Педагогических условий.
Цель: выявить уровень сформированности эколого-экономической культуры и эколого-экономических знаний у учащихся. По Цветковой И.В.[8] можно выделить три этапа эколого-экономической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей эколого-экономической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. Показатели сформированности эколого-экономической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются: · интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать; · участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; · общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия; · выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом. Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности эколого-экономической культуры ребенка, нами были составлены вопросы. Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен). 1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку. согласен не согласен 2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. согласен не согласен 3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. согласен не согласен 4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить. согласен не согласен 5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных. согласен не согласен 6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. согласен не согласен 7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. согласен не согласен 8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде. согласен не согласен Также нами была составлена анкета для выявления уровня эколого-экономических знаний. Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен) 1. Птиц зимой следует подкармливать. согласен не согласен 2. Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям. согласен не согласен 3. Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений. согласен не согласен 4. Наша котельная загрязняет окружающую среду. согласен не согласен 5. Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных. согласен не согласен 6. Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять. согласен не согласен 7. Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых. согласен не согласен 8. На закрытых местах покров снега больше. согласен не согласен Для выявления уровня сформированности эколого-экономической культуры и эколого-экономических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено. Данные обрабатывались по трем критериям: · Высокий уровень; · Средний уровень; · Низкий уровень. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1. Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности эколого-экономической культуры.
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень – 1-3 верных ответа. По данным таблицы мы получили следующие результаты: · учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек; · учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек; · учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек. Контрольная группа: 7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 1 человек 4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 3 человека 1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 11 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов N – количество учащихся. 1/15*100% = 6,7% 3/15*100% = 20% 11/15*100% = 73,3% Экспериментальная группа: 7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 0 человек 4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 5 человека 1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 10 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов N – количество учащихся. 0/15*100% = 0% 5/15*100% = 33,3% 10/15*100% = 66,7%
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнем эколого-экономической культуры составила в обеих группах 0% - 6,7%, со средним уровнем 20% - 33,3%, с низким уровнем 66,6% - 73,3%. Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том, что, говоря об эколого-экономической культуре детей, можно констатировать, что эколого-экономическая культура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование эколого-экономической культуры у учащихся. Нами были выявлены имеющиеся у учащихся эколого-экономические знания, тем самым мы смогли определить уровень сформированности эколого-экономических знаний у учащихся. Для определения уровня эколого-экономических знаний нами также было проведено анкетирование учащихся. В эксперименте участвовало 2 класса (экспериментальная и контрольная группы). Анкета была составлена по теме «Природа зимой» (см. Приложение №4.) Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы, а уже более полное изучение этой темы – это задача предстоящего урока. Результаты анкетирования отражены в таблице 2.
Таблица 2. Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности эколого-экономических знаний.
Полученные данные были обработаны по трем критериям Контрольная группа. 7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 1 человек 4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 4 человека 1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 10 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7% 4/15*100% =26,6% 10/15*100% = 66,7% Экспериментальная группа. 7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 1 человек 4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 5 человека 1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 9 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7% 5/15*100% =33,3% 10/15*100% = 60,0%
Из полученных данных правильных ответов 33,3% - 40%. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме. Также по результатам анкетирования мы видим, что уровень знаний в контрольной и экспериментальной группах по данной теме « Природа зимой» примерно одинаков. Открытый урок: «Про решения людей и их непредвиденные последствия»[14]. Цель. Актуализировать и систематизировать у обучающихся сведения об экономике и экологии. Задачи. 1. Показать взаимосвязи, существующие в окружающем мире, ответственность человека за те события, которые происходят в тех или иных “цепочках”, почувствовать собственную ответственность за происходящее вокруг. 2. Развивать умения использовать экономические и экологические знания. 3. Создать условия для развития воображения и творчества обучающихся. Рассматриваемые категории: экономика, экология, потребности живого, связи и зависимости, ответственность человека. Необходимые материалы: костюмы Гнома Эконома, старика и Феи, макет полянки, природный материал для полянки, иллюстрации дубравы и деревни, карточки. Содержание занятия
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |