Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория естественного отбора и развитие наук о поведении животных и человека в ХХв.



2019-08-13 274 Обсуждений (0)
Теория естественного отбора и развитие наук о поведении животных и человека в ХХв. 0.00 из 5.00 0 оценок




(по статье Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования М.Л. Бутовская)

1. Этология – изучает инстинкты, поведение животных и людей.

2. Когнитивная этология – изучает интеллект животных

3. Бихевиоризм – Уотсон 20 г ХХв

Этология и бихевиоризм: разные парадигмы в исследовании поведения

Этология как наука возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом. К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд постоянно подчерки­вали, что поведение животных и человека имеет под собой биологические корни и основано на врожденных предрасположенностях. Сами предрас­положенности и пути их реализации в онтогенезё заложены в генетиче­ской программе вида, но их реализация происходит на базе взаимодейст­вия индивида со средой и под воздействием внешних факторов. Этологи противопоставили концепцию врожденного и видоспецифичного парадиг­ме бихевиористов, в которой формирование поведения объяснялось ис­ключительно с позиций выработки условных рефлексов. Бихевиористы полагали, что любые навыки формируются на основе фиксации конкретной цепи физиологических действий.

Бихевиоризм как научное направление восходит к теории условных рефлексов И.П. Павлова, представленной им европейским коллегам на конгрессе 1906 г. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон и его после­дователи применили рефлекторные подходы к объяснению процессов научения у животных и человека [Watson, 1914; 1930]. Крайним выраже­нием бихевиоризма является идея Б. Скиннера о том, что поведением жи­вотного можно полностью управлять, создав необходимый порядок подкреплений [Skinner, 1938]. Отрицание врожденной поведенческой про­граммы наиболее ярко воплотилось в исследованиях по научению детей. В 70-е годы Б.Скиннер и его коллеги прямо заявили, что путем умелого манипулирования поощрениями и наказаниями абсолютно любое поведе­ние человека может стать условным, закрепленным [Skinner, 1974].

Насколько популярной стала идея рефлекторного формирования по­ведения и как глубоко она утвердилась в науках о человеке, можно судить по высказываниям З. Кьюо, одного из американских психологов - сторон­ников концепции рефлекторного поведения, сделанных всего около три­дцати лет назад [Кио, 1967]. Он заявлял, что даже при условии замены человеческого мозга на мозг шимпанзе, не произойдет никаких внешних изменений поведения, поскольку само тело на основе опыта и под влиянием уже сформированных условных рефлексов диктует мозгу, что нужно делать.

С точки зрения бихевиористов, при умелом воздействии на поведение можно вызывать его появление в нужном контексте и в нужное время.

Этологи придерживались иных представлений, отмечая, что внутренние побуждения могут находить выход и спонтанно, без внешнего стимула. Вторым принципиальным отличием бихевиоризма от этологии является полное пренебрежение идеей об адаптивности поведенческих стратегий (этологи настаивали на том, что многие аспекты поведения имеют реаль­ную ценность для выживания вида). Возражая против бихевиористского подхода в изучении поведения, этологи показали, что далеко не все виды активности можно модифицировать путем подкрепления. Ряд поведенче­ских характеристик остаются устойчивыми, несмотря на все попытки экс­периментаторов сформировать у подопытных животных новую модель поведения [Мак-Фарленд, 1988].

Научение обеспечивает виду приспособленность к реальным услови­ям среды, в этом аспекте последствия научения адаптивны и повышают приспособленность особи в конкретных условиях среды. Если действия среды постоянны и неизменны (например, действие сил гравитации, су­точные колебания света и темноты или сезонные колебания среды), науче­ние не является необходимым. Реакция животных на такие колебания является жестко запрограммированной. Научение может происходить в оп­ределенные, четко фиксированные периоды онтогенеза, и такие чувствительные периоды являются видоспецифической врожденной характеристикой, относительно независимой от индивидуальной изменчивости. Способность детей к освоению языка прослеживается в возрасте от двух до семи лет и не зависит от того, какой, собственно, язык дети вокруг себя слышат.

Наконец бихевиористы и этологи различались принципиально самой схемой и целями исследований. Для этологов было очевидным, что на­блюдение и описание должно предшествовать анализу поведения, что понять функции поведения можно только путем наблюдения за естествен­ным поведением вида в естественных для него условиях обитания. Для бихевиористов основная задачаза заключалась в исследовании путей и мето­пов, с помощью которых поведение можно формировать и моделировать по намеченному заранее плану.

Этологи с самого начала выступали как оппоненты бихевиоризма. Это объяснялось целым рядом обстоятельств, прежде всего несовпадением базовых установок и подходов. Перечислим ниже основные различия это­логии и бихевиоризма.

1. Объект исследования этологов - внешние проявления поведения и детальное описание процесса действий и взаимодействий между индиви­дами. Бихевиористы же концентрировались на непосредственной связи между стимулом и реакцией и не рассматривали поведение как сложную многоуровневую систему [Lorenz, 1471].

2. Уже ранние этологи настаивали на необходимости проведения исс­ледований в естественной для данного вида среде обитания или в условиях неволи, максимально приближенных к естественным. Для бихевиористов ведущим методом исследований являлись лабораторные эксперименты.

3. Если этологи доказывали необходимость сравнительных исследо­ваний, обращая внимание на видоспецифичность репертуара поведения и возможность реконструкции путей эволюции конкретного поведенческого комплекса на основе сопоставления моделей поведения у родственных видов, то Бихевиористы предпочитали работать с несколькими видами лабораторных животных, мотивируя это тем, что процессы научения у всех животных сходны.

4. Интересы этологов всегда были достаточно широкими. Это и те­ория коммуникации, сформулированная в работах К.Лоренца, и основы анализа социального поведения, развитые в трудах Н. Тинбергена.

Кредо этологии и ее основные задачи наиболее четко сформулиро­ваны Н. Тинбергеном под названием «Четыре почему»: 1) анализ непо­средственных причин, порождающих конкретный тип поведения, и его физиологических основ; 2) функция данного поведения и его роль в жизни животного (обеспечение приспособленности); 3) изучение путей формиро­вания разных форм индивидуального и социального поведения в онтогенезе (взаимодействие генетических и средовых факторов в развитии особи); 4) эволюционное происхождение данной формы поведения (эволюционная история вида и пути приобретения данного видового признака в филогене­зе). Бихевиористы преимущественно исследовали процессы научения и пытались разрабатывать методы целенаправленного формирования поведения в онтогенезе.



2019-08-13 274 Обсуждений (0)
Теория естественного отбора и развитие наук о поведении животных и человека в ХХв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория естественного отбора и развитие наук о поведении животных и человека в ХХв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)