Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ранняя проза Лермонтова: «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Проблема героя. Направление художественных исканий.



2019-08-13 2103 Обсуждений (0)
Ранняя проза Лермонтова: «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Проблема героя. Направление художественных исканий. 4.50 из 5.00 6 оценок




«Вадим» - одно из уникальнейших произведений М.Ю. Лермонтова. Неоконченный исторический роман, в основе которого лежит историческое восстание крестьян под предводительством Пугачева. Центральный персонаж романа, герой-мститель, в котором «одно мучительно-сладкое чувство ненависти, достигнув высшей своей степени, загородило весь мир». Рисуя в «Вадиме» эпоху пугачевского восстания, Лермонтов не столько стремится к объективной передаче событий, сколько выдвигает на первый план свое личное, авторское отношение как к событиям, так и к героям. Вадим — это демоническая натура, совмещающая в себе величайшее зло с величайшим добром, «два конца незримой цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга».

Вадим являет собой удивительный синтез романтизма и реализма. Противоречивость лермонтовского отношения к народному восстанию своеобразно отразилась и в характеристике Вадима. Сын обиженного и разоренного Палицыным дворянина, Вадим принимает участие в народном восстании. Но внутренне он остается чужд народным интересам и одинок. В своей борьбе против Палицына Вадим руководствуется не общественными целями, а чувством личной мести. Это гордая, демоническая личность, которая возвышается над «толпой».

Поставив в центре произведения романтическую фигуру горбуна, утверждающего свое оскорбленное достоинство и противопоставляющего себя обществу, Лермонтов тем самым обнаруживает незрелость своего общественного мировоззрения. Однако автор приводит Вадима к сознанию ничтожности его стремлений и действий, не связанных органически с народным делом. Вадим сожалеет о растрате своих богатых дарований, которые могли быть обращены «в пользу какого-нибудь народа, угнетенного чуждым завоевателем». Здесь можно видеть первые признаки критического отношения к герою-индивидуалисту, которое в дальнейшем творчестве Лермонтова будет нарастать. Психологический портрет Вадима так же построен на романтических контрастах: мощь духа и физическое уродство, переходы от любви к ненависти, крайняя жестокость и слезы раскаяния и т. д. Это придает образу Вадима мелодраматичность, которая усиливается ультраромантической манерой изображения душевных переживаний и их внешнего выражения: Вадим «скрежетал зубами», «дико захохотал», похож был на «вампира, глядящего на издыхающую жертву», и т. д.

Произведение "Вадим", является первым опытом Лермонтова в творческой деятельности. В сюжете романа раскрывается конфликт между обществом и единственной личностью. Дворянин Вадим был горбуном.

Во время восстания Пугачёва он, мстительный и одинокий, встал на сторону крестьян. На этот поступок его побудило желание совершить месть за отца, которого обидел и разорил богатый помещик Палицын.

Княгиня Лиговская - незавершенный социально-психологич. роман. В первую очередь, «Княгиня Лиговская» показывает пороки современного светского общества — эта тема стала одной из ключевых и в «Герое нашего времени». Именно в «Княгине Лиговской» Лермонтов впервые попытался изобразить типического преставления своей эпохи — и в полной мере завершил этот замысел в «Герое…». Место действия — Петербург 1830-х, основа сюжета — история отношений гл. героя гвардейского офицера Печорина с его бывшей возлюбленной кн. Верой Лиговской и конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским. Сюжет романа строится вокруг приезда из Москвы князя Лиговского, женившегося на юношеской любви Печорина, Вере, пока Печорин служил в гусарском полку. На фоне этого развивается ряд других событий — конфликт с бедным чиновником Красинским, которого Печорин чуть не задавил каретой, и коварная игра с немолодой мадемуазель Негуровой, кавалером которой являлся Печорин, никогда её не любивший. В Печорине отчетливы черты светского молодого человека: цинич. скептицизм, внутр. опустошенность, душевная черствость, стремление играть заметную роль в свете, к-рый он презирает. В то же время Печорин — натура незаурядная; независимость суждений, аналитич. ум, способность критич. осмысления действительности выделяют его из окружающей среды. Печорину в романе противостоит Красинский. Описан он контрастно образу Печорина: последний невысок и некрасив, Красинский же «высокого роста» и «удивительно хорош собою», с весьма ограниченными жизненными целями: «Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце? О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость». «Княгиня Лиговская» — шаг вперед по пути Л. к реалистич. прозе. До этого Л. написал лишь одно прозаич. произв. — «Вадим»; вместе с тем он уже обладал богатым опытом лирич. поэта и драматурга. В Печорине немало признаков, унаследованных от Вадима, хотя и в сильно ослабленном виде. Вадим — гротескно уродлив, Печорин только некрасив и «нескладен»; Вадим — исключителен, Печорин всего лишь необычен, но необычность эта восходит к демонизму его предшественника: «в свете утверждали, что язык его зол и опасен...».

