Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переход от романтизма к реализму



2019-08-13 345 Обсуждений (0)
Переход от романтизма к реализму 0.00 из 5.00 0 оценок




До «Княгини Лиговской» Лермонтов уже имел опыт работы в прозе: в 1832 году он начал писать роман «Вадим», представлявший собой «лирическую исповедь», в которой отразились мятежные порывы юного автора. Произведение так и осталось незавершённым; исследователи полагают, что в процессе работы Лермонтов осознал: «век романтических Дон Кихотов проходит»[25].

«Княгиня Лиговская» продемонстрировала стремление писателя максимально дистанцироваться от прежних пафосно-возвышенных настроений, однако «печать переходности» в романе всё-таки присутствует. В первую очередь это касается образа Печорина, внешность и характер которого «получены в наследство» от Вадима (правда, в несколько смягчённом варианте). Так, они оба подчёркнуто некрасивы; при этом Вадим откровенно безобразен, а Григорий Александрович — просто неказист. И в том, и в другом персонаже обнаруживаются черты демонизма — в большей либо меньшей степени[17]. Их родство проявляется также в отсутствии дара сочувствия к боли других людей; и Вадим, и Печорин холодны и безжалостны[30].

47.Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: поэтика и проблематика.

Н.В.Гоголь:

 «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». Петербургские повести («Невский проспект», «Портрет», «Нос». «Записки сумасшедшего»). «Женитьба». «Резизор». «Театральный разъезд». «Мертвые души» (1 и 2 тт.). «Избранные места из переписки с друзьями» (Обзор).

Н.В. Гоголь "Шинель" (1842)   Шинель – «вечная идея». Мир А. А. Башмачкина – мир чинов и денег, бездушный, отнимает самое дорогое. «Маленький человек», способный на самоотречение. «Власть чина» Обобщение, детализация, ирония, сарказм, юмор, гротеск, абсурд, каламбуры. [повесть] Реализм Акакий («незлобливый») Башмачкин – мелкий чиновник («в одном департаменте служил один чиновник», «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват», «служил с любовью», «некоторые буквы были у него фавориты», «существо, никем не защищенное») «прежде всего объявить чин» Снижение: убогость интересов, он существует. Возвышение: сострадание и смех, обрушилось несчастье, сослуживец «Зачем вы меня обижаете?» = «Я брат твой», наличие мечты и смысла. Петербург: бюрократизм, автоматизм, «черные лестницы п. домов», благодаря климату «болезнь пошла скорее»  

 

Б. Эйхенбаум «Как сделана «Шинель» Гоголя»:

v Личный тон автора — организующее начало повести, дает иллюзию сказа, при этом сюжет перестает играть организующую роль, сокращается до минимума, и центр тяжести от него переносится на приемы сказа.

v Сказ Гоголя — воспроизводящий: вводит приемы словесной мимики и жеста, плюс акустический эффект, звуковой жест (слово «геморроидальный»).

v Сюжет у Гоголя редуцирован и почти статичен, настоящая динамика — в построении сказа, игре языка.

v Каламбур: департамент податей и сборов = департамет подлостей и вздоров, департамент горных и соляных дел = департамент горьких и соленых дел.

v Каламбур осложнен комическими приемами, придающими ему вид серьезности, сторого логическим синтаксисом; он всячески скрыт.

v Прием ритмического нарастания + созвучные окончания синонимичных рядов (рябоват, рыжеват, подслеповат).

v Речь героев, несмотря на индивидуальные различия, не производит впечатление бытовой речи; она всегда стилизована.

v Сказ Гоголя стилизован под небрежную, наивную болтовню, приобретает характер фамильярного многословия = иллюзия действительной истории, переданной как факт, то есть во всех мелочах не известной рассказчику. Столкновение, прерыв и резкая перемена тона, отвлечения = впечатление импровизации.

v Гротеск: ожидаемое по синтаксическому типу периода равновесие смысловой энергии между длительным подъемом и кадансом периода не осуществлено >> несовпадение между торжественно-серьезной интонацией и смысловым содержанием.

v Гротеск требует:

ü Описываемое положение замкнуто в маленький до фантастичности мир искусственных переживаний, отгорожено от реальности.

ü Всякая мелочь может вырасти до колоссальных размеров.

v В анекдоте о чиновнике Гоголю был ценен именно этот фантастически-ограниченный, замкнутый состав дум, в пределах которого хуложник волен нарушать обычные пропорции мира. Душевный мир А. А. не ничтожный, а фантастически-замкнутый, свой, в нем свои законы и пропорции.

 

48.Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»: поэтика и проблематика.

Н.В. Гоголь "Мертвые души" (1842)   Эпос: широкий охват действительности, много героев, сюжетность. Лирика: л. отступления, прерывающие повествование, о поступках героев, судьбе страны, природе и творчестве. [поэма] {эпос} Реализм Жанр. призн. социально-психологического, сатирического, плутовского романа. Поэма – важность лирического начала. Чичиков: приобретатель-авантюрист, цель – накопление капитала («ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, но и не так чтобы слишком молод», «умел польстить каждому») Биография: формирование характера как типа и возрождение. Манилов: мечтательность, сентиментализм, «перебрано сахару» = избыток приятности, псевдофилософ. Коробочка: бережливость, скудоумие, упрямство, «дубинноголовая». Ноздрев: «щеки вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних», кутила, «нагадить ближнему». Собакевич: похож на «средней величины медведя», кулак, груб, прямолинеен, неуклюжий. Плюшкин: «маленькие глазки» «бегали, как мыши», бесполое существо, образ развивается («бережливый хозяин» => «прореха на лице человечества»), предел падения человека: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

ПРО ПЛУТОВСКОЙ РОМАН

ПРО БК



2019-08-13 345 Обсуждений (0)
Переход от романтизма к реализму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Переход от романтизма к реализму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)