. (Неслучайно Псалтирь занимает особое место в православном богослужении наравне         с книгами Нового Завета).

И вот от библейских образов, которые, говоря стихами другого русского воина Б.Ш.Окуджавы, «у нас в крови, хоть этому не обучали», лирический герой А.А.Тарковского «переходит» к осмыслению именно «Личной Причастности Бессмертию», о которой говорится уже в самом названии:


Живите в доме - и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем. Вот почему со мною ваши дети И жены ваши за одним столом,- А стол один и прадеду и внуку: Грядущее свершается сейчас , И если я приподымаю руку, Все пять лучей останутся у вас. Я каждый день минувшего, как крепью, Ключицами своими подпирал, Измерил время землемерной цепью И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

Подчеркнутые слова, судя по всему, продолжая вековую традицию русской поэзии, отражают «Жизнь Будущего Века», - а ради неё что-то очень важное, судьбоносное, может быть, даже великое сражение «свершается сейчас».  

                                                     

 Этими словами выражена главная мысль, которая далеко выходит за рамки и  второй  части – и даже всего произведения. Она  проникает в самую суть лирического героя  и неразрывными узами связывается  для него с образом необъятной Матушки - России. (Именно последние строки второй части стихотворения, можно сказать, исторически и пространственно «конкретизируют» Образ Вечности).

 А в завершающей части этот образ кажется ещё более конкретным и приближенным к жизни и самого лирического героя – русского воина, и к тысячам таких, как он. 


Я век себе по росту подбирал. Мы шли на юг, держали пыль над степью; Бурьян чадил; кузнечик баловал, Подковы трогал усом, и пророчил, И гибелью грозил мне, как монах. Судьбу свою к седлу я приторочил; Я и сейчас в грядущих временах, Как мальчик, привстаю на стременах. Мне моего бессмертия довольно, Чтоб кровь моя из века в век текла. За верный угол ровного тепла Я жизнью заплатил бы своевольно, Когда б ее летучая игла Меня, как нить, по свету не вела.

 


Конечно, «времена не выбирают – в них живут и умирают» - а потому, очевидно, поэт говорит о причастности всему происходящему, о готовности к жертвенному служению, как говорили до него  и Н.С.Гумилёв, и А.А.Ахматова, и М.А.Волошин. Да и вообще, это - основа  мышления истинно русского человека, даже можно сказать, воплощение «соборного» мышления, о чём писали наши великие религиозные мыслители. Я думаю, что образы стихотворения «Жизнь. Жизнь…» в чём-то  сложнее, чем в произведениях вышеназванных поэтов, однако все великие поэты, да и простые люди, жертвенно служащие Отечеству и верующие в Жизнь Будущего Века, Причастны «свершающемуся» во имя «грядущего».   И, наверное, это неисчерпаемое по глубине произведение А.А.Тарковского перекликается                              с размышлениями М.А.Волошина (о чём уже было сказано ранее)  - прежде всего                    в цикле  «Усобица» из книги «Неопалимая Купина», созданном за несколько десятилетий до написания приведённых строк А.А.Тарковского:




2019-07-03 221 Обсуждений (0)
Московский приборостроительный техникум 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Московский приборостроительный техникум

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)