Школьников на фоне педагогических условий.
Цель: Изучить уровень сформированности эколого-экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Таблица 3. Данные экспериментального изучения уровня сформированности эколого-экономической культуры в контрольном эксперименте.
По данным таблицы мы получили следующие результаты: · учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 2 человека; · количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 5 человек, в экспериментальной – 8 человек; · учащихся с низким уровнем в контрольной группе 9 человек, в экспериментальной – 5 человек. Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7% 5/15*100% = 33,3% 9/15*100% = 60% Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
2/15*100% = 13,3% 8/15*100% = 53,3% 5/15*100% = 33,4% Результаты опроса представлены на рисунке 3. Рис. 3. Выявление уровня эколого-экономической культуры учащихся на стадии контрольного эксперимента по теме «Осенние изменения в жизни растений и животных».
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил в контрольной группе 6,7%, в экспериментальной – 13,3%. Средний уровень в контрольной группе – 33,3%, в экспериментальной – 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 60%, в экспериментальной – 33,3%. Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том, что, говоря об эколого-экономической культуре детей можно констатировать, что данный опрос показал, что эколого-экономическая культура с ее направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся стало выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать уровень эколого-экономической культуры в контрольной и экспериментальной группах, то мы можем утверждать, что в экспериментальной группе уровень эколого-экономической культуры намного выше. Это было достигнуто благодаря использованию в нашем исследовании ролевых игр и специализированных уроков.
Таблица 4. Данные экспериментального изучения уровня сформированности эколого-экономических знаний в контрольном эксперименте.
По данным таблицы мы получили следующие результаты: · учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 3 человека; · количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 8 человек; · учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 4 человека. Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7% 6/15*100% = 40% 8/15*100% = 53,3% Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
3/15*100% = 20% 8/15*100% = 53,3% 4/15*100% = 26,7% Рис. 4. Выявление уровня эколого-экономических знаний учащихся на стадии контрольного эксперимента по теме «Природа зимой».
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил в контрольной группе 6,7%, в экспериментальной – 20%. Средний уровень в контрольной группе – 40%, в экспериментальной – 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 53,3%, в экспериментальной – 26,7%. Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровень эколого-экономических знаний возрос в обеих группах по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать показатели эколого-экономических знаний в контрольной и экспериментальной группах, то уровень знаний в экспериментальной группе намного выше уровня эколого-экономический знаний контрольной группы. Это стало возможным при использовании экскурсии. Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, если систематически использовать ролевые игры на уроках природоведения, и проводить специализированные уроки, то: · расширяются и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке; · формируются навыки заботливого отношения к объектам природы. Заключение
Эколого-экономическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведение и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Эколого-экономическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой. Эколого-экономическое образование имеет несколько аспектов: · знание эколого-экономических проблем и способов их разрешения; · развитие системы интеллектуальных, практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; · воспитание ценностных ориентаций экологического характера; · формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по эколого-экономическим вопросам; · стремление в активной практической деятельности по охране природы. Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Проведенное исследование учащихся показало, что использование нестандартных приемов и специализированных уроков способствует формированию у младших школьников эколого-экономических знаний, умений и навыков, раскрыты способы преобразования урока и учебной программы по эколого-экономическому образованию, чтобы повысить в его контексте качество эколого-экономического образования, проведена экспериментальная проверка преобразованного урока и учебной программы для улучшения качества эколого-экономического образования младших школьников. Библиография
1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников. Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г., с. 71-73. 2. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Начальная школа. М, 2003г., с. 16-20. 3. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика, М, Просвещение, 2003г., с. 386. 4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. Начальная школа. М, 2004г., с. 32 - 33. 5. Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания. С-Пб, Детская литература, 2005г. С. 48-50. 6. Волкова В.И. Эколого-экономическое образование через уроки природоведения. Начальная школа. М, 2005г., с. 53-55. 7. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М, 2005г., с. 61-66. 8. Гершунский Б.С. Философия образования. М, 2003г., с. 25-27. 9. Гринева Е.А. Задания экологического содержания. Начальная школа. М, 2003г., с. 43-44. 10. Дерим – Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Осенние явления в природе. / Начальная школа. – М, 2004г., с. 35-39. 11. Ефиц О.А. Деловая педагогическая игра в экологической подготовке учителей начальных классов. Начальная школа. М, 2003г., с. 53-58. 12. Золотова Е.И. Знакомим младших школьников с миром животных. М, Просвещение, 2003г., с.150. 13. Золотухин А.И. Азбука зимнего леса. Начальная школа. М, 2003г., с. 58-63. 14. Кайзер Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения. СПб, НПО «Мир и Семья», 2002г. С. 230. 15. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки преподавания природоведения. М, Просвещение, 2004г., с. 192. 16. Кольваногих Л.М. Преподавание естествознания в системе развивающего обучения. Начальная школа. М, 2005г., с. 45-49. 17. Кузьмина Г.С. Наука о доме. Начальная школа. М, 2003г., с. 74-77. 18. Мифтахова Л.М. Игры и игровые задания на уроках природоведения. Начальная школа. М, 2004г., с. 39-43. 19. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М, 2005г., с. 113-115. 20. Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках природоведения. Начальная школа. М, 2004г., с. 41-43. 21. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. Начальная школа. М, 2003г., с. 6-11. 22. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и эколого-экономическое воспитание в начальной школе. М, Академия, 2004г., с. 176. 23. Плешаков. А.А. Жила-была пчела. Начальная школа. М, 2004г., 8. с. 48-49. 24. Плешаков. А.А. О жабах и лягушках. Начальная школа. М, 2003г., с. 34-37. 25. Постникова Е.А. Эколого-экономическая направленность сельскохозяйственного труда в начальной школе. Начальная школа. М, 2003г., с. 30-34 . 26. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: тетрадь / Е.В. Преображенская. Саратов, Лицей, 2002г., с. 90 . 27. Салеева Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальных классах. Начальная школа. М, 2003г., с. 43 -46 . 28. Салеева Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе. Начальная школа. М, 2003г., с. 4 -6 . 29. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на эколого-экономическую тему. Начальная школа. М, 2003г., с. 40-42 . Приложения Приложение №1.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |