Мост через залив в Сан-Франциско.
Миф о сказочной богатой Калифорнии волновал не только мечтательных гимназистов, но и вполне взрослых и практичных людей. Ведь в середине сороковых годов прошлого века Калифорния, принадлежавшая тогда Мексике, насчитывала всего десять тысяч поселенцев. Через девять дней после того, как 24 января 1848 года эта территория стала частью США, там было найдено золото. Началась эра «золотой лихорадки». Сотни тысяч людей, побросав свои дома, семьи, лавки, поля, со всех концов страны и даже с других континентов ринулись в Калифорнию. Немногие счастливчики нашли золотой песок; тысячи других болели, голодали, бросали фургоны, погибали от болезней. История освоения Калифорнии — это история предприимчивости и жестокости, звериных нравов Дикого Запада, наивной веры во внезапное обогащение и трагедий тысяч обманутых и разоренных людей. Имя Калифорнии манило к себе, миф о неограниченных возможностях усиленно поддерживался газетами, журналами, театрами, а потом уже, в двадцатом веке, кино и телевидением. Мы летали над этим штатом, колесили на автобусе по дорогам среди пальмовых рощ и по автострадам — фривеям, — поднятым на опорах над землей. Впечатление размаха и свободного пространства не оставляло нас. А когда повторили поездку уже по карте и заглянули в справочники, оказалось, что непосредственные впечатления не обманули. Калифорния — самый населенный штат страны, там живет.более двадцати миллионов человек — без малого десятая часть всего населения страны. Да и территория штата велика — от севера до юга, до мексиканской границы, 1320 километров, а по ширине — 320 километров. С некоторым удивлением узнаешь, что столица этого крупнейшего в стране штата не знаменитый многомиллионный город, а маленький Сакраменто. Однако Калифорния -это и небольшие города с белыми домами среди пальм, апельсиновых рощ и виноградников, и скалистые горы, и бесконечные пляжи. Но все же это прежде всего два своеобразнейших, всемирно известных города — Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Во многом они различны, даже противоположны. Сан-Франциско расположен на холмах по обе стороны залива. Его продувают тихоокеанские бризы, и воздух здесь свежий и чистый. В гору ползет старинный трамвай с открытыми площадками, ступенями и поручнями. Чтобы не перегружать город автомашинами, здесь соорудили линии метро. В городе полно живописных улиц и улочек, зеленых холмов и скверов. Не небоскребы определяют облик города, а старинные дома с замысловатыми балконами, лестницами, окнами. Здесь смешение архитектурных стилей — испанского, французского, китайского, итальянского, японского. Город компактен, хотя отдельные его районы непохожи один на другой. Вот деловой Сан-Франциско, район современных небоскребов — в них банки и конторы; вот колоссальный порт; а вот и путаные улочки старого города. Как-то не верится даже, что в таком большом и разнообразном городе живет меньше миллиона человек. Совсем иной Лос-Анджелес. Когда-то здесь — у самой мексиканской границы — была индейская деревушка, затем — сонный и пыльный городок. Но кто бы мог подумать еще несколько десятков лет тому назад, что именно здесь раскинется многомиллионный Лос-Анджелес, сейчас третий город страны. Не только Голливудом известен он. Производство электронно-вычислительных машин, ракет, вообще новейшей техники выдвинуло этот город как центр технического прогресса. Но этот прогресс оборачивается своими уродливыми сторонами.
Ловец крабов.
