Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Палеокультурная книжность



2019-07-03 535 Обсуждений (0)
Палеокультурная книжность 0.00 из 5.00 0 оценок




    Одним из ранних осознанных опытов коммуникации было использование письменности как средства закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: необходима точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых, религиозных ритуалов и т.д.

    В раннем обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. С самых древних времен люди делали попытки найти еще одно, кроме языка, устойчивое средство коммуникации, тем более что устной речью можно было пользоваться лишь при непосредственных контактах. Наиболее доступным и легким в достижении этой цели оказался способ условно выражать различные понятия и совершать коммуникационные акты при помощи мнемонических средств (Мнемоника (греч. mnemonika — искусство запоминания — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, опираясь на окружающие предметы). Такой способ выражения казался древнему человеку естественным, так как любой предмет, с которым он имел дело, был неразрывно связан с тем или иным понятием. Предметы, выбранные для сообщения, вызывали у всех людей, участвовавших в коммуникации, одинаковые ассоциации. Один из наиболее древних и ярких примеров предметного письма приводит древнегреческий историк Геродот (ок. 484 — ок. 425 гг. до Р.Х.) в своей «Истории». Когда древние персы потребовали от скифов добровольного признания их могущества и власти, то скифы в ответ им послали птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Адресаты этого «письма» без труда перевели «текст», который гласил примерно следующее: «Персы, если только вы не умеете летать подобно птицам, прятаться в землю подобно мышам, прыгать по болотам подобно лягушкам, то будете осыпаны нашими стрелами, лишь только вы вступите в скифскую землю».

    На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также другие мнемонические средства, облегчавшие коммуникацию: узелковое письмо, пиктография и др. Узелковое (или узловое) письмо представляет собой небольшие узловатые веревочки, каждый узелок которых имеет определенное значение. Узелковое письмо известно также с глубокой древности. Им пользовались персы, китайцы, инки и многие другие народы. В своей «Истории» Геродот приводит пример такого письма: персидский царь Дарий, отправляясь в поход против скифов, вручил ионийским тиранам ремень с 60 узлами, обозначавшими 60 дней, которые он собирался пробыть в походе; каждый день адресаты, считая дни, должны были распускать по одному узлу.

    Одной из разновидностей узелкового письма считается так называемое раковинное письмо, которое использовали североамериканские племена. Коммуникация осуществлялась посредством разноцветных морских раковин, нанизанных на нитки или ремни. Понятия в раковинном письме выражались через форму, цвет, величину, а также различные комбинации раковин.

    Со времен неолита известно также пиктографическое (рисуночное) письмо — отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Впрочем, не все пиктограммы являются письмом, коммуникационным актом.

    В настоящее время трудно в точности установить разницу между чистым рисунком и сообщением. Кроме того, нередко можно видеть смешение обоих мотивов. Таковы, например, пиктограммы эпохи палеолита из пещер Альтамира и Пасьега в Испании, Эмтланда в Швеции и др.

    Часто употребляется и термин «петроглиф» (греч. petros — камень и glyfe — резьба) — наскальное изображение. Различие между петроглифами и пиктограммами состоит главным образом в том, что пиктограммы — исключительно рисунки, тогда как петроглифы включают в себя также геометрические и другие элементы.

    Главная особенность подавляющего большинства пиктограмм состоит в том, что они сообщают лишь об одном определенном событии, как правило бытового характера, но всегда выраженном законченным предложением. Каждый рисунок соответствует одному предложению. Большинство пиктограмм выполняют коммуникационную функцию: это сообщения о любви, охотничьи сообщения, донесения о стычках, сражениях, боевых походах. Особый интерес представляют пиктограммы политического характера: договоры, заявления, переписи населения и т.п.

    Одно из, по видимому, некоммуникационных назначений пиктографии состояло в фиксации магических и заклинательных формул. Магия во многом повлияла на развитие пиктографического письма: первые попытки передачи сообщений посредством письма носили, скорее всего, магический характер и являлись элементами колдовства. Поэтому многие народы на ранних стадиях своего развития считали письмо волшебством. И этимология появившегося впоследствии слова «иероглиф» (греч. hieros — священный и glyfe — то, что вырезано), безусловно, свидетельствует о сакральном отношении древних людей к письменности. К тому же письмом пользовались, в большинстве своем, именно те люди, профессии которых вызывали у простого человека уважение и даже поклонение (например, чиновники, жрецы).

    Таким образом, мы можем видеть в пиктографии первую ступень в развитии коммуникации. Конечно, большим недостатком пиктограмм была сложность их восприятия в процессе коммуникации. В процессе усовершенствования на смену пиктографическому пришло идеографическое письмо.

    Идеограмма — письменный знак, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Уже на ранних этапах люди стали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Постепенно на письме используется все больше символов, письменные знаки начинают приобретать условный характер. Например, у многих индейских племен изображение натянутого лука означало войну, изображение трубки, украшенной перьями, означало мир, а изображение мужчины, курящего трубку с перьями, — заключение мира.

    Идеографическое письмо всех народов отличается тенденцией к поступательному развитию. Постепенно символы становятся все более универсальными, упрощаются и становятся более условными сложные изображения. Со временем знак перестает отображать значение слова, но лишь фиксирует его фонетический строй. Это важнейшее изменение привело к уменьшению числа знаков и, следовательно, к доступности идеографической системы для более широких социальных групп.

    Письменность явилась исключительно важным культурным достижением. Среди историков письма нет единства в объяснении его происхождении. Большинство склоняется к однолинейной эволюции: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм – иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Последнее принято многими народами. Но не всеми. Китайцы, например, не считают до сих пор возможным отказаться от иероглифической письменности, хотя принцип буквенно-фонетической записи был известен им во II в. н.э. Пути перехода от звучащего слова к слову записанному, по мнению многих исследователей, многообразны и нестандартны и определяются местными социально-культурными условиями, в частности, нежеланием грамотных жрецов, писцов, чиновников облегчать доступ в их сословно-кастовую группу.

    Впоследствии идеографическое письмо стало базой для создания иероглифов, которые появились в IV тысячелетии до Р.Х. — сначала в Древнем Египте, в так называемую преддинастическую эпоху, а затем, несколькими столетиями позже, в Месопотамии. По сути, именно в Египте родилось настоящее, в подлинном смысле слова письмо. Как и другие древние народы, египтяне считали письменность даром богов, а все написанное божественным откровением. Именно этим фактом объясняется анонимность египетских литературных памятников. Изобретателем и хозяином иероглифов, покровителем литературы и всех пишущих иероглифами считался бог месяца, премудрости и государственного порядка Тот. Термин же «иероглиф», по сравнению с самой египетской письменностью, очень молод: его впервые применил известный христианский философ и богослов Тит Флавий Климент Александрийский около 200 года н.э.

    Первые памятники письменности относятся к III–IV тысячелетию до н.э. Очагами письменности стали древнейшие локальные цивилизации: древнеегипетская, месопотамская (шумеро-ассиро-вавилонская), индусская, критская (минойская, эгейская) и древнекитайская. Эти очаги в разных концах ойкумены возникли не случайно, а были обусловлены цивилизационным развитием: появление городов, торговли и ремесел; образование мощных централизованных государств; классовое расслоение населения. Варварские племена и их объединения не нуждались в письменности; письменность – новый коммуникационный канал, востребованный цивилизацией.

    В Европе и на Ближнем Востоке палеокультурная книжность существовала более 3,5 тысяч лет, которые можно поделить на три периода: Первоначально для выражения своих мыслей египтяне просто рисовали предметы, причем каждое такое изображение соответствовало определенному понятию. Это было картинное письмо.

    Затем египтяне установили, что речь состоит из различных повторяющихся звуков и что употребляемые ими слова имеют вполне ограниченное число слогов. Под влиянием этого открытия стало происходить упрощение картиной системы: выбирались наименее трудные для начертания рисунки. Таких оказалось около пятисот. Каждый новый рисунок стал изображать не целое понятие (как было прежде), а один только слог, причем обозначались лишь согласные буквы. Это можно объяснить структурой речи древних египтян, где гласные играли подчиненную роль.

    Способ выпускания гласных букв на письме унаследовали почти все позднейшие семитские алфавиты, возникшие из египетского письма: сначала финикийцы, а от них, в свою очередь, древние евреи. Материалом для письма был папирус, из которого делали свитки. Их длина порой доходила до нескольких десятков метров. В свитках писали справа налево, сначала вертикальными, а затем горизонтальными строками. Свитки были практичны, удобны в хранении и, несмотря на хрупкость, надолго пережили эпоху Древнего Египта и сохранялись вплоть до середины первого тысячелетия нашей эры. Помимо папирусов, египтяне использовали для письма камень. До наших дней дошли многие иероглифические надписи на пьедесталах и самих памятниках, стенах гробниц и храмов.

    Со временем египтяне стали составлять летописи, повествовавшие о развитии и гибели династий, об указах фараонов, о войнах, торговых связях с соседними землями. Летописи составлялись придворными жрецами и носили, как правило, официальный характер. Вместе с официальными постепенно появлялись и развивались частные тексты. Их также писали на подручных средствах: вазах, надгробных плитах, а также гробницах богатых людей. Содержание частных текстов отражало, в первую очередь, важные события в жизни умершего, особенно это касалось его взаимоотношений с фараоном, часто приводились даже их диалоги. Эти письма клали в гробницу к покойному — в надежде на дополнительную милость к нему богов. Так, в гробнице Уашптаха, главного архитектора фараона V династии Нофериркала, сохранилось письмо, которое повествует о скоропостижной кончине архитектора в присутствии фараона, осматривавшего новые постройки Уашптахом. Фараон стал хвалить архитектора — и вдруг заметил, что тот не слышит его похвал. Автор письма отмечает, что «величайший страх проник в сердца их». Несмотря на усилия жрецов и врачей, спасти Уашптаха не удалось. Огорченный фараон, помолившись богу Ра, приказал похоронить архитектора за свой счет. Похороны за государственный счет, выражавшиеся в получении гробницы в подарок от фараона, считались особенным отличием, а написание на ее стенах имени и заслуг умершего обеспечивало, по мнению древних египтян, бессмертие.

    Таким образом, гробницы — один из ценнейших источников, свидетельствующих о том, что жанр письма был достаточно распространен в течение всей древнеегипетской истории. Как видим, письмо было связано с религиозной жизнью, с верованиями египтян в то, что написанный на папирусе или высеченный на камне текст может магически дать умершему продолжение земной жизни в загробном мире, а также сохранить его имя среди потомков. Все без исключения сохранившиеся письма не были адресованы живущим людям, которые пришли бы почтить память покойного к его гробнице (в отличие, скажем, от эпитафий на могильных камнях европейцев христианской эпохи), и, вообще, не предусматривали никакого конкретного читателя. Тем не менее адресат подразумевался: это, в первую очередь, боги, которые должны тем самым учесть земные заслуги умершего, и затем, вероятно, далекие потомки (поскольку современники и без того знали о жизни и отличиях героя писем). И в этом — главное назначение и особенность этого жанра. Поэтому религиозная подоплека писем несомненна.

    Изобретение алфавита — заключительный акт в процессе создания письменности. Первое в истории буквенное письмо — протоалфавит (где были только согласные буквы) создали финикийцы — народ, живший на территории Восточного Средиземноморья в середине II тысячелетия до Р.Х. Гипотеза о происхождении финикийского письма от древнеегипетских иероглифов наиболее правдоподобна и аргументирована. Впрочем,существуют и другие гипотезы. Так, например, еще древнеримский историк Тацит (58–117 гг.) считал, что алфавит изобрели египтяне, а финикийцы лишь переняли его и распространили алфавитное письмо —в частности в Грецию («Анналы», XI, 14). Финикийцы были лучшими в древнем мире торговцами и мореходами. Изучив иероглифы Древнего Египта и клинопись Вавилона, они —в торговых и научных целях — создали свое собственное письмо. Оно уже не имело символических форм, свойственных иероглифам. Звуки стали передаваться графически. Каждая буква изображала определенный звук, каждый звук передавался на письме одной буквой.

    Финикийский протоалфавит состоял из 22 согласных букв, в нем полностью отсутствовала вокализация (гласные буквы на письме не обозначались) и была установлена строгая последовательность букв, которую взяли за основу практически все последующие мировые алфавиты. Например, первая буква финикийского алфавита «алеф» стала в греческом алфавите называться «альфа», в славянском — «аз», в русском — «а». Направление письма было, как и в Египте, справа налево. Во всех производных от финикийского алфавитах эта особенность до определенного времени сохранялась, а в некоторых языках (например, в иврите), существует и сегодня.

    Финикийское письмо с поразительной скоростью распространилось по миру. Это произошло, прежде всего, потому, что, в отличие от иероглифического, финикийское письмо было легким в усвоении. Тем самым началась постепенная десакрализация письма: со временем оно перестало быть искусством, доступным лишь немногим избранным лицам. Народы, которые находились в торговых или деловых отношениях с финикийцами, быстро перенимали финикийское письмо и часто, в свою очередь, передавали другим народам. К финикийскому письму восходят все европейские системы письма (в том числе и славянская азбука — кириллица), а также еврейское, иранское, арабское письмо, письменности Индии, Центральной Азии.

    Первый алфавит, который состоял не только из согласных, но и также из гласных букв, создали древние греки приблизительно в XI–VIII веках до Р.Х. Основой послужило финикийское письмо. Самые ранние из дошедших до нас греческих надписей — так называемый архаический алфавит — выполнены, как и финикийские, справа налево, и в них также отсутствуют гласные буквы. Впоследствии греческий алфавит претерпел значительные изменения. Были добавлены гласные буквы. Для их обозначения греки взяли пять финикийских букв, которые выражали гортанные и полугласные звуки. Так финикийская буква «алеф» превратилась в греческую «альфа», «хе» —в букву «эпсилон», «айин» — в букву «омикрон», «йод» — в букву «йота»,«вав» — в букву «юпсилон». Кроме того, было изменено направление письма — теперь оно стало слева направо. Некоторые финикийские буквы, вошедшие в архаический греческий алфавит, постепенно исчезли. Со временем сложился новый греческий алфавит (так называемая ионийская редакция), который состоял из 24 гласных и согласных букв.

    Греческий алфавит (как и финикийское письмо) был общедоступен, получил повсеместное распространение в античных полисах и стал мощной базой для развития коммуникации в античном обществе.

    Важная роль в развитии коммуникации принадлежит почте, зачатки которой можно наблюдать уже в древнейшей истории первых государств. Слово «почта» происходит от латинского posta и первоначально означало место, где происходила смена развозивших корреспонденцию лошадей. Почта была, по сути, одним из древнейших средств коммуникации. С самого своего появления она служила средством сближения или общения людей. Постоянно возраставшая потребность в коммуникации способствовала развитию почты и строительству новых дорог и путей сообщения. Именно по этой причине почта успешнее всего развивалась в государствах с сильной централизованной властью.

    Начиная с глубокой древности передачу информации на расстояние осуществляли посыльные, курьеры или гонцы. Древнейшие упоминания о них относятся примерно к 2300 году до Р.Х. — эпохе Древнего Египта. Гонцы передвигались в зависимости от условий, обстоятельств и климатических особенностей местности пешим или конным порядком. Их путь проходил, как правило, по караванным путям. Маршруты гонцов шли по всему древнему миру, до Карфагена на западе, Эфиопии на юге и Китая на востоке. Впрочем, почты в традиционном виде древнее общество еще не знало. Основателем такой почты считается персидский царь Кир (550 г. до Р.Х.), который повелел проложить дороги во все крупные города страны, построить на них через каждые 25 километров почтовые станции, где можно было поменять лошадей и передать почту до следующей станции. Таким образом, путь гонцов пролегал теперь, как правило, между двумя соседними станциями и стал тем самым проще и безопаснее. Почта, устроенная таким образом, существовала во всех странах на протяжении многих столетий, вплоть до появления в XIX веке железных дорог.

Основные этапы палеокультурной книжности:

древнейшие цивилизации (III тыс. I тыс. до н.э.) – Древний Египет, Месопотамия, Крит;

античность (VIII в. до н.э.V в. н.э.), совпадающая с эллино-римской цивилизацией;

средневековые (VXIV вв.).

Особенности палеокультурной книжности видятся в следующих моментах:

    а. Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости (что написано пером, не вырубишь топором). Отсюда – обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм – это религии Писания, где священные книги – основа конфессии. В средние века сложилась своеобразная иерархия книжных жанров по признаку святости. Наиболее почитаемой была литургическая, т.е. используемая в богослужении литература (Служебники, Требники, Часословы, Минеи, Триоди и т.п.) и каноническое Священное писание (Ветхий и Новый Завет); ниже рангом шли жития святых (агиография), церковная учебная литература (катехизисы), поучения отцов церкви, а в самом низу – светская (мирская) литература.

    б. Произошла социальная дифференциация населения по принципу: грамотный неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением, поэтому школа стала форпостом письменности. Если у бесписьменных народов социализация молодежи начиналась с освоения производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников, прежде всего к счету, чтению, письму. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. Человек стал зависеть от документированного культурного наследия, хотя не может освоить даже сотую его долю. У члена дописьменного общества такой зависимости нет.

    В Древней Греции даже грамотные рабы пользовались некоторыми привилегиями: они занимали государственные должности, приобщались к литературному труду (вспомним легендарного Эзопа). В Риме рабы допускались в публичные библиотеки, использовались для переписывания книг (рабы-«библиографы).

в. Выделились социальные группы людей, занятых умственным, так сказать, «интеллигентским» трудом, и следовательно, использующих письмо как профессиональный инструмент. В Древнем Египте и Китае авторитет людей письменной культуры был особенно высок. Древнеегипетское «Прославление писцов», относящееся к концу II тыс. до н.э. (перевод А. Ахматовой).

Мудрые писцы не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы,

Не оставляли после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими.



2019-07-03 535 Обсуждений (0)
Палеокультурная книжность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Палеокультурная книжность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)