Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности франчайзинга в малом бизнесе Украины



2019-07-03 175 Обсуждений (0)
Возможности франчайзинга в малом бизнесе Украины 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание франчайзинга и форм франчайзинговых отношений

 

Прежде чем раскрыть сущность франчайзинга, следует отметить, что франчайзинг является способом расширения бизнеса. Для представителей малого бизнеса франчайзинг – это один из способов открытия собственного дела.

Предприниматели всего мира знают франчайзинг как опасный путь, который поможет человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким и беззащитным; поможет компании эффективно расширяться без больших расходов на поддержку массивного административного комплекса и при этом не ощущать трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий; поможет компании превратить свою существующую сеть в эффективно функционирующий сильный бизнес, в котором работают отданные делу люди.

Таким образом, франчайзинг – это такая организация бизнеса, при использовании которой компания (франчайзор) передает независимому лицу или предприятию (франчайзи) право на продажу продуктов и услуг компании. Взамен франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги на условиях, прежде определенных франчайзором. В обмен на эти обязательства франчайзи получает право использовать товарный знак компании, ее репутацию, продукт или услуги, маркетинговые технологии и механизм поддержки. Франчайзи должен оплатить франчайзору вступительный взнос и в дальнейшем вносить периодические платежи, как плату за пользование систем ведения бизнеса. Ведь система рассматривается как своеобразная аренда, поскольку франчайзи никогда не будет полным собственником товарного знака. Он только имеет право его использовать во время оплаты периодических взносов. Суммы этих взносов являются предметом переговоров и обуславливаются франчайзинговым договором.

Полная система ведения бизнеса, которая передается франчайзором франчайзи, называется франчайзинговым пакетом или франшизой. Она открывает перед предприятием возможность успешного ведения своего бизнеса даже при условии отсутствия предыдущего накопленного опыта, знаний или обучения в определенной сфере. Таким образом, франчайзор создает успешный продукт или услугу, исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение своего дела, создает хорошую репутацию и имидж на рынке, испытывает созданную систему на жизнеспособность, а потом предлагает ее предпринимателям-начинающим на определенных условиях.

Франчайзинг в своем развитии прошел три основных формы:

1. Товарный франчайзинг (продукт – торговая марка).

2. Производственный франчайзинг.

3. Деловой франчайзинг либо «Бизнес-формат» франшиза.

Товарный франчайзинг характерен тем, что франчайзи распространяет продукцию франчайзора под его товарной маркой. В Соединенных Штатах Америки товарный франчайзинг нажил популярности в начале ХХ столетия, как способ реализации автомобилей и бензина. В этот период времени франчайзинг создавался на уровне дистрибьюторов. Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары дойдут к потребителю в таком виде, в каком были изготовлены. При этом имя и торговая марка компании мгновенно признавались и приносили все выгоды потребителям.

Производственный франчайзинг как форма возник в сфере производства безалкогольных напитков. Сущность его состоит в том, что франчайзор производит концентрат, а франчайзи – напиток из этого концентрата, который потом разливает в тару и реализует с использованием бренда франчайзора.

«Бизнес-формат» франчайзинг или франчайзинг является более современной и популярной формой франчайзинга. При этой форме франчайзор передает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или групп магазинов для продажи потребителям набора продуктов или услуг под именем франчайзора, обеспечивает франчайзи всеми атрибутами для бизнеса и длительным руководством.

Деловой франчайзинг отличается от производственного тем, что основным предметом франшизного соглашения является передача технологии, ноу-хау и лицензии на их использование, а также обязательное обеспечение франчайзи оборудованием, упаковкой, деловыми бланками и другими аксессуарами бизнеса.

Необходимо обозначить, что на практике довольно часто встречается объединение производственного и делового франчайзинга. В последнее время уживается термин «конверсионный франчайзинг». Эта форма объединяет независимые ранее фирмы, которые понесли неудачи из-за насыщенности рынков и инвестиционной конкуренции.

 

Содержание франчайзингового договора и франшизы

 

Сердцем франчайзинговых взаимоотношений является франчайзинговый договор, который является соглашением об установлении, прекращении или изменении правовых связей (прав и обязательств) между франчайзором и франчайзи на длительный период, как правило, 10-15 лет. К нему будут обращаться в течение всего времени действия, поэтому договор должен быть четко обозначенным и не подлежать повторному толкованию.

Франчайзинговый договор включает определение интеллектуальной собственности франчайзора, права и обязанности франчайзора и франчайзи, другие юридические детали.

Под интеллектуальной собственностью имеется ввиду ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговли, производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Во франчайзинговом договоре четко обуславливаются права франчайзи на использование объектов интеллектуальной собственности.

Франчайзору недостаточно разработать систему франшизы и передать франчайзи лицензию на использование – необходимо также передать и саму систему франшизы, обязательным элементом которой является инструкция по эксплуатации и проведению обучения. В инструкции выкладывается информация, необходимая для реализации системы франшизы. Обучение, совершаемое франчайзором, может включать такие аспекты: подготовка по вопросам сбыта, подготовка по вопросам технологии, подготовка по вопросам ремонта и т.п.

В обязательства франчайзора входит также долгосрочная поддержка франчайзи. В соглашении фиксируются условия, в которых возникает потребность в такой поддержке.

Франчайзи, в свою очередь, обязан придерживаться терминов развития бизнеса, своевременно оплачивать взносы, соглашаться в требованиями, установленными франчайзором для выполнения контроля качества бизнеса, не нарушать конфиденциальности информации.

Рассмотрим такие элементы прав франчайзи, которые ему гарантирует заключенный договор с корпорацией «Макдональдс» на открытие ресторана:

1) выбор места расположения ресторана по методике корпорации;

2) контроль над строительством помещения ресторана отделом строительства корпорации;

3) обучение персонала;

4) помощь корпорации в поиске надежных поставщиков;

5) бесплатное или по льготным ценам обеспечение рекламными материалами; униформой, символикой.

С помощью франчайзинговых договоров создается широкая сеть предприятий, которые используют однотипные системы ведения бизнеса. Такие системы называются франшизными системами или франшизами.

Содержание франшизы с точки зрения американского, французского франчайзинга и британской франчайзинговой ассоциации

Американский франчайзинг. Франшиза – это исключительное право на использование торговой марки и других эмблем и символов, включая дизайн, логотипы, а также других материалов идентификации, методов рекламы и завоевания доверия у потребителей, патентов, ноу-хау, методов ведения бизнеса, которые являются коммерческой тайной, стилей и способов оформления интерьера, а также право на использование стандартных хозяйственных процедур. Все перечисленные выше составляющие франшизы защищены законодательством про авторские права или другими способами.

Французский франчайзинг. Франшиза – это сотрудничество между предприятием – франчайзором и одним или несколькими предприятиями – франчайзи. При этом франчайзор распоряжается товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской и особенно ноу-хау, которыми франчайзи пользуется согласно заключенному договору, а франчайзор контролирует состояние дел франчайзи.

Британская франчайзинговая ассоциация. Франшиза – контрольная лицензия, выдана одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которое:

а) дает разрешение или обязывает франчайзи заниматся на протяжение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, которое принадлежит или ассоциируется в франчайзором;

б) дает право франчайзору совершать контроль всего периода франшизы по качеству ведения бизнеса, который является предметом франчайзингового договора;

в) обязывает франчайзора предоставлять франчайзи помощь в ведении бизнеса, который является предметом франшизы (в части организации предприятия, обучения персонала, управление продажами и т.п.);

г) обязывает франчайзи регулярно на протяжение всего периода франшизы оплачивать определенные денежные суммы.

Таким образом, международные определения франшизы имеют несколько разный характер. Наиболее последовательным является определение Британской франчайзинговой ассоциации, при котором франшиза – это, прежде всего контракт с четко выраженными условиями бизнеса.

 



2019-07-03 175 Обсуждений (0)
Возможности франчайзинга в малом бизнесе Украины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности франчайзинга в малом бизнесе Украины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)