  1. Драматургия Лермонтова. Драма «Маскарад»: проблематика и художественное своеобразие.

«Маскарад» – драма Лермонтова (1835–1836), вершина его драматургии. Лермонтов продолжил и развил в ней основные линии, намеченные в юношеских пьесах, и в то же время «Маскарад» – произведение, свидетельствующее об огромных возможностях Лермонтова-драматурга. Это единственная драма, которую Лермонтов предназначал для театра и упорно добивался ее постановки на сцене.

Название пьесы символично : вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, – говорит Арбенин, – все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело». Настоящий, подлинный маскарад наступает после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и преступник. Раз в жизни человека мне чужого, Рискуя честию, от гибели я спас. А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова, отнял у меня всё, всё – и через час.

Конфликт поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился переворот - после его встречи с Ниной, и теперь в настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот? Жизнь теряет для Арбенина смысл.

Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, как и других, к земле прижал наш век…Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. «И этот гордый ум сегодня изнемог!» Этими словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.

Своеобразие «Маскарада». Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения. Обнаружившая себя еще в юношеских пьесах Лермонтова тенденция ввести высокого романтического героя в бытовое окружение только в «Маскараде» получает полноценное художественное воплощение: высокое и низкое предстают здесь как отражение разных сторон действительности, а романтическая исключительность героя воспринимается как жизненно-правдивое явление.

Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова, несущих идею благородной мести, духовного мятежа (ранняя лирика, кавказские поэмы). Пьеса построена на принципе силы и двойного сострадания — не только к жертве (Нине), но и к виновнику ее гибели (Арбенину).

Буря, которую производит Арбенин в светском обществе, вырастает до пределов бунта против всего устройства человеческой жизни, против Бога и установленных кодексов морали: «Преграда рушена между добром и злом!» – торжествующе кричит Арбенин Звездичу. Наибольшую внутреннюю близость с драмой обнаруживает поэма «Демон» – освобожденный от бытовой конкретности вариант той же идейно-философской и психологической коллизии. Знаменателен (как в смысле родства, так и взаимной контрастности этих произведений) обмен репликами между князем и Арбениным: «Вы человек иль демон?» – «Я? – игрок!». Герои «Демона» и «Маскарада» находятся на разных этапах единонаправленного духовного движения (от горького разочарования в мире людей – через возрождающую и примиряющую любовь – к новому, еще более страшному разочарованию – падению).

 

42.Зрелый период творчества Лермонтова: 1837-1841 гг.

М.Ю. Лермонтов "Мцыри" (1839)     Родина – абсолютный и недостижимый идеал, символ свободы. Конфликт мечты и действительности. Монастырь – символ тюрьмы. [поэма] Романтизм   Кольцевая композиция – внешнее поражение. Мцыри: «Свою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной», возвратиться в «край отцов», где мог бы быть «не из последних удальцов», отдать готов «две жизни за одну, но только полную тревог». Знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». «Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!» Природа: «божий сад», дружба между «бурным сердцем и грозой», в отчаянии «грызет сырую грудь земли». Барс (кульминация) «И мы сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом, и во мгле бой продолжался на земле», «следы глубокие когтей».
М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова" (1837) [поэма] {песня (авт.)}   + фольклорные элементы Степан Парамонович Калаш. («статный молодец», «жил по закону господнему», убил опричника «вольной волею»). Жена – Алена Дмитриевна. Опричник Кирибеевич («удалой боец, буйный молодец»): «Опостылели кони легкие, опостылели наряды парчовые» Царь Ваня: «Кто побьет кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому Бог простит»
ГНВ, 1840 ПОДРОБНЕЕ СМОТРИ В ВОПРОСАХ НИЖЕ
«Де́мон» (1829—1839)

 

 

 

 

43.Лермонтов и Пушкин.

В. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существен­но различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключает­ся в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Конечно, в данном высказывании великий критик несколько сгущает краски, потому что нельзя сказать, что в поэзии Пушкина нет мысли и истины, а стихи Лермонтова ли­шены внутреннего чувства. Но тем не менее разница двух ге­ниев очевидна. Лермонтова можно назвать первым психологом в литературе , его Печорин — образец глубокой рефлексии и тончайших самонаблюдений, в то время как Пушкина по ана­логии можно определить в качестве гениального предпсихолога, умеющего великолепно показать человека через его внеш­ние проявления: поступки и речь.

До Пушкина психология конкретного человека по больше мере определялась через события, происходящие вокруг него.

Такой подход являлся инстинктивным продолжением представ­лений средневековья о том, что человека достаточно характери­зуют обступающие его обстоятельства, которые зеркалят его ду­шу и притягиваются ею.

Пушкин рос в атмосфере общественной устойчивости, ещё почти ничего не поколебало существующий строй, общественное мнение как таковое только зарождалось, не были обозначены чётко темы и направление поисков, не была проведена напря­жённейшая душевная и мыслительная работа по конкретизации и детализации предмета рассмотрения. Всё это происходило по ме­ре взросления поэта. Он сам смог аккумулировать в художест­венном творчестве основные проблемы окружающей его жизни, но они ещё как бы припорошены дымкой сновидческого благо­ухания, только после тридцатилетия поэт начинает постепенно вести общественно активный образ жизни. Отвлечённые разду­мья и романтические увлечения (как, например, движением де­кабристов или надеждами на плодотворность доброй монаршей воли) заменялись ясными и злободневными идеями (создание ли­тературного журнала, построенного на самоокупаемости, работа историка, которая в будущем неизбежно перешла бы в политиче­скую деятельность).

Лермонтов явился уже совсем в другое время. Изящество и ленивая роскошь XVIII века, продолжившиеся в царствование Александра I, завершились при Николае I, холодном деспоте, лишённом какого бы то ни было изящества и поэтического вооб­ражения. Становление Лермонтова как человека происходило не в атмосфере подвигов Отечественной войны 1812 года, для него это уже история («Скажи-ка, дядя...»), а в атмосфере разгрома движения декабристов, которым завершилась вся общественная романтика. Окончательно его становление состоялось после ги­бели самого Пушкина.

Пушкин — певец изначальной гармонии , Золотого века, его творения завершены, а мысль закольцована созерцанием истины. Лермонтова преследуют вопросы, которые только к концу жизни встали перед его предшественником со всей остротой и на кото­рые он мог давать оптимистические и мудрые ответы, потому что смотрел на происходящее из своего золотого беззаботного детст­ва и юности, и вследствие этого чисто психологически мог быть великодушен. Лермонтов видел только нарушение всякой гармо­нии, попрание её, острее ощущал конкретные открывающиеся перспективы в развитии общества. Он их переживал земным, а не небесным образом, потому что не имел опыта этой самой небесности.



2019-08-13 2103 Обсуждений (0)
Ранняя проза Лермонтова: «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Проблема героя. Направление художественных исканий. 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Ранняя проза Лермонтова: «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Проблема героя. Направление художественных исканий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)