«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения».
Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.
"Два" Печориных
Живет, совершает поступки, ошибается
Анализирует и судит
Отношение к жизни
Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства»
Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
Борьба сердца и ума
Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».
«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Отношение к женщинам
«Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает ... то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...»
«Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».
Главное противоречие героя
Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности.
Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
Сам о себе
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно».
«С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления».
Онегин и Печорин
• Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».
• Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
Сходство героев.
• Представители светского общества.
• Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
• Затем попытка найти применение своим душевным силам в каких-либо занятиях: чтение книг, хозяйство, но разочарование и в этом тоже.
• Героями овладевает скука (сплин).
• Критически относятся не только к окружающим их людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.
Чем Печорин отличается от Онегина. Печорин - человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства ума и сердца. Способен на глубокую любовь (отношение к Вере). Типичный герой своего времени.
КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА:
Постдекабристкий период, эпоха «николаевской реакции»: именно в этот корпуст текстов (преимущесвенно стихотворных) включается «ГНВ». См. «Дума».
Исповедальность тона, характерная также и для лирики Лермонтова.
Единство Печорина и лермонтовского лирического героя, их демонизм.
Основные темы лирики Лермонтова проходят сквозь роман:
ü Одиночество
ü Демонизм
ü Байроническая тема
ü Лицемерное, «маскарадное» общество
ü Экзотика, Кавказский колорит (см. «Мцыри»), топика сохраняется (замок-монастырь)
ü Рок, фатум
ü Природа
ü Фольклорные мотивы
Основные философские принципы Лермонтова нашли свое отражение в романе "Герой
нашего времени", где поэт выразил свою жизненную, нравственную позицию,
следовательно, роман объединил основные мотивы, свойственные поэзии Михаила
Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как