Калифорнийские сосны. Город рос беспорядочно, он просто вытягивался вдоль океана, и сейчас это цепочка районов, растянувшихся на десятки километров. Здесь нет ни центра, ни окраин, ни связи между районами. Только автомобильные дороги, поднятые на эстакады, свободные пути. Но чтобы ездить свободно, надо подняться над землей. Потому что по земле не проехать. Тесно, улицы забиты машинами. 30 процентов площади в городе занимают стоянки автомашин. Общественный же транспорт здесь неразвит. И машина — не только помощник человека, она загромождает пути, отравляет воздух. Здесь скапливается и оседает в низине едкий воздух, наполненный выхлопными газами. Когда ходишь по пустынным улицам этого странного города, трудно представить, что за его пределами, всего в нескольких десятках километров — зеленая Калифорния. ... Мы прилетели в Лос-Анджелес во второй половине декабря. Магазины призывали покупать рождественские подарки и новогодние поздравительные открытки. Но одетый по всем правилам дед-мороз — Сан-та-Клаус — изнывал от жары. И неудивительно. Декабрьское солнце палило нестерпимо, температура была 25°. На пальмы, заменявшие елки, вешали венки и другие украшения. Калифорния практически не знает четырех времен года, здесь два главных сезона — дождливый и сухой. Но солнце, почти постоянно освещающее территорию этого штата, необычайно разнообразного по своим природным условиям, освещает и буйную тропическую зелень, и жесткие, сухие колючки. За Лос-Анджелесом- — выжженные солнцем, желтые, потрескавшиеся от жары пустыри. Вблизи же Сан-Франциско мы бродили по лесу, превращенному в заповедник, национальный парк. Здесь растут деревья-гиганты — секвойи, калифорнийские сосны. И не подумаешь в первый момент, что это — деревья, родные сестры обычных сосен, елей или лип, настолько они грандиозны. Они скорее напоминают какие-то циклопические колонны, глубоко укрепленные в земле и идущие высоко в небо. Нужен большой хоровод, чтобы охватить их стволы, и нужно далеко запрокинуть голову, чтобы увидеть их кроны, неподвижно укрепленные на прямых мощных столбах стволов. По сравнению с этими гигантами все на земле кажется маленьким, суетливым. В лесу сумрачно, торжественно. Но вот срез этого дерева, его как-то не хотелось называть пнем, хотя это действительно пень, похожий на крышку большого круглого стола. Плоскость его как бы расчерчена — окружности разного диаметра образуют особый рисунок. Около годичных колец — даты и надписи. Работники заповедника остроумно и наглядно показали возраст дерева: вот таким оно было во время крестовых походов в средневековой Европе; таким, когда Колумб открыл Америку; а эти кольца напоминают о временах американской и французской революций XVIII века, наполеоновских войнах и гражданской войне шестидесятых годов прошлого столетия. Только сравнительно недавно вековое дерево пришлось спилить. Одна из самых высоких точек Америки — гора Уитни (4418 метров) в Калифорнии. Но в Калифорнии же и самая низкая точка Северной Америки — в Долине смерти, 96 метров ниже уровня моря. Калифорния неотделима от океана, это по-настоящему морской штат. В порту Сан-Франциско есть место, навсегда вошедшее в историю не только Соединенных Штатов, но и России. Мы стояли на берегу залива и смотрели, как переливаются под высоким в этих широтах декабрьским солнцем серо-синие волны. Нет памятных досок на берегу, тем более никаких знаков на поверхности океана. Однако исторические события запечатлеваются в памяти поколений; они сохраняются в официальных документах, газетах, дневниках, письмах. ...1 октября 1863 года в порту Сан-Франциско можно было видеть стоящие на якорях русские корабли — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик» и клиперы «Абрек» и «Гайдамак». На кораблях находилось более тысячи матросов и офицеров. Во главе этой эскадры стоял адмирал Попов. Это был замечательный моряк, один из создателей русского парового броненосного флота. Это о нем написал рассказ «Беспокойный адмирал» один из офицеров эскадры, впоследствии знаменитый писатель Константин Станюкович, посвятивший жизни российского флота тысячи страниц. В Соединенных Штатах в те годы шла гражданская война между южными штатами, которые стояли за сохранение рабовладения, и Севером, который во главе с президентом Авраамом Линкольном отстаивал освобождение черных рабов и более прогрессивное развитие страны. Конечно, правители царской России поддерживали северные Штаты ради своих интересов, чтобы не допустить интервенции Англии и Франции, стоявших за южан. Но поход двух русских эскадр в Нью-Йорк и в Сан-Франциско был значительным событием, его приветствовали демократические круги России. Да и в Сан-Франциско восторженно встречали русских моряков. Ведь пока они стояли в порту, корабли южан не посмели приблизиться к городу. Почти сразу после приезда в Калифорнию русские матросы вместе с американцами потушили грандиозный пожар в Сан-Франциско. Моряков приглашали в дома, в семьи. Об этом гостеприимстве рассказал один из участников похода в Сан-Франциско — совсем еще юный курсант — штурманский кадет Макаров, впоследствии знаменитый флотоводец и ученый адмирал Макаров. Эскадра Попова, базируясь в Сан-Фран-цисском порту, все время была наготове, совершая походы и к экватору и на север, в порты Русской Америки. Нет, не увидишь сейчас ни на берегу, ни в волнах залива памяти об этой странице истории. Но она была, волны времени не поглотили ее, и об этом думалось в порту Сан-Франциско. Среди многих судов, яхт, лодок, которые теснятся у причальных стенок Лос-Анджелесского порта, есть одно совершенно необычное судно. Внешне оно ничем не отличается от крупных пассажирских теплоходов и дизель-электроходов — свежая краска гигантских бортов и широких палуб, спасательные средства, якорные цепи, трап. Так и кажется, что раздастся команда и судно сразу уйдет в бескрайнюю синь океана. Но этого не произойдет. Пароход «Куин Мэри» прикован к вечной стоянке. Это пароход-памятник, пароход-музей. Я вспомнил другие суда, стоящие на вечных стоянках. Бессмертную «Аврору» в родном Ленинграде, столь далеком отсюда. Немало судов-музеев довелось видеть в Скандинавии. Пролежавшую триста лет в песке «Вазу» —многовесельную галеру — в Стокгольме. Там же — ладьи викингов, совершавшие дальние походы. Знаменитый «Фрам» — участник арктических походов Амундсена, «Кон-Тики» — романтический плот Хейер-дала, наследник древних тихоокеанских плотов; ныне он стоит под крышей, как бы в футляре, высоко поднятый, так что можно разглядывать темно-коричневые бревна его днища. «Куин Мэри» — «Королева Мария» — не напоминает ни о великих событиях, ни о давних временах, ни о знаменитых географических открытиях. Но это тоже памятник. Памятник мастерству и труду кораблестроителей и моряков. Когда-то, до войны, это был самый крупный и быстроходный английский пароход трансатлантической линии, гордость шотландских корабелов, вложивших в отделку этого гиганта много труда и выдумки. В войну «Куин Мэри» перевозила американских солдат в Европу. Прошли годы, появились новые быстроходные суда, да и самолеты за 6 — 8 часов перебрасывают тысячи людей через Атлантику. И старый пароход был обречен на слом. Предприимчивые американцы купили его и отбуксировали в Калифорнию. Сейчас здесь расположен большой отель, несколько ресторанов, магазины и, самое главное, музей. Экспонатами служат и машины в глубине судна они действуют, и приборы, и королевская каюта, и матросские кубрики, и залы для концертов, танцев, кино. Воспроизведены одежда, все предметы быта, компасы, флаги, газеты. И хотя владельцы и создатели этого музея руководствовались прежде всего стремлением к прибыли, «Куин Мэри» стала настоящим памятником человеческому труду, реальной страницей истории. «Куин Мэри». В одном из отсеков корабля расположен научный музей, пользующийся в Калифорнии большой известностью и привлекающий непрерывный поток посетителей. Это музей моря — морских глубин и морского дна. Здесь в светящихся аквариумах плавают диковинные рыбы совершенно фантастических очертаний и странной окраски — зеленые, красные, синие. Это «идолы», «имперские ангелы». И здесь же выставка, раскрывающая, как человек осваивал морские глубины. Вот водолазный костюм, спроектированный еще Леонардо да Винчи, -солдаты должны были пройти под водой к турецким судам, вот они с мечами и секирами, в колпаках, и лишь тонкие трубочки связывают их с поверхностью моря. Водолазные костюмы XVI, XVII, XVIII, XIX веков, дома, предназначенные для жизни под водой. Вся выставка - реализация идей Жака Кусто — одного из подлинных героев современности, ученого, убежденного, что человечество должно сохранить и освоить великую океанскую стихию, жить в ней. Можно спорить о том, появятся ли люди-амфибии, люди без волос и без легких, приспособленные к жизни под водой. Но бесспорно, что процесс освоения моря, так же как и космоса. — это необратимый процесс, он идет, преодолевая все трудности. Вообще можно заметить: в Калифорнии чувствуется живой интерес к океану и его жизни. Это не только «Куин Мэри», не только интереснейший музей Кусто — освоения океана, но и океанариум — самый большой в мире бассейн, где играют дельфины, плавают пингвины, живут другие обитатели моря. Этот уголок тихоокеанского побережья так и называют — «маринен-ленд» — страна моря. Неотъемлемой частью не только Лос-Анджелеса, но и всей Калифорнии, да, пожалуй, и всех Соединенных Штатов, является Голливуд. Это не просто киностудия или несколько киностудий с павильонами, декорациями, съемочными площадками. Голливуд — это большой, широко и свободно раскинувшийся район города. Основу его действительно составляют киностудии. Но Голливуд — это и расположенный на холмах под открытым небом театр, наподобие античного, вмещающий 30 тысяч зрителей. Мы убедились, какая в нем удивительная акустика — из последних рядов был слышен разговор рабочих, монтировавших декорации на сцене. Голливуд — это и бесчисленные магазины, клубы, рестораны, кинотеатры. Это, наконец, «звездная деревня», где среди пальм и магнолий расположены виллы знаменитых киноактеров. Посетителям Голливуда обязательно показывают все эти достопримечательности. Так же, как и запечатленные в асфальте и бетоне тротуара отпечатки ног, рук кинозвезд, их подписи. Все это должно демонстрировать блеск, благополучие и неограниченные возможности для всех талантливых людей. Но действительность опровергает «золотые легенды» Голливуда. Его история далека от идиллии. Здесь выпускали не только превосходные картины Гриффитса, Чаплина, Крамера, но и зловещие фильмы, восхваляющие преступления, несправедливые войны. И сейчас эти фильмы, как с конвейера, выходят из Голливуда и распространяются но миру. Судьба режиссеров и актеров Голливуда тоже далека от благополучия. Оклеветанный, покинул Голливуд великий Чарли Чаплин. Затравленная, погибла знаменитая кинозвезда Мэрилин Монро. Мы встретили на тротуарах Голливуда высокого седого старика -он пел, свистел, собирал монетки на блюдечке. Всем прохожим показывал газеты 30-х годов. Когда-то он играл ковбоев и шерифов, его звали «Дикий Билл». Но старый и больной он никому не нужен, и вот ходит бывший киногерой, жалкий, неприкаянный человек. На одном из тротуаров Голливуда в каждом квадрате нарисована звезда. Причем в одной написано чье-нибудь знаменитое имя, в другой — чистое пространство, есть еще место для имени. И так через квадрат, почти целая улица. Голливуд как бы говорит: есть еще место для новых звезд. Сколько их, легковерных, слетается сюда; сколько разочарований, слез, впустую истраченных лет и жизней видели эти плиты! Не только в Голливуде, но и в других районах Лос-Анджелеса, да и во всей Калифорнии, немало неприкаянных, неустроенных людей. Автографы кинозвезд. Синева океана и неба, зелень пальм, белизна домов не принесли этим людям счастья, наоборот, лишь подчеркнули контрасты, которыми полна Калифорния. Вокруг больших городов, по обочинам автострад, видны неказистые домики, сложенные из фанерных и картонных листов, кусков жести, обмазанные глиной. Это жилища «чиканос» — так называют сельскохозяйственных рабочих мексиканского, вообще латиноамериканского происхождения. Часть их приезжает из соседней Мексики во время уборки фруктов, часть живет здесь. Это явные парии общества, они не организованы, бесправны, не имеют образования и часто лишены элементарных прав, которых добились объединенные в профсоюзы американские докеры или машиностроители. К париям общества, к отверженным относятся здесь, в Калифорнии, как, впрочем, и в других штатах, индейцы, когда-то коренные жители этой благодатной земли. Хотя есть выставки индейского искусства и статуи и портреты мужественных индейских вождей украшают музеи и парки, однако реальные, живые индейцы вытеснены в безводные и безлюдные районы. Иногда они заявляют о своих правах, и тогда малоизвестный городок или островок, где выступают индейцы, попадает на страницы газет и на экраны телевидения. Так произошло с островом Алькатрас близ Сан-Франциско. Вот он перед нами. Небольшой островок в заливе. Его поверхность подобна коричневой шляпке гриба без ножки и чуть возвышается над поверхностью воды. Когда-то он принадлежал индейцам. Затем его как бы арендовали пришедшие сюда белые переселенцы. Многие годы на этом островке была знаменитая тюрьма, здесь в уединении окончил свою жизнь знаменитый чикагский гангстер 20 — 30-х годов Аль-Капоне. Потом и тюрьму закрыли. Несколько лет тому назад забытый островок опять стал известным. Группа молодых индейцев высадилась на нем, напомнив о правах коренных жителей не только на этот остров, но и на многие другие земли. Высадка индейцев, конечно, привлекла внимание к их нуждам. Однако ничего измениться не могло. Все так же жил своей жизнью раскинувшийся по берегам залива бурный энергичный Сан-Франциско. Все так же от причалов его порта уходили военные транспорты в далекий Вьетнам, к другому берегу океана,где шла война против героического свободолюбивого народа. Так что солнечная Калифорния напоминает о разных страницах истории страны, она знает не только свет, но и тени. И не только в прошлом, но и в настоящем. В Калифорнии, как и везде в Соединенных Штатах, проявляется эта сложность и противоречивость. В большом и малом проявляется стремление лучших людей Америки сохранить, несмотря на угрозу загрязнения, прекрасную природу — рощи, побережье, чистый воздух, сохранить лучшие страницы истории, традиции народа.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |