Финансовая деятельность российского государства. Современное состояние.
Актуальные проблемы финансового право
Финансы – это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие входит специально созданная государством система. По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств. Виды финансов: государственные и частные. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и их динамика зависят от законов рыночной экономики. Состояние и динамика государственных финансов определяется решениями государства и действиями публичной власти. Функции финансов: 1) распределительная (распределяется валовой доход, что позволяет государству обеспечивать развитие всех отраслей экономики; функция проявляется в виде планирования доходов и расходов); 2) контрольная (контроль производства и распределения материальных благ; регулируются рыночные отношения, в том числе вопросы спроса и предложения); 3) стимулирующая (стимулируется развитие государства и общества; вкладывая денежные средства в приоритетные направления государство получает дополнительные доходы); 4) информационная (состояние финансов позволяет определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей, а также основные направления государственной бюджетной и налоговой политики). Финансовая деятельность – форма государственной деятельности; одно из её направлений по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Централизованные денежные фонды – создаётся в пределах территории и расходуется на её нужды. Децентрализованные денежные фонды – создаются в организациях, на предприятиях и расходуются на их целях. Финансовая система государства и ее элементы. Особенности российской системы. Основным источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, а на уровне субъекта хозяйствования - валовой доход и амортизация как часть национального богатства, используемая на инвестиции. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности: расширенного воспроизводства народного хозяйства страны, повышения уровня жизни членов общества, роста доходов государственного бюджета. Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности: осуществления необходимых капитальных вложений; увеличения оборотных средств; выполнения всех финансовых обязательств; обеспечения потребностей социального характера и т. д. аблица 1. Состав финансовой системы РФ
Финансовая деятельность российского государства. Современное состояние. Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства: 1) межотраслевой характер - в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах; 2) осуществление финансовой деятельности - происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти; 3) сфера финансовой деятельности - относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов. Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы: 1) образование (собирание) - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.; 2) распределение - при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности); 3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их к настоящему времени потенциал наращивания государственных расходов в средне- и долгосрочной перспективе практически исчерпан. В результате единственным возможным решением является поиск и формирование предпосылок долгосрочного экономического роста, причем за счет как изменения структуры расходов, так и повышения их эффективности. Меры должны быть направлены на увеличение объемов и качества факторов производства (человеческого и физического капитала), на повышение совокупной факторной производительности, в том числе путем развития инфраструктуры, транспорта и связи, улучшения общественных институтов. Вложения средств в сферы образования, здравоохранения и инфраструктуры нельзя интерпретировать как расходы, необходимые из социальных соображений, или как дополнение к оказанию социальных услуг на рынке. Их следует рассматривать как вложения в долгосрочный экономический рост. Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). 4. Понятие предмета и метода финансового права: дискуссионные вопросы. Финансовое право – отрасль российского права, включающая в себя систему норм и принципов, регулирующих определённые общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предмет: общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Метод: императивный (финансово-кредитные органы помимо различных властных предписаний используют в своей деятельности рекомендации и соглашения). Принципы: 1) принцип приоритета законодательной власти над исполнительной (исполнительная власть не может вводить налоги без согласия законодательной; законодательная власть утверждает бюджет и контролирует его исполнение, а исполнительная власть – составляет проект бюджета и исполняет его); 2) принцип федерализма (есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов, а также бюджеты муниципальных образований. С одной стороны, они самостоятельны, с другой, непосредственно зависят от бюджетов высших уровней); 3) принцип законности (финансовая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством); 4) принцип плановости (например, при составлении проекта бюджета на очередной год, составляется план доходов и расходов); 5) принцип реальности (обязательства, принимаемые субъектами финансовых правоотношений должны быть реально выполнимы); 6) принцип гласности (любой орган и гражданин может получить любую информацию о финансовой деятельности, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну). Источники: – Конституция РФ – Бюджетный Кодекс РФ – Налоговый Кодекс РФ, ч.1,2 – Кодекс РФ об административных правонарушениях – Уголовный Кодекс РФ – Федеральные законы (“О государственном бюджете на каждый год”, “О банковской деятельности”, “О Центральном Банке РФ”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О бюджетной классификации”) – Указы Президента и постановления Правительства – Нормативные акты Министерства финансов – Нормативные акты Центрального Банка РФ – соглашения и договоры между финансово-кредитными органами
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |