Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мозг и сознание. Достижения и проблемы когнитивных наук.



2019-08-13 441 Обсуждений (0)
Мозг и сознание. Достижения и проблемы когнитивных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок




(по статье И.В.Черниковой Когнитивные науки и когнитивные технологии в зеркале философской рефлексии)

Когнитивные науки представляют собой синтез наук, связанных единой проблемой – Сознание-Мозг-Язык (мышление, память, внимание) – Миллер.

Главная особенность и новация когнитивных наук в исследовании познания в многодисциплинарном диалоге, порождающем общую почву у философии науки, нейронаук, теории информации, лингвистики, психологии.

Актуальность проблематики когнитивных исследований определяется и

особенностями развития современного общества, подошедшего к осознанию нового этапа своего существования: на смену информационному обществу приходит общество,

основанное на знании, и человек сегодня уже обладает такой мощной базой знаний, такой технологической силой, что неадекватное их применение может привести к очень

серьезным последствиям. Наука постепенно интегрируется в организованную по новым

принципам систему взаимодействия науки и технологии. Этот феномен обозначается термином технонаука, главная черта которой, социально-практическая ориентированность. Важнейшим примером технонауки являются так называемые NBIC

–технологии (нано-, био-, информационные и когнитивные). Технонаука, являющаяся основным источником технологических инноваций, представлена в конвергирующем разнообразии этих четырех научно-технологических областей. Когнитивные технологии стали развиваться позднее трех других, но они представляют наиболее серьезный вызов

современной цивилизации. Они выводят на новый уровень цивилизационного развития уже сегодня разрабатываемые технологии интерфейсов, контроля внимания, технологии в области эргономики, виртуалистики дают многомиллиардные эффекты. В тоже время,когнитивные технологии ставят сложнейшую проблему выбора неограниченного совершенствования или самосохранения, например, в связи с возможными границами изменений природы самого человека. Поэтому нужна мудрость, чтобы эти знания применять. Исследованием получения знания и его использования и занимается когнитивная наука.

В процессе биологической эволюции и генетическое запрограммирование поведение не исчезает. Оно остается основой, на которой возникают системы, базирующиеся на индивидуальном опыте, на передаче опыта. Этот путь биологической эволюции и ведет к возникновению все более высоко организованных систем и человека.

У человека внешняя информация играет особенно большую роль. Неслучайно последнее десятилетие, рассматривая экологию человека, особое значение придают той информационной среде, которая оказывается с момента его рождения.

Последние исследование показали, что внешняя информация начинает воздействовать на 5-м месяце эмбрионального развития. Можно считать установленным фактом, что способность человека к мышлению не дана ему вместе с рождением. Сознание — это св-во общества, вне общества сознание человека мышление не возникает. Науке известны многочисленные случаи, когда дети в раннем возрасте оказывались на воспитании животных. И когда их находили, то не обнаруживали проблесков, зачатков человеческого мышления. Когда дети возвращались в социальную среду, и воспринимали язык, получали громадный объем информации, то обнаруживалось, что послед. их биологическое, физиологическое развитие существенно изменялось. Как правило, они умирали при достижении юношеского возраста. Все это свидетельствует о том, что внешняя информация может модифицировать, изменять биологическое развитие живых систем. Это существенно, т.к. традиционная генетика утверждает, что всеми процессами становления биологических систем управления генетически заданная информация. Выясняется, что это противоречит эмпирически установленным фактам.

Становление человеческого сознания обусловлено становлением развития языка. Становление языковой системы: человек начинает выделять себя из природы. Если язык выполняет коммуникативную функцию (передачи информации), то формируется и логическая функция, т.е. язык становиться инструментом человеческого мышления. И к самой структуре языка закрепляются законы логики. Поэтому вместе с освоением языка, не сознавая того, человек усваивает и законы логики.

Сознание как сложная динамическая система.

Сознание человека всегда было в центре внимания. Они пытались выяснить механизм человеческого мышления. При этом на выдающихся мыслителей всегда оказывало большое влияние интуиция. Ведь особенность интуиции состоит в том, что решение проблемы, задачи возникает внезапно в сознании человека, т.е. без каких либо предварительных рассуждений, с чем мы имеем дело непосредственно на уровне сознания. Философы нового времени: Декарт, Спиноза полагали, что все фундаментальные идеи просты, самоочевидны и не нуждаются в каких либо доказательствах. Опирались на эти идеи, человек по их представлениям, уже в процессе рассуждения, опирался на законы логики, начинают решать всё более сложные проблемы и задачи. Эти выдающиеся представители науки рассматривали интуицию, как существующий факт и не смогли выявить механизмы этих интуитивно найденных задач и проблем.

Решение проблемы стало возможным, когда в психологии стали исследовать подсознание и бессознательность. При этом оказалось, что непосредственно осознаваемое подсознание и бессознательное находиться в органич. взаимодействии, связи.

Та информация, которая находится на подсознательном уровне, может быть в принципе выведена на уровень непосредственного познания. Разумеется, что это требует немалых усилий. Важно подчеркнуть, что подсознательное образует все, что мы видели, слышали, осознавали. Но эта информация не лежит грузом на нашем сознании, она непрерывно перерабатывается, и именно на уровне подсознания решаются проблемы, задачи. И эти решения возникают в нашем мозгу как бы внезапно.

А то, что эта информация воздействует на нашу сознательную деятельность, указывает многочисленные факторы. Если человеку в состоянии гипноза приказать что-то сделать. А затем дать приказ ему забыть, то человек выполнит приказ. Но в процессе выполнения приказа, он строит цепь своих действий совершенно сознательно.          



2019-08-13 441 Обсуждений (0)
Мозг и сознание. Достижения и проблемы когнитивных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мозг и сознание. Достижения и проблемы когнитивных наук.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)